Профилактика нарушений психического здоровья школьников

Разделы: Школьная психологическая служба


Одной из актуальных проблем современной начальной школы является постоянный рост числа учащихся, испытывающих различного рода трудности в процессе школьного обучения. Проблема стоит настолько остро, что важнейшим направлением работы в массовой школе становится организация профилактики нарушений психического здоровья школьников..

Каждый ребенок – личность. Поступающие в нашу школу дети отличаются общей физической ослабленностью, быстрой утомляемостью, которая наступает в результате не только физической, но и умственной нагрузки, задержки психических процессов, различных заболеваний.

Рассматривая профилактику нарушений психического здоровья школьников необходимо четко представлять себе, что такое норма психического здоровья..

Остановимчя на наиболее рабочей классификацией физических и психических отклонений в практической деятельности Б.П.Пузанова и В.А.Лапшина.

К первой группе относятся дети с нарушениями слуха и зрения. Всех детей с недостатками слуха делят на 2 группы:

-глухие (неслышащие ) дети – с тотальным выпадением слуха или остаточным слухом , который не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса. Среди неслышащих детей различают:

1) неслышащих без речи;
2) неслышащих, сохранивших в той или иной мере речь;

Всех детей со стойкими дефектами зрения делят на 2 группы:

- слепые (незрячие) дети – с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением либо остаточным зрением.
- слабовидящие дети-с остротой зрения.

Ко второй группе относятся умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития.

Умственная отсталось – стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга. Умственная отсталость выражается в двух формах: олигофрения и дименция.

Олигофрения проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1.5 – 2 лет), деменция (распад психики) – на более поздних этапах онтогенеза (после 2-х лет ).

Выделяют три ступени интеллектуального недоразвития: идиотия (самая тяжелая степень), имбециальность (более легкая по сравнению с идиотией), дебильность – наиболее легкая степень (по сравнению с идиотией и имбецильностью).

В последние годы предпринимаются попытки провести более дифференцированную классификацию степеней интеллектуальной недостаточности, поэтому в основном пользуются классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с применением шифров, обозначающих степень интеллектуального нарушения;

317.00-легкая степень умственной отсталости;
318.00 – умеренная умственная отсталость;
318.10 – выраженная умственная отсталость;
318.20 – глубокая умственная отсталость.

Детей с задержкой психического развития (ЗПР) подразделяют на 4 группы:

ЗПР конституционного происхождения;
ЗПР соматогенного происхождения;
ЗПР психогенного происхождения;
ЗПР церебрастенического характера.

К третьей группе относятся дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты).

Все виды речевых нарушений можно разделить на 2 большие группы:

- нарушения устной речи
- нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия).

К четвертой группе относятся дети с нарушениями опорно-двигательной системы.

Основной контингент этой категории – дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП). ДЦП – заболевание незрелого мозга, которое возникает под влиянием различных вредных факторов , действующих в период внутриутробного развития, в момент родов и на первом году жизни ребенка.

К детям с комбинированным дефектом, т.е. к пятой группе, относятся дети со смешанным дефектом, например:

* умственно отсталые неслышащие или слабослышащие;
* умственно отсталые слабовидящие или незрячие;
* слепоглухие и тд.

Причинами отклонений в физическом, психическом развитии могут быть неблагоприятные условия социальной среды, которые оказывают травмирующее влияние на психическое, физическое развитие ребенка, особенности его поведения.

Среди детей с отклонениями в поведении мы можем выделять педагогически запущенных детей, которые характеризуются отклонения в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. Диапозон поступков таких детей, подростков и старших школьников весьма велик: от устойчивых проявлений отдельных отрицательных качеств и черт до наличия явно асоциальных форм поведения типа правонарушений и даже преступлений.

Закономерностью психического развития детей с ограниченными возможностями являются трудность их социальной адаптации, затруднения взаимодействия с социальной средой. У этой категории детей проявляются специальные образовательные потребности в индивидуализированных условиях обучения, включая технические средства, особом содержании и методах обучения, а также в медицинских , социальных и иных услугах, необходимых для успешного обучения.

