Незнающие пусть научаться, а знающие вспомнят еще раз.
Античный афоризм [3].
Тип урока: усвоения новых знаний.
Метод обучения: проблемно – поисковый, исследовательский с применением ИК технологии.
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная и парная работа.
Цели урока.
Образовательные:
- сформировать умение находить давление в разных случаях;
- сравнивать давление в разных практических ситуациях;
- обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления.
Развивающие:
- развитие познавательной активности учащихся, их критического мышления, умения самостоятельно формулировать выводы,
- расширение кругозора учащихся,
- развитие речи,
- закрепление умения правильно оформлять и решать задачи.
Воспитательные:
- воспитание чувства взаимопонимания и взаимопомощи при решении задач и выполнении экспериментального задания;
- воспитание ответственного отношения к учебе, трудолюбия.
Задачи урока.
- Научить решать расчётные и качественные задачи;
- Уметь пользоваться формулами;
- Отрабатывать навыки перевода значения давления, силы, площади из дополнительных единиц измерения в СИ;
- Отрабатывать практические навыки в работе с физическим оборудованием;
- Уметь, используя жизненный опыт, обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления [3].
Формируемые умения: работать с приборами, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы [3].
Предполагаемый результат: учащиеся должны знать способы изменения давления и уметь приводить примеры увеличения и уменьшения давления в технике и природе [3].
Место урока в учебном плане.
Тема “Способы уменьшения и увеличения давления” рассматриваются в разделе “Давление твердых тел, жидкостей и газов”. Эта тема в разделе вторая после "Давление. Единицы давления" и является наиболее интересной для учащихся, т.к. прослеживается тесная связь изучаемого материала с жизнью и техникой. Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по физике.Оборудование: деревянные бруски, динамометры, линейки, компьютеры, проектор, экран, презентация с фотографиями (приложение 1), тесты для контроля знаний в электронном и бумажном виде в 4-х вариантах (приложение 2, приложение 3).
План урока.
I. Организационный момент.
II. Переходный момент.
III. Изучение нового материала.
IV. Закрепление пройденного материала. Решение качественных и расчётных задач.
V. Контроль знаний. Тест.
VI. Подведение итогов.
VII. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Переходный момент.
На предыдущем занятии мы с вами изучали теорию на тему давление твёрдых тел. Настало время теорию применить на практике:
- научиться решать задачи по теме “Давление твёрдых тел”;
- рассмотреть и выяснить способы изменения давления в быту и технике
Запишите тему урока. “Способы уменьшения и увеличения давления”.
Обратите внимание, ребята, на эпиграф к нашему уроку: Незнающие пусть научаться, а знающие вспомнят еще раз. Вот и мы сначала повторим основные понятия прошлой темы.
Фронтальный опрос.
- Что называется давлением (с места отвечает ученик)?
- Написать формулу для определения давления и сделать ее анализ (назвать физические величины, входящие в формулу, их единицы; вывести формулы для физических величин, стоящих справа от знака равенства) (у доски работает ученик по желанию).
III. Изучение нового материала. Сейчас ребята, у которых на столах располагается оборудование (деревянные бруски, динамометры и карточки с заданием), выполнят экспериментальное задание согласно указаниям в карточке.
Учащиеся используют карточки с указаниями к выполнению задания, деревянные бруски, динамометры и линейки, лежащие на столах.
Карточка:
Экспериментальное задание Определить давление деревянного бруска на стол. Порядок выполнения работы.
|
Остальным учащимся предлагается устная работа с таблицей, заполним пустые ячейки (здесь в таблице они отмечены синим цветом). (Фронтальная работа на применение написанных на доске формул, заполняя таблицу).
№ | Сила | площадь | давление |
1 | 20 | 2 | 10 |
2 | 20 | 4 | 5 |
3 | 20 | 5 | 4 |
4 | 20 | 10 | 2 |
5 | 40 | 5 | 8 |
6 | 25 | 5 | 5 |
7 | 30 | 5 | 6 |
8 | 60 | 5 | 12 |
Заполнив таблицу, анализируем ее:
- Какие особенности в данной таблице можно заметить? (Ответ. В первых 4-х строках сила одинакова, а нижних строках площадь одинаковая).
