План урока | Этапы урока | Их логический смысл | Работа учащихся на уроке |
Цель урока: Показать насколько
по-разному все воспринимают “любовь”. Нельзя найти единственно- верный путь. “Только через любовь можно найти себя как личность, и только личностью можно войти в мир любви человеческой”. Умение слышать и понимать друг друга. |
1. Литературный и музыкальный эпиграфы. 2. Что такое дискуссия (диалог)? 3. Что такое любовь? 4. Вопрос к учащимся: Какова любовь моего современника и сверстника? 5. Искусство- вторая природа, отражение действительности. 6. Вопросы к учащимся: Можно ли считать любовь, изображенную в искусстве идеальной? Стоит ли стремиться к подобной любви? 7. Любовь – добро или зло? Разрушительная или созидательная сила? 8. “Любовь - …” 9. Демонстрация выставочных работ с (музыкальным сопровождением) |
Экспозиция. Образное зерно урока. Завязка Создание проблемной ситуации. Подготовка учащихся к пониманию идейной направленности занятия. Разработка проблемной ситуации. Выделение главной проблемы занятия.
Кульминация 1. Решение проблемы. Подведение первых итогов. Решение нравственной идеи темы. Кульминация 2. Решение проблемы. Развязка. |
Анализируют свое понимание данного
слова. Ответы групп. Возможность выделения общего. Поэтические произведения о любви. Мнение групп на основе литературных произведений. Практическая работа: создание выставки живописных работ. |
Рабочий материал к уроку-семинару “Любовь в искусстве. Какова она любовь моего современника и сверстника?”
Муз. эпиграф: вальс из м\ф “Золушка”
Литер. эпиграф: “Трудно дать определение любви; о ней можно лишь сказать, что для души – это жажда властвовать, для ума – внутреннее сродство, а для тела – скрытое и утонченное желание обладать, после многих околичностей, тем, что любишь”.
Франсуа де Ларошфуко.
I. Цель урока: На земле существуют вечные темы. Одна из них любовь. Сегодня мы только приоткроем занавес над этим безбрежным океаном. Перед нами не стоит цель выбрать что-то одно. Посмотрим на эту драгоценную вещь, где чувства разных людей, как отдельные бриллианты. И когда нас коснется крылом любовь, наши чувства тоже смогут стать недостающими бриллиантами. Прислушаемся к голосам других людей. Научимся их слышать и понимать. Тогда и нас с вами лучше поймут.
II. Диалоги как жанр существуют уже несколько тысячелетий. Как часто бывает, проходит какое-то время, и они вновь становятся популярны. Есть эпохи располагающие к дискуссиям. Наша- такова! Ведь в наше время человечеству следует пройти через эпоху очищения, отказа от устарелых догм, вспомнить о том, что существует такое понятие, как коллективный разум, который формируется не сам по себе, а именно в беседах. Хотелось бы, чтобы и наше занятие стало не театром одного актера, а именно беседой, дискуссией.
III. Беседой об одном из чудес. А именно, о чуде-любви. Ведь когда человек любит, он испытывает потребность быть добрым и нежным не только к объекту своей любви, но ко всем окружающим тебя людям, нередко даже совсем незнакомым. Прекрасно написал об этом в своих дневниках М.М.Пришвин: “… Только через любовь можно найти себя самого как личность, и только личностью можно войти в мир любви человеческой”.
IV. Мы с вами, на прошлом занятии тоже пытались выяснить, что же такое любовь? Это- романтика, душа, состояние человека, физиологическая потребность, страсть, привычка или все вместе?
Когда вы записывали свои вопросы, имело место такое мнение: любви существовать не может, существует только половое влечение.
Психологи по этому поводу говорят следующее: “секс без любви – это все равно, что вино без “букета”, неживая песня под фонограмму или плавание в двухметровом бассейне. Без любви в сексе нет ощущения парного полета, нет захватывающего ощущения взаимного сладострастия и взаимной благодарности. Словом, нет ничего, кроме примитивной физиологии и ложного самоутверждения одного из партнеров и жалкого унижения другого
А что вы думаете по этому поводу? Какова же она любовь нашего современника?
(групповая работа)
V. Зная какова же любовь сейчас, и что искусство- это отражение жизни, “вторая природа”, интересно было бы узнать какая любовь была раньше. Археология, вряд ли сможет помочь нам в этом вопросе. Только искусство сможет дать ответ.
“Я признаю с учеными родство,
Но признаю и разницу от века.
Ученый – расчленяет естество,
Поэты – собирают человека!” Василий Федоров
(Индивидуальные ответы учащихся. Стихи.)
VI. Можно ли считать любовь, отображенную в искусстве идеальной? Стоит ли стремиться к такой любви?
(Ответы учащихся)
VII. А вообще любовь – это добро или зло? Разрушительная или созидательная сила?
Вы пытались дома найти ответ на эти вопросы и найти этому доказательства.
(Ответы групп)
VIII. Добро побеждает зло. Только ли в сказках, как это было в начале урока? Хочется верить, что не только в сказках.
Давайте попробуем создать выставку живописных работ на тему любви.
Выберите необходимые репродукции и представьте их с объяснениями.
(Групповая работа)
IX. Показ выставки с музыкальным сопровождением.
X. Заключение.
… И пока сквозь века
Солнце и облака
Над живою Землей проплывают,
Как роса и трава, неизбывны слова
Те, которых важней не бывает.
И пока она есть- величайшая весть
Сердце - сердцу, иные ничтожны, -
Жизнь любовью права, потому и жива,
Потому и бессмертна, возможно,
Вгонке вер и идей- на планете людей
Жизнь еще не рехнулась, покуда
И пока жизнь жива
Априорны права на любви
Человеческой чудо!
Владимир Болохов.