Интегрированный урок-закрепление с элементами сюжетно-ролевой игры

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, использовать элемент соревнования, совершенствовать умения определять орфограммы в словах; пробуждать интерес к языку.
  2. Развивать речь, учить выделять главное, обобщать, анализировать.
  3. Воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение в природе; сформировать у обучающихся знания о нормах и правилах поведения в природе; выработать потребность в общении с природой; расширять кругозор учащихся.

Тип урока: интегрированный урок-закрепление с элементами сюжетно-ролевой игры.

Оборудование урока:

  1. Сигнальные карточки с цифрами и гласными буквами.
  2. Большие перфокарты по теме: “Правописание безударных гласных”, Правописание парных согласных”.
  3. Изображения птиц леса.
  4. Репродукция картины И.Шишкина “Утро в сосновом лесу”.
  5. Иллюстрация горящего леса.
  6. Кассета “Звуки леса”.
  7. Правила поведения в лесу.
  8. Гербарий ”Деревья леса”.
  9. Выставка книг М.Пришвина, В.Паустовского, В.Бианки.
  10. Изображение лесника.

Ход урока

1. Организационный момент (проверка готовности по рядам).

2. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, сегодня урок у нас необычный. Давайте, ориентируясь на тему и опорные слова, сформулируем цели урока.

Цели:

  • закрепить…,
  • совершенствовать…,
  • развивать…,
  • воспитывать…

Мы с вами отправимся в путешествие в лес.

Путешествие будет весёлым и интересным. Правда, вам придется немного подумать над теми заданиями, которые приготовлены для вас. В путешествие вместе с нами отправляется …

- Угадайте слово, которое спряталось в ёлочках. Для этого зачеркните повторяющиеся буквы.

Б ю л ю е ж с т н б т и ж к ю

- Кто может сказать, кто же такой лесник? Чем занимается лесник?

Читает ученик.

Наш лесник в лесу живёт
Там хозяйство он ведёт.
Звери, птицы и букашки
И деревья даже в чаще
Знают – их там берегут
И в обиду не дадут.
А лесник там просто царь!
Всему лесу государь!
У него закон такой
Коль пришли к нему гурьбой -
Не кричите, не ругайтесь
И животных не пугайте!
Все здесь любят тишину
И, конечно, чистоту.
На всё глазками смотрите,
Чистым воздухом дышите.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Коль прийти сюда пришлось –
То веди себя, как гость.

- Лесник живет в лесу и заботится о нём. Мы вместе с ним отправляемся в лес.

3. Актуализация знаний.

Чтобы попасть в лес, надо перейти мостик. Для этого надо соотнести

цифры (Учитель называет задание, а дети цифровыми веерами указывают соответствующую цифру).

Букв в алфавите 21
Звуков 10
Гласных букв 33
Гласных звуков 6
Согласных букв 42
Согласных звуков 36

4. Работа с деформированным текстом.

- Что мы видим, когда входим в лес?

Читает ученик.

Когда ты входишь в лес душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Твоя нога скользит по россыпи иголок
Или шумит травой, роняя капли рос,
А сумрачный навес широколапых ёлок
Сплёлся с листвой ольхи и молодых берёз.
То духотой пахнёт, то прошлогодней прелью,
То запахом грибным и срубленного пня,
Зальётся иволга короткой чёткой трелью
И ветер прошумит в сухой истоме дня.
Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их силу разгадать

Р. Рождественский

Самыми первыми нас встречают большие и красивые деревья.

- Какие деревья растут в лесу?

- Подул ветерок и перепутал все предложения. Давайте мы их запишем в правильном порядке.

Они очищают воздух.

Мы живём в лесном краю.

Большие деревья украшают леса.

Задание: запись первого предложения с комментированием, выделение грамматической основы предложения.

- Чем мы занимались на данном этапе?

Вывод: Нельзя ломать деревья в лесу. Они очищают воздух и служат домом для птиц и зверей.

5. Физкультминутка.

Только в лес мы вошли – появились комары.

Дальше, дальше мы шагаем и медведя мы встречаем,

Дальше, дальше мы идём и встречаем водоём,

Плавать мы уже умеем, плавать будем мы смелее.

Раз, два, раз. два, позади уже вода…

Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса,

Мы лисичку обхитрим, на носочках пробежим.

Зайчик пляшет быстро в поле, очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке, непоседе- шалунишке,

Но закончилась игра и учиться нам пора.

6. Орфографическая разминка.

Но что же мы увидели на такой дивной поляне?

Туристы оставили мусор, надо его собрать.

Для этого мы поработаем с орфограммами.

  • туча, щавель, чудо.
  • деревья
  • кормушка
  • дубки,
  • ёлочка
  • пень

Задание: работает 1 и 2 ряд; 3 ряд работает с перфокартами)

- Под каким номером находится слово, в котором букв больше, чем звуков;

- Назовите орфограмму, которая присутствует в словах под номером 1;

- Назовите, где находится слово с безударной гласной? Проверьте её.

- Где находится слово с парной согласной в середине слова? Проверьте её.

- В каком слове спряталась “хитрая” гласная? Почему она так называется?

- В каком слове находится разделительный мягкий знак?

- Чем мы занимались?

- Давайте сделаем вывод.

