Цели:
Повторить произведения И.А. Крылова;
Оборудование:
- портрет И.А. Крылова,
- рисунки детей к басням,
- книги “Басни И.А. Крылова”,
- музыкальная шкатулка,
- конверты с заданиями,
- маски животных,
- учебник,
- цветы красного, желтого и синего цветов.
Ход урока
I. Организационный момент.
(На доске портрет баснописца и рисунки детей к басням.)
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять,
Многое хочу узнать!
II. Введение в тему урока.
Учитель: Дети, вспомните, что такое басня? (Ответы детей.)
Учитель: Правильно. Басня – это краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами в басне часто выступают животные, предметы, которые обладают человеческими качествами. Они обычно умеют говорить.
Учитель: Кто первым начал писать басни? (Выслушиваются ответы детей, затем обобщают подготовленные ученики.)
- Считают, что первым начал писать басни Эзоп, живший в Греции в IV веке до н.э. Именно в его баснях животные говорят, думают, как люди. Эзоп высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Такой литературный прием называется аллегорией.
Учитель: Что такое аллегория? (Иносказание.)
III. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя.
На доске запись: НАВИ ВОЛЫРК
Учитель: Мы с вами знаем, что псевдоним – это вымышленное имя писателя. Перед вами на доске записан псевдоним известного русского писателя. Прочитайте его.
(Дети читают запись справа налево.)
Учитель: Что вы можете сказать об этом человеке? (Ответы детей.)
Учитель: Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Он любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.
Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учат жить по справедливости.
Учитель: Послушайте стихотворение Михаила Исаковского, посвященное юбилею Ивана Андреевича Крылова.
(Читает подготовленный ученик.)
Ученик:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни “Букварь” постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Учитель: Сегодня мы отправимся с вами в прекрасный мир басен И.А. Крылова, и наш урок проведем в виде конкурса, который позволит выявить лучших знатоков басен.
За каждый правильный ответ вы получаете жетон.
2. Конкурсная программа.
Учитель: Сначала с вами проведем разминку.
Разминка. (Читают подготовленные ученики.)
а)
У сильного всегда бессильный виноват
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы истории не пишем.
Учитель: В какой басне звучат эти слова? (Волк и Ягненок.)
б)
До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.
Учитель: Кто так говорил? (Стрекоза.)
в) Перечислите героев басни, которые “затеяли” сыграть квартет. (Мартышка, Осел, Козел, Мишка.)
г) Кто смеялся над чужой бедой? (Голубок.)
д) С помощью этого предмета можно увидеть “что это там за рожа”? (Зеркало.)
е) Что за предметы, с полдюжины которых достала героиня одной из басен? (Очки.)
Учитель: Молодцы, ребята. Следующие задания нашего конкурса находятся в конвертах, которые разложены на столе.
(Дети по очереди берут конверты с заданиями, которые читает учитель.)
Конверт 1. Поэтический конкурс.
(Дети по желанию читают наизусть понравившиеся басни И. Крылова.)
(Фото 1)
Конверт 2. Конкурс “Юный художник”.
(Учитель показывает рисунки учащихся на доске к произведениям, дети отгадываю название басни.)
Конверт 3. Театральный конкурс.
(Учащиеся по желанию берут маски героев басни и инсценируют ее. В это время идет музыкальное сопровождение.)
(Фото 2)
Конверт 4. Кроссворд.
(Участникам раздаются сетки кроссворда с вопросами.)
Кроссворд.
По горизонтали:
3. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
4. У него к зиме под листом “был готов и стол и дом”.
6. Кто без драки “хотел попасть в большие забияки”?
7. Кого по улицам водили, как будто на показ?
По вертикали:
1. Кто смеялся “вперед чужой беде”?
2. Один из героев, которые “везти с поклажей воз взялись”?
5. Осталась она без обеда из-за своей глупости.
Ответы:
По горизонтали:
3. Обезьяна.
4. Муравей.
6. Моська.
7. Слон.
По вертикали:
1. Голубок.
2. Рак.
5. Ворона.
Учитель: Давайте проверим ответы. Я читаю задание, а вы будете показывать иллюстрацию героя.
(Иллюстрации героев лежат на столе учителя.)
Подведем итог.
Физкультминутка: “Стрекоза и Муравей”.
Нес однажды Муравей
Две травинки для дверей.
На полянке под кустом
Муравьишка строит дом,
Лишь снежок запорошит,
Стрекоза к нему спешит.
- Ты, Кума, не торопись,
А за дело-ка возьмись.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем приседать!
3. Игровая программа.
Учитель: А теперь переходим к игровой части нашего урока. Не забывайте, что вы продолжаете собирать жетоны.
Игра “Угадай басню”.
Учитель: В музыкальной шкатулке спрятаны слова с фразами из басен. Вы, ребята, должны прочитать эти слова и назвать басню.
(Учащиеся выходят, достают карточку с фразами, читают и называют ответ.)
а)
Иного также мы боимся,
Поколь к нему не приглядимся. (Лев и Лисица.)
б)
А, вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь. (Квартет.)
в)
Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье мое
С песком и илом? (Волк и ягненок.)
г)
Хоть видит око,
Да зуб неймет (Лисица и виноград.)
Учитель: Кого больше всего осуждает и высмеивает Крылов в этих баснях?
(Ответы учащихся.)
Игра “Загадочные животные”.
Учитель: Здесь даны названия животных – героев басен. Только буквы в словах перепутаны. Поставьте буквы на место, и вы получите названия данных животных.
На доске:
КВОЛ
ПУХЕТ
РАЙВЕУМ
ГУБОЛЬ
ЁСОЛ
ЛСОН
(Дети выполняют задания.)
Учитель: Что у вас получилось?
(Волк, Петух, Муравей, Голубь, Осел, Слон.)
Игра: “Узнай басню”.
Учитель: Ребята, давайте “сходим” с вами в “Картинную галерею” - посмотрим иллюстрации В. Серова к басням И. Крылова. Зал 3.
- Рассмотрите внимательно иллюстрации. К каким басням эти иллюстрации. Все ли басни вам знакомы?
(Учащиеся называют известные басни, если называют не изученную басню – рассказывают, откуда она им знакома.)
IV. Итог урока.
Учитель: Полезным ли для вас оказался урок? Чем? Нужно ли изучать басни? Чему они учат?
- Какое настроение у вас после сегодняшнего урока? Сейчас мы с вами соберем букеты цветов? Если у вас отличное настроение – соберите букет из красных цветов, хорошее – из желтых, а если не очень хорошее – из синих.
(На доске нарисованы три вазы с букетами.)
Учитель: Итак, ребята, вы показали очень хорошие знания басен И. Крылова. Молодцы!
- Давайте подсчитаем жетоны. Самыми лучшими знатоками басен оказались… (называются имена учащихся).
(Победители награждаются медалями “Лучшему знатоку” и книгами “Басни Крылова”.)
Домашнее задание.
Придумать свою басню в прозе (если сможете, то в стихах).