Цели урока:
- Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, использовать элемент соревнования, совершенствовать умения определять орфограммы в словах; пробуждать интерес к языку.
- Развивать речь, учить выделять главное, обобщать, анализировать.
- Воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение в природе; сформировать у обучающихся знания о нормах и правилах поведения в природе; выработать потребность в общении с природой; расширять кругозор учащихся.
Тип урока:
интегрированный урок-закрепление с элементами сюжетно-ролевой игры.Оборудование урока:
- Сигнальные карточки с цифрами и гласными буквами.
- Большие перфокарты по теме: “Правописание безударных гласных”, Правописание парных согласных”.
- Изображения птиц леса.
- Репродукция картины И.Шишкина “Утро в сосновом лесу”.
- Иллюстрация горящего леса.
- Кассета “Звуки леса”.
- Правила поведения в лесу.
- Гербарий ”Деревья леса”.
- Выставка книг М.Пришвина, В.Паустовского, В.Бианки.
- Изображение лесника.
Ход урока
1. Организационный момент (проверка готовности по рядам).
2. Сообщение темы и целей урока.
Ребята, сегодня урок у нас необычный. Давайте, ориентируясь на тему и опорные слова, сформулируем цели урока.
Цели:
- закрепить…,
- совершенствовать…,
- развивать…,
- воспитывать…
Мы с вами отправимся в путешествие в лес.
Путешествие будет весёлым и интересным. Правда, вам придется немного подумать над теми заданиями, которые приготовлены для вас. В путешествие вместе с нами отправляется …
- Угадайте слово, которое спряталось в ёлочках. Для этого зачеркните повторяющиеся буквы.
Б ю л ю е ж с т н б т и ж к ю
- Кто может сказать, кто же такой лесник? Чем занимается лесник?
Читает ученик.
Наш лесник в лесу живёт
Там хозяйство он ведёт.
Звери, птицы и букашки
И деревья даже в чаще
Знают – их там берегут
И в обиду не дадут.
А лесник там просто царь!
Всему лесу государь!
У него закон такой
Коль пришли к нему гурьбой -
Не кричите, не ругайтесь
И животных не пугайте!
Все здесь любят тишину
И, конечно, чистоту.
На всё глазками смотрите,
Чистым воздухом дышите.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Коль прийти сюда пришлось –
То веди себя, как гость.
- Лесник живет в лесу и заботится о нём. Мы вместе с ним отправляемся в лес.
3. Актуализация знаний.
Чтобы попасть в лес, надо перейти мостик. Для этого надо соотнести
цифры (Учитель называет задание, а дети цифровыми веерами указывают соответствующую цифру).
Букв в алфавите | 21 |
Звуков | 10 |
Гласных букв | 33 |
Гласных звуков | 6 |
Согласных букв | 42 |
Согласных звуков | 36 |
4. Работа с деформированным текстом.
- Что мы видим, когда входим в лес?
Читает ученик.
Когда ты входишь в лес душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Твоя нога скользит по россыпи иголок
Или шумит травой, роняя капли рос,
А сумрачный навес широколапых ёлок
Сплёлся с листвой ольхи и молодых берёз.
То духотой пахнёт, то прошлогодней прелью,
То запахом грибным и срубленного пня,
Зальётся иволга короткой чёткой трелью
И ветер прошумит в сухой истоме дня.
Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их силу разгадать
Р. Рождественский
Самыми первыми нас встречают большие и красивые деревья.
- Какие деревья растут в лесу?
- Подул ветерок и перепутал все предложения. Давайте мы их запишем в правильном порядке.
Они очищают воздух.
Мы живём в лесном краю.
Большие деревья украшают леса.
Задание: запись первого предложения с комментированием, выделение грамматической основы предложения.
- Чем мы занимались на данном этапе?
Вывод: Нельзя ломать деревья в лесу. Они очищают воздух и служат домом для птиц и зверей.
5. Физкультминутка.
Только в лес мы вошли – появились комары.
Дальше, дальше мы шагаем и медведя мы встречаем,
Дальше, дальше мы идём и встречаем водоём,
Плавать мы уже умеем, плавать будем мы смелее.
Раз, два, раз. два, позади уже вода…
Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса,
Мы лисичку обхитрим, на носочках пробежим.
Зайчик пляшет быстро в поле, очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке, непоседе- шалунишке,
Но закончилась игра и учиться нам пора.
6. Орфографическая разминка.
Но что же мы увидели на такой дивной поляне?
Туристы оставили мусор, надо его собрать.
Для этого мы поработаем с орфограммами.
- туча, щавель, чудо.
- деревья
- кормушка
- дубки,
- ёлочка
- пень
Задание: работает 1 и 2 ряд; 3 ряд работает с перфокартами)
- Под каким номером находится слово, в котором букв больше, чем звуков;
- Назовите орфограмму, которая присутствует в словах под номером 1;
- Назовите, где находится слово с безударной гласной? Проверьте её.
- Где находится слово с парной согласной в середине слова? Проверьте её.
- В каком слове спряталась “хитрая” гласная? Почему она так называется?
- В каком слове находится разделительный мягкий знак?
- Чем мы занимались?
- Давайте сделаем вывод.