Вам предлагается опыт работы психологической службы школы по профилактике нарушений психического здоровья школьников. Предложен ряд коррекционных и развивающих заданий, которые всегда очень хорошо принимаются детьми и способствуют развитию, коррекции психических процессов обучающихся. Эти упражнения помогут вам овладеть системой основных понятий психических нарушений школьников, ознакомится с практикой коррекционной работы нашей школы.

Психологические настрои на урок

Начинать уроки лучше всего, настраивая обучающихся на положительные эмоции. Учитель говорит слова, дети повторяют за ним:

  • Отбросим в сторону переживания и неудачи.
  • Не опуская рук возьмемся за дела, мой друг,
    И на уроке этом мы опять
    Все поработаем на пять.

  • Позади уж давно перемена,
  • Пора всем нам дружно
    Приняться за дело.

  • Прозвенел звонок и смолк,
  • Начинается урок.
    Он полон открытий
    И полон тревог.
    Ты учителя внимательно слушай,
    Чтоб задания выполнить смог.

Минуты релаксации

В ситуации, когда дети устали, а работа предстоит трудная. Необходимо провести коррекцию психического состояния на расслабление учащихся. Учитель говорит слова:

  • “ Сядьте в удобное положение. Расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прек- расного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.

Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.

Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточ-

ка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня”

  • “Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу:

зайчик на лбу, на носу, на ротике, на щеках, на подбородке – нежно погладь его ладонями. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, одну руку, вторую. Погладь его и подружись с ним. Ты отдохнул”

Упражнение сказочная геометрия

Цель: развитие мышления и воображения учащихся.

Ученикам, предлагается найти предметы, которые напоминают нам какую-либо геометрическую фигуру.

- зеркало царевны (овальное, круглое)
- парус на корабле (треугольный)
- конверт (прямоугольный)
- яблоко (круглое) и т д.

Упражнение ”Цвет”

На листе нарисовано 10 кружков. Учащимся, педагог называет 10 предметов, связанных со школой. Задача уч-ся – раскрасить кружки самостоятельно определив в кокой цвет окрасить тот или иной предмет. Например, звонок, книга, учитель, тетради и т.д.

Упражнение помогает выявить отношения ребенка к школе. Если он окрашивает предметы в темный цвет или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности. С таким ребенком проводится психокоррекционная работа психологом школы.

Упражнение на тренировку распределения внимания

Ребенку предлагают следующее задание – вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в это же время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки.

Упражнение “Волшебник”

Цель: позволяет выразить обучающимся свое эмоциональное переживание, связанное, с изучением каждого учебного предмета.

Учащимся предлагается поиграть в волшебников, каждому передается волшебная палочка. На столе перед каждыми учеником выкладываются предметные книги, предлагается их превратить в животных.

Упражнение “Интервью у дракона”

Цель: закрепляет положительные способы общения.

Учитель предлагает учащимся представить, что им нужно взять интервью у сказочного персонажа, например дракона. Причем дракон имеет семь голов и каждая голова находится в разном настроении.

Семь ребят, изображают каждую из голов дракона.

Задача детей выразить настроение головы, которую он изображает.

За каждую голову дракона отвечает каждый из ребят.

Остальные участники упражнения должны угадать какое настроение было у каждой из голов дракона.

Упражнение “Я – президент”

Цель: развитие произвольной сферы, воображения, мышления обучающихся.

Выбирается один игрок на роль президента. Остальные выполняют роль его помощников. Задача “президента” – издать какой-либо закон, который он считает самым важным и главным. Остальные участники должны обыграть возможные последствия после вступления в силу этого закона.Например : запретить все школы. Помощники обыгрывают как повар в кафе готовит блюдо по рецепту, который он не в состоянии прочитать – или прочел с ошибками. Что в результате получиться и др.

После пересмотра отрицательных последствий от издания закона, “президент” должен издать новый закон, который мог бы исправить сложившееся положение, но одновременно он не может уже запретить тот приказ, который издал раннее.

Например: в ситуации о поваре, можно придумать закон, который будет обязывать повара пробовать все приготовленные блюда, “президент” может приказать питаться только растительной пищей.

Упражнение “Бывает – не бывает”

Цель: коррекция воображения и мышления обучающихся.

