Урок по теме "Способы уменьшения и увеличения давления"

Разделы: Физика


Незнающие пусть научаться, а знающие вспомнят еще раз.

Античный афоризм [3].

Тип урока: усвоения новых знаний.

Метод обучения: проблемно – поисковый, исследовательский с применением ИК технологии.

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная и парная работа.

Цели урока.

Образовательные:

  • сформировать умение находить давление в разных случаях;
  • сравнивать давление в разных практических ситуациях;
  • обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления.

Развивающие:

  • развитие познавательной активности учащихся, их критического мышления, умения самостоятельно формулировать выводы,
  • расширение кругозора учащихся,
  • развитие речи,
  • закрепление умения правильно оформлять и решать задачи.

Воспитательные:

  • воспитание чувства взаимопонимания и взаимопомощи при решении задач и выполнении экспериментального задания;
  • воспитание ответственного отношения к учебе, трудолюбия.

Задачи урока.

  1. Научить решать расчётные и качественные задачи;
  2. Уметь пользоваться формулами;
  3. Отрабатывать навыки перевода значения давления, силы, площади из дополнительных единиц измерения в СИ;
  4. Отрабатывать практические навыки в работе с физическим оборудованием;
  5. Уметь, используя жизненный опыт, обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления [3].

Формируемые умения: работать с приборами, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы [3].

Предполагаемый результат: учащиеся должны знать способы изменения давления и уметь приводить примеры увеличения и уменьшения давления в технике и природе [3].

Место урока в учебном плане. Тема “Способы уменьшения и увеличения давления” рассматриваются в разделе “Давление твердых тел, жидкостей и газов”. Эта тема в разделе вторая после "Давление. Единицы давления" и является наиболее интересной для учащихся, т.к. прослеживается тесная связь изучаемого материала с жизнью и техникой. Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по физике.

Оборудование: деревянные бруски, динамометры, линейки, компьютеры, проектор, экран, презентация с фотографиями (приложение 1), тесты для контроля знаний в электронном и бумажном виде в 4-х вариантах (приложение 2, приложение 3).

План урока.

I. Организационный момент.

II. Переходный момент.

III. Изучение нового материала.

IV. Закрепление пройденного материала. Решение качественных и расчётных задач.

V. Контроль знаний. Тест.

VI. Подведение итогов.

VII. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Переходный момент.

На предыдущем занятии мы с вами изучали теорию на тему давление твёрдых тел. Настало время теорию применить на практике:

  • научиться решать задачи по теме “Давление твёрдых тел”;
  • рассмотреть и выяснить способы изменения давления в быту и технике

Запишите тему урока. “Способы уменьшения и увеличения давления”.

Обратите внимание, ребята, на эпиграф к нашему уроку: Незнающие пусть научаться, а знающие вспомнят еще раз. Вот и мы сначала повторим основные понятия прошлой темы.

Фронтальный опрос.

  1. Что называется давлением (с места отвечает ученик)?
  2. Написать формулу для определения давления и сделать ее анализ (назвать физические величины, входящие в формулу, их единицы; вывести формулы для физических величин, стоящих справа от знака равенства) (у доски работает ученик по желанию).

III. Изучение нового материала. Сейчас ребята, у которых на столах располагается оборудование (деревянные бруски, динамометры и карточки с заданием), выполнят экспериментальное задание согласно указаниям в карточке.

Учащиеся используют карточки с указаниями к выполнению задания, деревянные бруски, динамометры и линейки, лежащие на столах.

Карточка:

Экспериментальное задание

Определить давление деревянного бруска на стол.

Порядок выполнения работы.

  1. Измерьте вес бруска с помощью динамометра.
  2. Измерьте длину, ширину и высоту бруска.
  3. Используя все полученные данные, вычислите площади наибольшей и наименьшей граней бруска. Примечание: 1 см2 = 0,0001 м2.
  4. Рассчитайте давление, которое производит брусок на стол наименьшей и наибольшей гранями.
  5. Результаты запишите в тетрадь.
  6. На основе полученных результатов сформируйте вывод.

Остальным учащимся предлагается устная работа с таблицей, заполним пустые ячейки (здесь в таблице они отмечены синим цветом). (Фронтальная работа на применение написанных на доске формул, заполняя таблицу).

