Математический бой проводится среди учащихся 5-х классов. От каждого класса выбирается команда из 6 (8) человек. Каждая команда выбирает капитана, название команды, девиз, эмблему. Кроме того, от каждой команды выбирается команда болельщиков, которая готовит номер, которым заполняется одна из пауз. Игра проводится в пять туров, после каждого тура - пауза, во время которой жюри подводит итоги прошедшего тура. В каждом туре вопросы предлагаются командам либо в порядке установленной очереди и, если команда не может ответить или отвечает неправильно, то право ответа переходит к болельщикам этой команды. Если команда болельщиков отвечает неправильно, то право ответа переходит к следующей по очереди команде; либо задание предлагается одновременно всем командам, оно выполняется письменно и передается в жюри. За каждое правильное решение выставляется определенное количество баллов, за неполное решение баллы снимаются, а также снимаются баллы за нарушение очередности ответов. В конце игры жюри подводит итоги, и объявляются места, которые занимает каждая команда.
Цели:
- развивать познавательный интерес, интеллект;
- воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;
- формировать дружеские отношения, умение работать командой.
Оборудование:
- карточки с вопросами (16 карточек) – конкурс “Разминка”;
- карточки с вопросами (4 карточки – 1 задание, 4 карточки – 2 задание, 4 карточки – 3 задание) – конкурс “Минутка”;
- карточки с заданиями (4 карточки – вопрос капитану, 4 карточки – задание команде) – конкурс капитанов;
- призы зрителям за правильный ответ (игра со зрителями);
- призы (командам);
- призы участникам музыкальных пауз.
Жюри – ученики старших классов;
4 команды по 6 (8) человек;
4 команды болельщиков.
Домашнее задание: придумать название команды, девиз, эмблему.
I. Конкурс “Разминка” (16 вопросов)
(за каждый правильный ответ – 1 балл)
Команды поочередно вытягивают вопросы и через 30 секунд дают ответ.
Каждой команде по четыре вопроса.
а)
1. Каких камней не бывает в море?
(Сухих)
2. На какое дерево садится ворона во время дождя?
(На мокрое)
3. Может ли страус назвать себя птицей?
(Нет, он не умеет говорить)
4. Как поймать тигра в клетку?
(Тигров в клетку не бывает, они полосатые)
б)
1. Когда “руки” бывают местоимением?
(Когда они вы-мы-ты)
2. Когда лошадь бывает хищным зверем?
(Когда бежит рысью)
3. Что делает сторож, когда у него на шляпе сидит ворона?
(Спит)
4. Сколько в городе Кемерово поворотов?
(Два, направо и налево)
в)
1. Когда петух стоит на одной ноге, он весит 5кг. Сколько он
будет весить, если встанет на две ноги?
(5 кг)
2. Что было “завтра”, а будет “вчера”?
(сегодня)
3. Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней?
(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
4. Сколько горошин может войти в стакан?
(Ни одной, т. к. не умеют ходить)
г)
1. Если в 12 ч ночи идет дождь, то можно ли через 72 ч ожидать солнца?
(Нет, т. к. будет ночь)
2. Сколько месяцев в году содержит по 30 дней?
(Все месяцы, кроме февраля)
3. Представьте, что вы – машинист, ведущий пассажирский поезд.
Всего в составе 13 вагонов. Обслуживается поезд бригадой в 30 человек. Начальнику поезда 46 лет. Сколько лет машинисту поезда? (Столько лет, сколько отвечающему)
4. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии?
(Сто, 100 или миллион, 1000000).
II. Конкурс “Минутка” (3 вопроса)
(За первый вопрос – 1 балл, за второй вопрос – 2 балла, за третий вопрос – 3 балла)
Время на размышления -1 минута. Ответы пишут на листочках и передают жюри.
1. (1 балл) Спутник Земли делает один оборот за 1ч40мин. А другой оборот за 100мин. Как это объяснить?
(1 ч. 40 мин. = 100 мин.)
2.(2 балла) За покупку надо заплатить 19 рублей. У тебя только трехрублевые купюры, а у кассира только пятирублевые. Как ты расплатишься?
(3 x 8 – 5)
3.(3 балла) Незнайка начертил три прямые. На каждой их них он отметил 3 точки. Всего Незнайка отметил 6 точек. Покажите, как он это сделал.
(Прямые пересекаются и образуют треугольник, три точки пересечения и на каждой прямой еще по одной точке.)
III. Конкурс “Смешинка” (1 задание)
Изобразить предложенную ситуацию, у кого получится смешнее и интереснее. (1 балл)
Задания командам:
Показать:
а) Как сидит царь на троне;
б) Как сидит пчела на цветке;
в) Как сидит побитая собака;
г) Как сидит заяц после встречи с волком.
IV Конкурс капитанов (1 вопрос + 1 вопрос)
Дается один вопрос – капитану (он садится за отдельный стол). Один вопрос – команде.
За быстрое и правильное решение соответственно – 4 балла. 3 балла, 2 балла, 1 балл. Если капитан решил свое задание, то он может присоединится к своей команде.
А) Задание капитанам:
Какая цифра заменена в примере на деление буквой А: 9А : 1А = А?
(Цифра 6: 96 : 16 = 6.)
Б) Задание команде:
Используя любые арифметические действия и скобки, запишите число 25 с помощью семи двоек: 2 2 2 2 2 2 2 = 25.
(2 : 2 + (2 +2 +2) ·2 ·2 = 25)
Игра со зрителями
Пока проходит конкурс капитанов, проводится игра со зрителями.
Вопросы зрителям:
- Какой самый короткий месяц в году? (Май – 3 буквы)
- Почему шляпу носят? (Она ходить не умеет)
- За чем мы едим? (За столом)
- Какую цепь нельзя поднять? (Горную)
- Из какого полотна не сошьешь рубашку? ( Из железнодорожного)
- Как написать “Сухая трава” 4 буквами? (Сено)
- Почему можно ходить, но нельзя ездить? (По лестнице)
- Можно ли видеть что-либо с закрытыми глазами? (Да, сон)
- Можно ли носить воду в решете? (Да, когда она замерзнет)
- На какой вопрос невозможно ответить “да”? (Ты спишь?)
- Где на земле самые длинные сутки? (Везде одинаково)
За правильный ответ – приз.
V. Конкурс”Аукцион”
Кто больше напишет пословиц и поговорок, в которых встречаются числа.
Время – 2 минуты.
(За каждую пословицу – 2 балла)
Подведение итогов
Жюри подводит итоги. Награждение команд и болельщиков.
Литература
- Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка. – М.: Учпедгиз, 1961.
- Касаткина Н.А. Уроки знаний. Классные часы. – Волгоград: Учитель, 2003.