Называете какую-нибудь ситуацию. Ребенок должен сказать – да в том случае, если названная ситуация бывает, а нет, если не бывает. При этом слова могут сопровождаться картинками:

Папа ушел на работу.
Поезд летит по небу.
Человек вьет гнездо.
На березе выросли шишки.
Девочка рисует домик.
Лодка плывет по небу.
Ветер качает деревья.
Лодка плывет по небу.
Кошка бежит за мышкой.

Упражнение "Секретное письмо"

Цель: коррекция и развитие зрительного воспрития

Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру, букву или даже слово. Пусть ученик попытается угадать, что написали вы "прозрачными красками на прозрачной бумаге". Следующее секретное послание можно предложить написать ученику.

Упражнение “Мой любимый фрукт”

Цель: развитие памяти, способности к длительной концентрации внимания

Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

Упражнение “Перевоплощение”

Цель: развитие внимания, воображения, мышления.

Один из детей получает задание превратиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя какой-то вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее “характер”. От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, прошлом и будущем.

Упражнение “Хи-хи-хо-хо”

Цель: коррекция и развитие быстроты реакции учащихся и внимания

У всех участников руки сложены как для игры в волейбол, 5 раз дотрагиваются до левого плеча, затем 5 раз до правого, 5 раз до левой ноги, 5 раз до правой, 5 раз произносит “хи”, опустив голову вниз, и 5 раз “хо” – глядя в потолок. Затем проделывается тоже самое на 4 счета, потом на 3, на 2 и на 1, увеличивая темп.

Упражнения для развития тонкой моторики

  1. Упражнение с паралоновым мячиком. Его поочередно сжимают пальцами правой и левой рук.
  2. Упражнение с шнурком. На ватмане по нарисованым линиям ребенок выкладывает шнурок.
  3. Упражнение “Веселые прищепки”. Ребенку предлагается давить прищепкой движущиеся шнурки.
  4. Упражнение “Строители”. В качестве строительного материала используются пробки от бутылок, шашки и тд. Нужно построить дом.
  5. Упражнение “Узелки”. На толстой хлопчатобумажной нити надо завязать пальцами как можно больше узелков.

Упражнение “Дерево счастья”

Цель: упражнение позволяет осуществлять коррекцию страхов и эмоционального состояния ребенка.

Готовится ствол дерева, на нем пишутся страхи и обиды, ствол сворачивают внутрь и заклеивают. С внешней стороны обучающиеся пишут все свои радости. Со второго листа обид вырезают листики и прикрепляют к дереву. Листочки расписываются “радостями”. И крепятся к стволу. Идет обсуждение.

Упражнение “Раз мобила…”

Цель: коррекция и развитие памяти, внимания обучающихся.

Учитель проговаривает слова и сопровождает их движениями.
Девочки соревнуются с мальчиками, кто громче крикнет:
Раз мобила, два мобила (ладони внешней стороной поочередно прикладываются к противоположному уху)
Пейджеры, пейджеры (ладони прикладываются к бедру, поочередно)
За рулем автомобиля женщина, женщина (описывается силуэт женского тела)
Все в порядке, все нормально (демострируется жест окей)
Пальчики, пальчики, ну-ка дружно, ну-ка вместе:
Девочки кричат:
“Девочки!”
Молодые люди кричат: “Мальчики!”

Эти упражнения могут быть включены психологами, как в специальные занятия по профилактике психического здоровья школьников, так и в индивидуальные и фронтальные занятия учителей, воспитателей.

Совместная целенаправленная, специально организованная деятельность всех специалистов школы способствует благоприятного психическому развитию школьников.

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г.
  2. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М., 2003.
  3. Дилео Д., Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М.: Эксмо-пресс, 2001 г.
  4. Дубровина И.В. – Психокоррекционная и развивающая работа с детьми – М., 1999 г.
  5. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. – М., 1999 г.
  6. Залесская О.В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения.- М., 2005 г.
  7. Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. – М., 2003 г.
  8. Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. – М., 2007 г.
  9. Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.
  10. Никушкина Н., Социализация детей-сирот. Развивающие занятия для дошкольного и младшего школьного возраста.- М., 2007 г.
  11. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей – М., 2003 г.
  12. Рыскова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. – М., 2004 г.
  13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), М., 2002 г.
  14. Свирепо О.А., Туманова О.С. Образ, символ, метафора в совре- менной психотерапии. – М.: Институт психотерапии, 2004 г.
  15. Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.
  16. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М., 2003.