Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Органы чувств"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1) познакомить детей с органами чувств и их значением для человека; учить беречь органы чувств;
2) продолжить развивать умение самостоятельно работать с тестом;

Оборудование:

ИКТ презентация к уроку “Органы чувств”

Предметы:

мех, наждачная бумага, варенье, лимон, лук, мандарин.

Ход урока

Организационный момент

Пусть в этот зимний и прекрасный день
Всем нам сопутствует удача и везение!
И пожелаем мы друг другу, всем гостям
Чудесного настроения!

Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

  • Изучая организм человека, нам встретились такие слова: “легкие, пищеварительная, мозг, кишечник, сердце, нервная, кровеносная, желудок”

Распределите слова в 2 группы.

1 группа - органы человека, 2 группа - системы органов.

  • Что такое “система органов”?

Приведите примеры.

  • Какие системы не записаны?
  • Какая система управляет деятельностью всего организма?
  • Как называется наука, которая изучает строение тела человека?

Введение в тему урока. Постановка проблемы

Зачем человеку нужно знать свой организм? Чтобы сохранить и укрепить свое здоровье. Какие пословицы о здоровье вы приготовили дома?

Дал бы бог здоровья, а счастье найдем.
Здоров будешь – все добудешь.
Не рад больной и золотой кровати.
У кого что болит, тот о том и говорит.
Здоровье не купишь – его разум дарит.

Мы видим обстановку в классе, слышим мой голос, знаем как писать ручкой, чувствуем, удобно ли нам сидеть на стуле. Обо всем этом тебе сообщает твоя разведка- глаза, уши, нос, язык, кожа.

1 слайд (Смотри приложение)

Что объединяет эти органы, как они называются вместе? Как связаны с нашим здоровьем? Попробуем дать ответ на этот вопрос на уроке.

Работа по теме урока

Я загадаю загадку, и вы узнаете, с какого органа мы начнем разговор.

Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видит

  • Глаза – орган зрения

Глаза - самый загадочный орган. Это разведчики всего увиденного. Рассмотрите глаза друг друга. Каким бывает цвет глаз? Какими бывают по размеру?

У глаза есть свои стражи. Они оберегают от пыли, грязи, ветра. Догадались, о каких стражниках идет речь? Брови, веки, ресницы. На каждом веке у нас по 80 ресниц, каждая ресница живет 100 дней.

Погладим брови. Они отводят пот, стекающий со лба. Человек моргает 3 раза в минуту. Зачем? При моргании у человека глаз смачивается слезной жидкостью, это предохраняет от высыхания и очищает от пыли. Хотите увидеть и узнать строение глаза? Об этом расскажет ученик.

2 слайд

Выступление ученика:

Глаза – это окно в окружающий нас мир. Сам глаз круглый, как яблоко, за что его называют глазным яблоком. Глазное яблоко наполнено стекловидным веществом, как желе, только прозрачным. Снаружи глазное яблоко покрыто твердой оболочкой, как яйцо скорлупой. Эта оболочка называется роговицей. Если ее пробить, то с глазом может пройти то же, что и с разбитым яйцом. В центре глаза есть черная точка, это – зрачок. Он пропускает свет и может то расширяться, то сужаться. Цветное колечко вокруг зрачка – это радужка. От нее зависит цвет глаз. За зрачком находится хрусталик. Он помогает видеть далекие и близкие предметы. Хрусталик может то сжиматься, как шарик, то растягиваться, как овал.

3 слайд

Глаз связан с мозгом. Предметы в глазах отображаются перевернутыми. Правильным изображение делает головной мозг. Глаз имеет сложное строение. Если глаз повредить, то восстановить зрение невозможно.

Что нужно делать, чтобы сберечь зрение?
Телевизор смотреть 1-1.5 часа.
Читать книгу и писать на расстоянии 35 см.
Если попала соринка, то нельзя тереть руками.
Делать зарядку для глаз.
При письме свет должен падать слева.

Физкультминутка для глаз

Следующая загадка:

У зверушки на макушке,

А у нас – ниже глаз.

  • Уши - орган слуха

С помощью уха мы слышим. Это второй по важности орган.

4 слайд

Потрогайте ушную раковину. Сама она не слышит, а только улавливает звуки и передает их по слуховому проходу к барабанной перепонке в среднее ухо, потом во внутреннее и в мозг.

Ухо имеет еще один важный орган. Узнаем какой.

Физкультминутка закрытыми глазами

Встали, закрыли глаза, наклонились влево, вправо, вниз, достали пальцами кончики ног, подняли вверх левую руку, дотронулись правого плеча, подняли обе руки вверх и потянулись.

Молодцы, вы закрытыми глазами чувствовали, где верх, где низ. Об этом нам говорит орган равновесия, он находится во внутреннем ухе и отвечает за положение тела в пространстве.

Как нужно беречь свой слух?

Сильный шум портит слух. Не ковыряй в ушах острыми предметами.

Загадка:

Между двух светил
В середине я один.

  • Нос - орган обоняния

Самостоятельная работа по учебнику

Прочитайте по учебнику самостоятельно об этом органе.

Вопросы после чтения:

Что такое обоняние? Что нужно делать, чтобы сберечь хорошее обоняние?

Хорошо мы чувствуем запахи весной и летом. Нос связан с мозгом нервными нитями. Когда нам запах не нравится, то мозг посылает сигнал тревоги и носовой проход сужается. А если запах приятный, то дышится легко, нервы успокаиваются.

Нужно беречь себя от простуды, чтобы сохранить хорошее обоняние и закаляться.

Всегда во рту, а не проглотишь.

  • Язык - орган вкуса

5 слайд

На языке расположены вкусовые сосочки. В них собраны окончания нервов, благодаря им человек различает вкус пищи.

Докажем это.

Практическая работа №1.

Одному ученику дается попробовать лук, мед, лимон, соль, закрытыми глазами. Он угадывает. Это нервные нити сообщили мозгу, что у человека во рту.

Все сладкое и соленое ощущаем кончиком языка. Кислое - его боками, а горькое - корнем.
Нельзя есть горячую пищу, чтобы сосочки не повредить.
Кожа - орган осязания.
Кожа может рассказать человеку о том, что его окружает. Докажем.

Практическая работа №2.

Определи предмет на ощупь.

Один ученик у доски закрытыми глазами отгадывает, что он держит в руках. Мяч, мех.

Прикоснитесь к бумаге. Какая она на ощупь? Шершавая. Потрогайте мех. Что скажите? Мех мягкий. Об этом рассказывает кожа.

6 слайд

  • Кожа - орган осязания

Вот так выглядит кожа под микроскопом. Кожей мы ощущаем тепло, холод, боль. К коже подходят нервные окончания, которые передают сигналы в мозг. Старайтесь не ранить кожу, не обжигать, не обмораживать.

Вывод

Если с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса мы чувствуем окружающий мир, то, как будут называться все пять органов? Органы чувств.

7 слайд

Посмотрите и запомните название органов.

Говорят: не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг. Как это понять? Всеми органами руководит головной мозг.

Самостоятельная работа

Вы были внимательными и справитесь с тестом.

Проверьте. Ключевое слово органы. Посмотрите на доску и проверьте, линии правильно поставили?

Итог

Посмотрите на мандарин. Какой орган включается? Орган зрения. Потрогайте кожу на ощупь. Орган осязания. Почистим мандарин. Орган обоняния. Съедим. Орган вкуса.

Урок окончен.

Приложение

Презентация