7. Прослушивание грамзаписи с голосами птиц.
- Можно ли представить себе лес без птиц?
Сообщения учащихся о птицах.
В лесах проживает почти половина птиц. Здесь они находят благоприятные условия для благоустройства и маскировки гнёзд. В лесу птицам легче и прокормиться. Семян, плодов, ягод, насекомых здесь,
Как правило, в изобилии. Только одни дятлы уничтожают огромное количество вредителей деревьев, недоступных для других насекомоядных птиц.
Задание: третий ряд записывает по картинкам названия птиц, ставит ударение в словах, делит на слоги; первый и второй ряд работает с перфокартами со словарными словами.
Сорока, ворона, дятел, воробей, сойка, кукушка.
- Как надо относиться к птицам?
Вывод: Нельзя разорять птичьи гнёзда!
8. Сюрпризный момент. <Рисунок 1>
В класс вбегает муравей.
Скорее! Скорее!
Случилась беда!
В лесу на опушке горят деревца.
Их только недавно лесник посадил,
Окучил, руками земельку взрыхлил.
Вдали за опушкой бегут муравьи,
Зайчата и дятел кричат:
“Помоги! Помоги!”
Поможем в лесу мы костёр потушить.
И будем в лесу осторожно ходить.
Мы знаем – огонь ведь беда,
И шутки шутить с ним нельзя никогда!
Чтобы потушить огонь в лесу, надо вставить пропущенные буквы.
На какие орфограммы встретились слова?
Давайте вспомним эти правила.
(Ребята вставляют буквы по-очереди по рядам ).
С…сна Ду… Ч…щ…. Н…ра Шала… Чиж… Д…жди Гри… Ч…сы Гр…бы Камы… Рощ… Л…сок Стри… Коч…ет В…рхушка Ланды… Спеш…т Ч…рвивый Чи… Ч…до
- На какие орфограммы встретились слова?
- Как себя надо вести в лесу?
10. Развитие речи.
Рассматривание картины И.Шишкина “Утро в сосновом лесу”. <Рисунок2>
Подготовленный ученик рассказывает о Шишкине.
И.И. Шишкин родился 24 января 1832 года в Елабуге. С помощью отца – любителя-археолога и краеведа юноша научился ценить прошлое своей родины и красоту ее природы. Во время учёбы в Москве в училище живописи раскрылись замечательные черты характера юноши: целеустремленность, трудолюбие. Он пришел к убеждению, что художнику необходимо изучать природу и следовать ей. Летом он бродил по красивым окрестностям Елабуги, делал зарисовки в альбомчик, впитывал в себя ту красоту Родины, которой не изменил всю свою жизнь. Русский пейзаж, русская природа становятся любимой сферой его творчества.
Самая известная картина И. И. Шишкина “Утро в сосновом лесу”.
- Рассматривание картины. Определение жанра картины.
- Беседа по содержанию картины.
- Что вы видите на картине?
- Что изображено на переднем плане?
- Что изображено на заднем плане?
- Какие краски использовал художник?
- Что нам помогает понять, что наступает утро?
- Какими художник изобразил медвежат?
Это самая популярная картина художника. Мы видим дерево, которое упало после удара молнии, рядом сосны – корабельная роща. Солнечные лучи освещают их, и мы в утреннем тумане видим медведицу с медвежатами. Чувствуем утреннюю прохладу, запах лесных трав, хвои и утренней росы. С каким мастерством художник нарисовал каждое дерево, каждую ветку!
- Назовите слова, которые отвечают на вопрос что? Какой? Какие? Что делают?
Составьте предложения с этими словами.
Высокие деревья стоят в лесу.
Составить схему этого предложения.
Произведения каких писателей вы читали о лесных обитателях. (Обсуждение).
Я поднимаю фамилию писателя, если он писал произведения о природе, о лесе, то вы встаете.
В. Бианки
К. Чуковский
М. Пришвин
С. Маршак
В. Паустовский
Ш. Перро
Е. Чарушин
11. Итог урока.
- Где сегодня мы путешествовали? Кто такой лесник?
- Что вам понравилось? Что вы запомнили?
- С какими орфограммами мы работали на уроке?
Лесник благодарит вас за то, что вы помогли в лесу потушить костер и собрать мусор. Давайте, еще раз повторим, чего нельзя делать в лесу.
НЕЛЬЗЯ:
- Разорять птичьи гнезда и муравейники. Чтобы в лесу было чисто, не оставляй там мусор. Всегда уноси его с собой. Из-за мусора природа станет непригодной для жизни животных.
- Чтобы в лесу не было пожара, не оставляй там горящий костер. Пожар приведет к гибели всего живого.
- Не шуми в лесу. Крики и громкая музыка пугают животных и птиц.
- Будь другом животных. Не разоряй гнезда птиц, муравейники, норы зверей. Животные могут остаться без дома.
- Чтобы в лесу и на лужайках было красиво, не вытаптывай траву, ходи по тропинкам.
- Не ломай ветки деревьев и кустарников, не рви цветущих трав
- Лесник благодарит вас за сотрудничество.
-Догадайтесь, какое слово приготовил для вас.
ЦОМЛДОЫ (Молодцы)