- Рассмотрим первые 4 строки. Вы правильно заметили, что сила, действующая на опору одинакова. А что можно сказать о давлении? (Ответ. Давление разное).
- Почему? (Ответ. Площадь опоры разная).
- Какую зависимость можно выявить? (Ответ. Если сила не меняется, то чем меньше площадь опоры, тем больше давление).
- Как в математике называют такую зависимость? (Ответ. Обратно пропорциональная).
- Проанализируем нижнюю часть таблицы. (Ответ. Если площадь не меняется, то чем больше сила, тем больше давление. Такая зависимость называется прямо пропорциональной).
А сейчас послушаем сообщения учащихся, выполняющих экспериментальное задание. (Учащиеся сообщают о том, давление, производимое бруском на стол, зависит от площади грани, на которую он опирается).
Итак, ребята, мы с вами разными путями (экспериментальным и аналитическим) пришли к одному и тому же выводу. Запишем его в тетрадь: для того, чтобы уменьшить давление тела, необходимо увеличить площадь опоры, для того, чтобы увеличить давление - необходимо уменьшить площадь опоры.
Динамическая пауза. А сейчас мы проведем еще одно наблюдение. Встаньте прямо, расправили плечи, подняли руки, опустили. Прикрыли глаза и подушечками указательных пальцев слегка надавите на глаза. Открыли глаза и посмотрели в даль. Повторить еще раз. Опять выпрямились. Встали на правую ногу. На левую. Сели.
IV. Закрепление пройденного материала. Решение задач.
- Вы только что стояли на двух ногах и на одной. Одинаковое ли вы производили давление на пол?
- Изменилось ли ваше давление на пол после поднятия рук?
- А зачем мы нажимали на глазные яблоки? (Ответ. Надавливанием на веко мы стимулировали кровообращение в глазной мышце и активизировали ее деятельность).
Стоя в классе, вы были способны менять давление, производимое вашим телом на пол. А приходилось ли вам в жизни сталкиваться с ситуациями, когда специально увеличивали или уменьшали давление подобным образом в технике и быту? (Учащиеся приводят примеры, наблюдаемые ими в жизни).
Качественные задачи.
- Почему у тракторов, вездеходов делают широкие гусеницы? (После ответов учащихся осуществляется просмотр 1 части презентации "Способу уменьшения и увеличения давления" (приложение 1)).
- Почему собирая крыжовник, очень легко уколоться или поцарапаться?
- Почему острым ножом резать легче, чем тупым?
Сейчас, ребята мы посмотрим, как природа вооружила живой мир для создания большого давления небольшим усилием (просмотр 2 части презентации с фотографиями животных).
Решение расчётной задачи. (Один решает у доски, остальные на местах)
Задача. Известно, что индийские йоги могут спать на утыканной гвоздями острием вверх доске. Человеческая кожа может выдержать давление 3 МПа. Площадь острия каждого гвоздя 0,1 мм2. Оцените, из скольких гвоздей должно быть ложе, чтобы ваш одноклассник, массой 45 кг, мог проделать такой же трюк. (Ответ: 1500 штук).
V. Контроль знаний. Учащиеся выполняют тест на компьютерах, если кабинет располагает ими в достаточном количестве. Если же компьютеров недостаточно, можно использовать печатную версию этих же заданий (электронные версии тестовых заданий прилагается) [1], [2].
VI. Подведение итогов. (Выставление оценок)
VII. Домашнее задание. § 34, домашние экспериментальные задания по выбору.
Домашние экспериментальные задания. Давление твёрдых тел.
1. Определите давление собственного тела на пол. Массу тела измерьте с помощью напольных весов, а площадь подошвы ботинка (туфли) – с помощью миллиметровой или клетчатой бумаги [3].
2. Определите давление табурета на пол. Массу табурета измерьте с помощью бытовых весов, а площадь ножки табурета – с помощью миллиметровой линейки [3].
Литература:
- Орлов В.А. Тематические тесты по физике. 7 класс. - Москва: Вербум-М, 2000
- Постников А.В. Проверка знаний учащихся по физике: 6-7 классы. - Москва: Просвещение, 1986.
- Никитенко И.Г. Обобщающий урок по теме: "Давление твердых тел". Фестиваль педагогических идей "Открытый урок", 2005/2006. Диск 2.