Урок литературного чтения "Басни И.А. Крылова", 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Повторить произведения И.А. Крылова;
  2. Развивать интеллект, логическое мышление, творческое воображение, пробуждать добрые чувства;
  3. Воспитывать высокие моральные качества, любовь к литературе.

Оборудование:

  • портрет И.А. Крылова,
  • рисунки детей к басням,
  • книги “Басни И.А. Крылова”,
  • музыкальная шкатулка,
  • конверты с заданиями,
  • маски животных,
  • учебник,
  • цветы красного, желтого и синего цветов.

Ход урока

I. Организационный момент.

(На доске портрет баснописца и рисунки детей к басням.)

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять,
Многое хочу узнать!

II. Введение в тему урока.

Учитель: Дети, вспомните, что такое басня? (Ответы детей.)

Учитель: Правильно. Басня – это краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами в басне часто выступают животные, предметы, которые обладают человеческими качествами. Они обычно умеют говорить.

Учитель: Кто первым начал писать басни? (Выслушиваются ответы детей, затем обобщают подготовленные ученики.)

- Считают, что первым начал писать басни Эзоп, живший в Греции в IV веке до н.э. Именно в его баснях животные говорят, думают, как люди. Эзоп высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Такой литературный прием называется аллегорией.

Учитель: Что такое аллегория? (Иносказание.)

III. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

На доске запись: НАВИ ВОЛЫРК

Учитель: Мы с вами знаем, что псевдоним – это вымышленное имя писателя. Перед вами на доске записан псевдоним известного русского писателя. Прочитайте его.

(Дети читают запись справа налево.)

Учитель: Что вы можете сказать об этом человеке? (Ответы детей.)

Учитель: Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Он любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учат жить по справедливости.

Учитель: Послушайте стихотворение Михаила Исаковского, посвященное юбилею Ивана Андреевича Крылова.

(Читает подготовленный ученик.)

Ученик:

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни “Букварь” постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

Учитель: Сегодня мы отправимся с вами в прекрасный мир басен И.А. Крылова, и наш урок проведем в виде конкурса, который позволит выявить лучших знатоков басен.

За каждый правильный ответ вы получаете жетон.

2. Конкурсная программа.

Учитель: Сначала с вами проведем разминку.

Разминка. (Читают подготовленные ученики.)

а)

У сильного всегда бессильный виноват
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы истории не пишем.
Учитель: В какой басне звучат эти слова? (Волк и Ягненок.)

б)

До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.

Учитель: Кто так говорил? (Стрекоза.)

в) Перечислите героев басни, которые “затеяли” сыграть квартет. (Мартышка, Осел, Козел, Мишка.)

г) Кто смеялся над чужой бедой? (Голубок.)

д) С помощью этого предмета можно увидеть “что это там за рожа”? (Зеркало.)

е) Что за предметы, с полдюжины которых достала героиня одной из басен? (Очки.)

Учитель: Молодцы, ребята. Следующие задания нашего конкурса находятся в конвертах, которые разложены на столе.

(Дети по очереди берут конверты с заданиями, которые читает учитель.)

Конверт 1. Поэтический конкурс.

(Дети по желанию читают наизусть понравившиеся басни И. Крылова.)

(Фото 1)

 

Конверт 2. Конкурс “Юный художник”.

(Учитель показывает рисунки учащихся на доске к произведениям, дети отгадываю название басни.)

Конверт 3. Театральный конкурс.

(Учащиеся по желанию берут маски героев басни и инсценируют ее. В это время идет музыкальное сопровождение.)

(Фото 2)

Конверт 4. Кроссворд.

(Участникам раздаются сетки кроссворда с вопросами.)

Кроссворд.

По горизонтали:

3. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
4. У него к зиме под листом “был готов и стол и дом”.
6. Кто без драки “хотел попасть в большие забияки”?
7. Кого по улицам водили, как будто на показ?

По вертикали:

1. Кто смеялся “вперед чужой беде”?
2. Один из героев, которые “везти с поклажей воз взялись”?
5. Осталась она без обеда из-за своей глупости.

Ответы:

По горизонтали:

3. Обезьяна.
4. Муравей.
6. Моська.
7. Слон.

По вертикали:

1. Голубок.
2. Рак.
5. Ворона.

Учитель: Давайте проверим ответы. Я читаю задание, а вы будете показывать иллюстрацию героя.

(Иллюстрации героев лежат на столе учителя.)

Подведем итог.

Физкультминутка: “Стрекоза и Муравей”.

Нес однажды Муравей
Две травинки для дверей.
На полянке под кустом
Муравьишка строит дом,
Лишь снежок запорошит,
Стрекоза к нему спешит.
- Ты, Кума, не торопись,
А за дело-ка возьмись.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем приседать!

3. Игровая программа.

Учитель: А теперь переходим к игровой части нашего урока. Не забывайте, что вы продолжаете собирать жетоны.

Игра “Угадай басню”.

Учитель: В музыкальной шкатулке спрятаны слова с фразами из басен. Вы, ребята, должны прочитать эти слова и назвать басню.

(Учащиеся выходят, достают карточку с фразами, читают и называют ответ.)

а)

Иного также мы боимся,
Поколь к нему не приглядимся. (Лев и Лисица.)

б)

А, вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь. (Квартет.)

в)

Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье мое
С песком и илом? (Волк и ягненок.)

г)

Хоть видит око,
Да зуб неймет (Лисица и виноград.)

Учитель: Кого больше всего осуждает и высмеивает Крылов в этих баснях?

(Ответы учащихся.)

Игра “Загадочные животные”.

Учитель: Здесь даны названия животных – героев басен. Только буквы в словах перепутаны. Поставьте буквы на место, и вы получите названия данных животных.

На доске:

КВОЛ

ПУХЕТ

РАЙВЕУМ

ГУБОЛЬ

ЁСОЛ

ЛСОН

(Дети выполняют задания.)

Учитель: Что у вас получилось?

(Волк, Петух, Муравей, Голубь, Осел, Слон.)

Игра: “Узнай басню”.

Учитель: Ребята, давайте “сходим” с вами в “Картинную галерею” - посмотрим иллюстрации В. Серова к басням И. Крылова. Зал 3.

- Рассмотрите внимательно иллюстрации. К каким басням эти иллюстрации. Все ли басни вам знакомы?

(Учащиеся называют известные басни, если называют не изученную басню – рассказывают, откуда она им знакома.)

IV. Итог урока.

Учитель: Полезным ли для вас оказался урок? Чем? Нужно ли изучать басни? Чему они учат?

- Какое настроение у вас после сегодняшнего урока? Сейчас мы с вами соберем букеты цветов? Если у вас отличное настроение – соберите букет из красных цветов, хорошее – из желтых, а если не очень хорошее – из синих.

(На доске нарисованы три вазы с букетами.)

Учитель: Итак, ребята, вы показали очень хорошие знания басен И. Крылова. Молодцы!

- Давайте подсчитаем жетоны. Самыми лучшими знатоками басен оказались… (называются имена учащихся).

(Победители награждаются медалями “Лучшему знатоку” и книгами “Басни Крылова”.)

Домашнее задание.

Придумать свою басню в прозе (если сможете, то в стихах).