7. Прослушивание грамзаписи с голосами птиц.

- Можно ли представить себе лес без птиц?

Сообщения учащихся о птицах.

В лесах проживает почти половина птиц. Здесь они находят благоприятные условия для благоустройства и маскировки гнёзд. В лесу птицам легче и прокормиться. Семян, плодов, ягод, насекомых здесь,

Как правило, в изобилии. Только одни дятлы уничтожают огромное количество вредителей деревьев, недоступных для других насекомоядных птиц.

Задание: третий ряд записывает по картинкам названия птиц, ставит ударение в словах, делит на слоги; первый и второй ряд работает с перфокартами со словарными словами.

Сорока, ворона, дятел, воробей, сойка, кукушка.

- Как надо относиться к птицам?

Вывод: Нельзя разорять птичьи гнёзда!

8. Сюрпризный момент. <Рисунок 1>

В класс вбегает муравей.

Скорее! Скорее!
Случилась беда!
В лесу на опушке горят деревца.
Их только недавно лесник посадил,
Окучил, руками земельку взрыхлил.
Вдали за опушкой бегут муравьи,
Зайчата и дятел кричат:
“Помоги! Помоги!”
Поможем в лесу мы костёр потушить.
И будем в лесу осторожно ходить.
Мы знаем – огонь ведь беда,
И шутки шутить с ним нельзя никогда!

Чтобы потушить огонь в лесу, надо вставить пропущенные буквы.

На какие орфограммы встретились слова?

Давайте вспомним эти правила.

(Ребята вставляют буквы по-очереди по рядам ).

С…сна Ду… Ч…щ….
Н…ра Шала… Чиж…
Д…жди Гри… Ч…сы
Гр…бы Камы… Рощ…
Л…сок Стри… Коч…ет
В…рхушка Ланды… Спеш…т
Ч…рвивый Чи… Ч…до

- На какие орфограммы встретились слова?

- Как себя надо вести в лесу?

10. Развитие речи.

Рассматривание картины И.Шишкина “Утро в сосновом лесу”. <Рисунок2>

Подготовленный ученик рассказывает о Шишкине.

И.И. Шишкин родился 24 января 1832 года в Елабуге. С помощью отца – любителя-археолога и краеведа юноша научился ценить прошлое своей родины и красоту ее природы. Во время учёбы в Москве в училище живописи раскрылись замечательные черты характера юноши: целеустремленность, трудолюбие. Он пришел к убеждению, что художнику необходимо изучать природу и следовать ей. Летом он бродил по красивым окрестностям Елабуги, делал зарисовки в альбомчик, впитывал в себя ту красоту Родины, которой не изменил всю свою жизнь. Русский пейзаж, русская природа становятся любимой сферой его творчества.

Самая известная картина И. И. Шишкина “Утро в сосновом лесу”.

  1. Рассматривание картины. Определение жанра картины.
  2. Беседа по содержанию картины.
  • Что вы видите на картине?
  • Что изображено на переднем плане?
  • Что изображено на заднем плане?
  • Какие краски использовал художник?
  • Что нам помогает понять, что наступает утро?
  • Какими художник изобразил медвежат?

Это самая популярная картина художника. Мы видим дерево, которое упало после удара молнии, рядом сосны – корабельная роща. Солнечные лучи освещают их, и мы в утреннем тумане видим медведицу с медвежатами. Чувствуем утреннюю прохладу, запах лесных трав, хвои и утренней росы. С каким мастерством художник нарисовал каждое дерево, каждую ветку!

- Назовите слова, которые отвечают на вопрос что? Какой? Какие? Что делают?

Составьте предложения с этими словами.

Высокие деревья стоят в лесу.

Составить схему этого предложения.

Произведения каких писателей вы читали о лесных обитателях. (Обсуждение).

Я поднимаю фамилию писателя, если он писал произведения о природе, о лесе, то вы встаете.

В. Бианки

К. Чуковский

М. Пришвин

С. Маршак

В. Паустовский

Ш. Перро

Е. Чарушин

11. Итог урока.

- Где сегодня мы путешествовали? Кто такой лесник?

- Что вам понравилось? Что вы запомнили?

- С какими орфограммами мы работали на уроке?

Лесник благодарит вас за то, что вы помогли в лесу потушить костер и собрать мусор. Давайте, еще раз повторим, чего нельзя делать в лесу.

НЕЛЬЗЯ:

  1. Разорять птичьи гнезда и муравейники. Чтобы в лесу было чисто, не оставляй там мусор. Всегда уноси его с собой. Из-за мусора природа станет непригодной для жизни животных.
  2. Чтобы в лесу не было пожара, не оставляй там горящий костер. Пожар приведет к гибели всего живого.
  3. Не шуми в лесу. Крики и громкая музыка пугают животных и птиц.
  4. Будь другом животных. Не разоряй гнезда птиц, муравейники, норы зверей. Животные могут остаться без дома.
  5. Чтобы в лесу и на лужайках было красиво, не вытаптывай траву, ходи по тропинкам.
  6. Не ломай ветки деревьев и кустарников, не рви цветущих трав

- Лесник благодарит вас за сотрудничество.

-Догадайтесь, какое слово приготовил для вас.

ЦОМЛДОЫ (Молодцы)