Сила площадь давление
1 20 2 10
2 20 4 5
3 20 5 4
4 20 10 2
5 40 5 8
6 25 5 5
7 30 5 6
8 60 5 12

Заполнив таблицу, анализируем ее:

  1. Какие особенности в данной таблице можно заметить? (Ответ. В первых 4-х строках сила одинакова, а нижних строках площадь одинаковая).
  2. Рассмотрим первые 4 строки. Вы правильно заметили, что сила, действующая на опору одинакова. А что можно сказать о давлении? (Ответ. Давление разное).
  3. Почему? (Ответ. Площадь опоры разная).
  4. Какую зависимость можно выявить? (Ответ. Если сила не меняется, то чем меньше площадь опоры, тем больше давление).
  5. Как в математике называют такую зависимость? (Ответ. Обратно пропорциональная).
  6. Проанализируем нижнюю часть таблицы. (Ответ. Если площадь не меняется, то чем больше сила, тем больше давление. Такая зависимость называется прямо пропорциональной).

А сейчас послушаем сообщения учащихся, выполняющих экспериментальное задание. (Учащиеся сообщают о том, давление, производимое бруском на стол, зависит от площади грани, на которую он опирается).

Итак, ребята, мы с вами разными путями (экспериментальным и аналитическим) пришли к одному и тому же выводу. Запишем его в тетрадь: для того, чтобы уменьшить давление тела, необходимо увеличить площадь опоры, для того, чтобы увеличить давление - необходимо уменьшить площадь опоры.

Динамическая пауза. А сейчас мы проведем еще одно наблюдение. Встаньте прямо, расправили плечи, подняли руки, опустили. Прикрыли глаза и подушечками указательных пальцев слегка надавите на глаза. Открыли глаза и посмотрели в даль. Повторить еще раз. Опять выпрямились. Встали на правую ногу. На левую. Сели.

IV. Закрепление пройденного материала. Решение задач.

  1. Вы только что стояли на двух ногах и на одной. Одинаковое ли вы производили давление на пол?
  2. Изменилось ли ваше давление на пол после поднятия рук?
  3. А зачем мы нажимали на глазные яблоки? (Ответ. Надавливанием на веко мы стимулировали кровообращение в глазной мышце и активизировали ее деятельность).

Стоя в классе, вы были способны менять давление, производимое вашим телом на пол. А приходилось ли вам в жизни сталкиваться с ситуациями, когда специально увеличивали или уменьшали давление подобным образом в технике и быту? (Учащиеся приводят примеры, наблюдаемые ими в жизни).

Качественные задачи.

  1. Почему у тракторов, вездеходов делают широкие гусеницы? (После ответов учащихся осуществляется просмотр 1 части презентации "Способу уменьшения и увеличения давления" (приложение 1)).
  2. Почему собирая крыжовник, очень легко уколоться или поцарапаться?
  3. Почему острым ножом резать легче, чем тупым?

Сейчас, ребята мы посмотрим, как природа вооружила живой мир для создания большого давления небольшим усилием (просмотр 2 части презентации с фотографиями животных).

Решение расчётной задачи. (Один решает у доски, остальные на местах)

Задача. Известно, что индийские йоги могут спать на утыканной гвоздями острием вверх доске. Человеческая кожа может выдержать давление 3 МПа. Площадь острия каждого гвоздя 0,1 мм2. Оцените, из скольких гвоздей должно быть ложе, чтобы ваш одноклассник, массой 45 кг, мог проделать такой же трюк. (Ответ: 1500 штук).

V. Контроль знаний. Учащиеся выполняют тест на компьютерах, если кабинет располагает ими в достаточном количестве. Если же компьютеров недостаточно, можно использовать печатную версию этих же заданий (электронные версии тестовых заданий прилагается) [1], [2].

VI. Подведение итогов. (Выставление оценок)

VII. Домашнее задание. § 34, домашние экспериментальные задания по выбору.

Домашние экспериментальные задания. Давление твёрдых тел.

1. Определите давление собственного тела на пол. Массу тела измерьте с помощью напольных весов, а площадь подошвы ботинка (туфли) – с помощью миллиметровой или клетчатой бумаги [3].

2. Определите давление табурета на пол. Массу табурета измерьте с помощью бытовых весов, а площадь ножки табурета – с помощью миллиметровой линейки [3].

Литература:

  1. Орлов В.А. Тематические тесты по физике. 7 класс. - Москва: Вербум-М, 2000
  2. Постников А.В. Проверка знаний учащихся по физике: 6-7 классы. - Москва: Просвещение, 1986.
  3. Никитенко И.Г. Обобщающий урок по теме: "Давление твердых тел". Фестиваль педагогических идей "Открытый урок", 2005/2006. Диск 2.