Урок русского языка в 4-м классе по теме "Обобщение о склонении имен существительных в единственном числе. Виды разбора"

Разделы: Начальная школа


Цель. Создание условий для обобщения знаний о склонении имен существительных в единственном числе через практическую деятельность.

Задачи.

  1. Закрепить все виды разбора по существительному.
  2. Расширить словарный запас.
  3. Работать над развитием устной и письменной речи.
  4. Упражнять в умении применять свои знания на практике.
  5. Воспитывать любовь к урокам русского языка, уважения к труду взрослых, старательность и внимательность.
  6. Развивать мышление.
  7. Продолжить работу над каллиграфией.

Наглядность. Для учителя: словарные слова, картинки с изображением предметов, таблица “Падежные окончания существительных”, карточки для индивидуального опроса.

Для учеников: светофор, карточки с названиями падежей, склонений.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Индивидуальный опрос.

По карточкам:

1 ученик - звуко-буквенный анализ слова труд - [трут] [т] – согл., тв.(+), глух.(+).

2 ученик – разобрать по составу слово заработок, объяснить смысл слова (плата за работу)

Какая часть речи?

Класс.

- Назовите части речи?

- Что обозначает имя существительное?

- На какие вопросы отвечает?

- Назовите предмет, поставьте вопрос

- Определите род?

(Учитель показывает картинки с изображением предметов. Ученик отвечает, а остальные показывают светофор). Если правильный ответ, то зеленый свет.

Проверка учеников. Оценивание.

4. Чистописание.

1) Дата.

2) Ддд//ддд - безотрывное письмо, наклон прямых линий. (осанка!)

5. Словарные слова.

Прочитайте про себя, вслух.

д.рога , д.ректор , з.вод ,т.традь

- Поставьте ударение.

- Сможем проверить проверить пропущенные гласные?

- Запомнить написание слов.

- Какой звук обозначает буква д в данных словах? д >[д, д ‘, т, т’]

- К какой части речи относятся данные слова?

- Определите склонение существительных. Как определяем? (показ карточек со склонениями)

6. Чтение стихотворения (на доске)

Стол, за которым ты сидишь,
Кр_вать, в которой ты уснешь,
Т_традь, б_тинки, пара лыж,
Т_релка, вилка, ложка, нож
И каждый гвоздь.
И каждый дом,
И к_р_вай хлеба-
Все это сделано трудом
И не свалилось с неба.

С.Я. Маршак

- Чтение про себя, вслух, учителем.

- Какая главная мысль? В каких словах выражена?

(Ничего даром не дается, все создано руками человека).

- К чему призывает, поет?

(Все это надо беречь)

- Прочитайте слова с пропущенными буквами.

- Определите орфограмму, поставьте ударение

(По одному ученику у доски).

- Объяснить орфограмму.

Вывод: слова из словаря – запомнить.

- Написать пропущенную букву.

- Назовите слова с парными согласными.

- Как проверить парную согласную?

- Назовите существительные в ед. числе. (Один предмет).

- На какой вопрос отвечают? Кто? Что?

(учитель подчеркивает)

- Распределите существительные в 3 столбика по склонениям.

- Какие существительные относятся к 1 скл., 2 скл., 3 скл.?

- А можем ли выписать слова в косвенных падежах?

(поставить в н.ф.)

1 скл. 2 скл. 3 скл.
тарелка стол кровать
вилка нож тетрадь
ложка гвоздь
дом
каравай
хлеб
труд
небо

Проверка: 1 ученик читает сущ. 1 скл., остальные показывают светофор. (2-ой уч. – 2 скл., 3-ий уч. – 3 скл.)

Вывод. Мы прочитали стихотворение о труде, родители ваши трудятся.

- Какой ваш главный труд? (учеба). Вы тоже славно поработали, а теперь отдохнем.

7. Физминутка.

- Ваш главный труд учеба, а ещё? (помощь дома).

8. Домашнее задание.

- Написать 4-5 предложений о том, как помогаете дома родителям, бабушкам, чтоб получился рассказ.

Озаглавить.

Обратить внимание на окончание существительных в косвенном падеже.

9. Изменение по падежам.

- Для чего же мы знакомились со склонениями имен существительных, изменением имен существительных по падежам? (чтоб правильно написать окончания сущ. в предложении. Чтоб получилось связное предложение, словосочетания.

- Просклоняйте сущ. труд по падежам. Самостоятельная работа. (Один ученик у доски - называет падежи, окончания.)

- Назовите синоним к слову труд. (работа)

- Просклоняйте сущ. работа по падежам

- Назовите антоним к слову труд, работа. (лень)

10. Разбор предложения по членам и по частям речи.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

- Что написано? (пословица)

- Как понимаете смысл пословицы? (ничего легко не дается, надо потрудиться)

- О ком говорится в предложении? (подлежащее подразумевается).

- Сказуемое? (выловишь).

- Установите связь слов в предложении. Укажите части речи. (коллективный разбор)

- Какие пословицы о труде нашли? (ребята заранее выписывают дома).

Чтение пословиц.

11. Морфологический разбор (ученик у доски, а остальные в тетрадях). Проверка с помощью светофоров.

1. без труда - сущ. (без чего?) с предлогом

2. н.ф. - труд

3.м.р., 2скл.

4. в Р.п., в ед. ч.

5. Втор. член.

12. Итог урока. Что понравилось на уроке? В конце урока я хочу прочесть четверостишие Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь.
Душа обязана трудиться
И день, и ночь,
И день и ночь.