Человек как существо биосоциальное постоянно взаимодействует с другими людьми, вступая в самые разнообразные контакты: внутри семейные, общественные и другие. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила этикета.
В последние время роль этикета в нашем обществе как части поведенческой культуры неизмеримо возрастает. Из опыта своей работы могу сказать, что уровень владения правилами этикета у детей оставляет желать лучшего. Далеко не каждый ребенок умеет сдерживать свои порывы.
Почти каждому ребенку присуще лидерство, которое является характерной чертой детей нынешнего поколения – это неумение считаться с мнениями, интересами других людей, неумение правильно изложить свои мысли, разумно сформировать вопрос. Это зачастую приводит к возникновению споров, конфликтов. Поэтому в работе с детьми считаю актуальным решение таких задач, как - знакомство детей с правилами этикета и расширение их словарного запаса; жизнь в соответствии с общечеловеческими нравственными и этическими законами.
Поскольку этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей, различных по национальному, социальному положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам и образовательному уровню, полоролевым установкам.
Важнейшим средством общения людей является наша речь. Чтобы общение было успешным, надо научить детей не только поступать в соответствии с нормами, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действии, слов, жестов, замечать эмоциональное и физическое состояние других людей.
Уже с первых лет жизни малыш должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно сдерживать желание, т.е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Уже поэтому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие первые слова произносит, как садится, как ест, как держит руки - судят об уровне его культуры, о нравственных и интеллектуальных достоинствах. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью манер определяет такое важное качество ребенка, как коммуникативность. И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями. Для этого нами было разработано календарно-тематическое планирование для работы с детьми 4-7 лет.
Календарно-тематический план работы по воспитанию речевой культуры и формирования коммуникативных навыков у дошкольников 4-5 лет
Блок | Тема | Задачи | Предварительная работа | Формы работы (содержание, продуктивная деятельность) |
Сроки |
Что такое культура | Культурная среда | Формировать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира. Учить анализировать поступки сказочных героев. | Просмотр мультфильма "Крокодил Гена и Чебурашка" | Беседа (1, с 36)"Культурная среда" Игра "Коробочка добрых дел" (5, с25). Рисование |
Октябрь |
В мире вежливых слов | Волшебные слова | Продолжать учить детей использовать добрые и волшебные слова. Умение вести себя соответственно с правилами поведения. | Чтение. "Вежливые бельчата" (1,с 13) |
Беседа (4,с24)"Волшебные слова." Игра "Вежливый ручей" Рисование. (портрет -доброго, вежливого человека) | Октябрь |
Утешение | Развитие навыков общения, чувства сопереживания, умения понимать других людей. Учить использовать в речи правила этикета при общении друг с другом. |
Рассказывание сказки “Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка” Чтение и анализ стихотворения Т.Ткаченко. "Если плачет кто-то рядом." С.Михалкова. (6,с 36)"Как-то ночью к телефону." |
Беседа по картине "Если плачет кто-то
рядом"(6,с36) Лепка "Игрушка" Творческий этюд "Прыгалки" Составление рассказа по картине "Если кто-то рядом" |
Ноябрь | |
Без друзей жить нельзя | Умеешь ли ты дружить. |
Учить детей быть искренними в проявлении любви к людям. Развитие навыков общения, чувства сопереживания, умения понимать других людей. Формирование оценочных суждений. Развивать у детей связную речь. | Просмотр мультфильма “Бременские музыканты”. | Беседа по картине "Если другу
одиноко"(6,с27). Чтение ст. З.Александровой
"Света" Рисование "Портрет друга" Творческий этюд. "Новенькая" Составление рассказа по картине "Если другу одиноко"(6,с27) |
Декабрь |
Бережное отношение к животным. | Учить проявлять доброе отношение к животным. Расширять представления о домашних животных и их детенышах. | Чтения и анализ стихотворения В. Берестова (6,с.47). "Я тебе верю". | Беседа по картинке "Котенок" (6,с.46)
Творческий этюд "Хочу поспать". Лепка "Домашние животные". Составления рассказа по картине "Котенок". Загадки о животных. Игра "Знаки леса" |
Январь | |
Гостям всегда рады | Как выбрать подарок | Закреплять у детей навыки использования вежливых слов и выражений. Формировать у них вежливый тон в общении с людьми, использовать в речи правила этикета при общении друг с другом.. Уметь делать приятное близким в день рождения, праздник. | Мультфильм "Винни - Пух и его
друзья" Беседа |
Беседа (3,с.44) (5,с.25)"Как выбрать
подарок." с-р: "Магазин" "Пальчиковые игры". Лепка, аппликация, рисование: "Подарок другу" |
Февраль |
Скоро в школу | Правила поведения в школе. |
Закреплять умение детей использовать в речи слова приветствия и прощания. Воспитывать уважения к взрослым. Учить исполь-зовать в речи формулы знакомства. Развивать у детей связную речь. | Экскурсия по школе. | Беседа (3,с.54)"Правила поведения в
школе." Игра: "Школьные уроки". Просмотр
иллюстраций. "Дети в школе." Обыгрывания ситуации "Мальчик и педагог" |
Февраль |
Этикет | Правила этикета | Знакомить детей с понятием эстетика. Формировать у них представления о взаимосвязи этики и эстетики. Учить детей инсценировать сказки. | Чтения диалогов из сказки "Колобок". | Беседа (3,с.25)"Правила
этикета."Просмотр мультфильма "День
рождения Леопольда" Игра."Стань артистом"
Песня: "Если с другом вышел в путь". Рисования кота и мышей, какими хотелось бы их увидеть. |
Март |
Поведение в общественных местах. | В парикмахерской | Учить детей выполнять правила поведения, поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой; быть приятными для окружающих. Самостоятельно выполнять знакомые правила общения со взрослыми: здороваться; прощаться; обращаться на "Вы" | Рассматривание иллюстраций. "Мир этикета." | Вводная беседа (2,с.74)"Правила
поведения в парикмахерской." с/р игра "Парикмахерская" Рисование "Прическа" |
Апрель |
В группе | Учить детей выполнять правила поведения, поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой; быть приятными для окружающих, Уметь выражать свои замыслы , чтобы они были понятны для окружающих.. | Чтения и анализ стихотворения В.Кодряна "Ябеда" | Беседа по картине "В игровом
уголке". Творческий этюд "Когда игрушки
говорят" (6,с.10) Тематическое рисование "Ночные приключения игрушек" |
Апрель |
Литература:
- Гольдникова. А. “Хорошие манеры в рисунках и примерах”.
- Олешина. Л. О “О вежливости, а также, о деликатности…”.
- Ермаченко. В.К. “Этикет Воспитанность личность”.
- Лаврентьева. Г.П. “Культура общения дошкольников”.
- Гольдин. В.Е. “Речь и этикет”.
- Пивовар. В. “Энциклопедия хороших манер”.