Цель. Создание условий для обобщения знаний о склонении имен существительных в единственном числе через практическую деятельность.
Задачи.
Закрепить все виды разбора по
существительному.
Наглядность. Для учителя: словарные слова, картинки с изображением предметов, таблица “Падежные окончания существительных”, карточки для индивидуального опроса.
Для учеников: светофор, карточки с названиями падежей, склонений.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Индивидуальный опрос.
По карточкам:
1 ученик - звуко-буквенный анализ слова труд - [трут] [т] – согл., тв.(+), глух.(+).
2 ученик – разобрать по составу слово заработок, объяснить смысл слова (плата за работу)
Какая часть речи?
Класс.
- Назовите части речи?
- Что обозначает имя существительное?
- На какие вопросы отвечает?
- Назовите предмет, поставьте вопрос
- Определите род?
(Учитель показывает картинки с изображением предметов. Ученик отвечает, а остальные показывают светофор). Если правильный ответ, то зеленый свет.
Проверка учеников. Оценивание.
4. Чистописание.
1) Дата.
2) Ддд//ддд - безотрывное письмо, наклон прямых линий. (осанка!)
5. Словарные слова.
Прочитайте про себя, вслух.
д.рога , д.ректор , з.вод ,т.традь
- Поставьте ударение.
- Сможем проверить проверить пропущенные гласные?
- Запомнить написание слов.
- Какой звук обозначает буква д в данных словах? д >[д, д ‘, т, т’]
- К какой части речи относятся данные слова?
- Определите склонение существительных. Как определяем? (показ карточек со склонениями)
6. Чтение стихотворения (на доске)
Стол, за которым ты сидишь,
Кр_вать, в которой ты уснешь,
Т_традь, б_тинки, пара лыж,
Т_релка, вилка, ложка, нож
И каждый гвоздь.
И каждый дом,
И к_р_вай хлеба-
Все это сделано трудом
И не свалилось с неба.
С.Я. Маршак
- Чтение про себя, вслух, учителем.
- Какая главная мысль? В каких словах выражена?
(Ничего даром не дается, все создано руками человека).
- К чему призывает, поет?
(Все это надо беречь)
- Прочитайте слова с пропущенными буквами.
- Определите орфограмму, поставьте ударение
(По одному ученику у доски).
- Объяснить орфограмму.
Вывод: слова из словаря – запомнить.
- Написать пропущенную букву.
- Назовите слова с парными согласными.
- Как проверить парную согласную?
- Назовите существительные в ед. числе. (Один предмет).
- На какой вопрос отвечают? Кто? Что?
(учитель подчеркивает)
- Распределите существительные в 3 столбика по склонениям.
- Какие существительные относятся к 1 скл., 2 скл., 3 скл.?
- А можем ли выписать слова в косвенных падежах?
(поставить в н.ф.)
1 скл. 2 скл. 3 скл. тарелка стол кровать вилка нож тетрадь ложка гвоздь дом каравай хлеб труд небо
Проверка: 1 ученик читает сущ. 1 скл., остальные показывают светофор. (2-ой уч. – 2 скл., 3-ий уч. – 3 скл.)
Вывод. Мы прочитали стихотворение о труде, родители ваши трудятся.
- Какой ваш главный труд? (учеба). Вы тоже славно поработали, а теперь отдохнем.
7. Физминутка.
- Ваш главный труд учеба, а ещё? (помощь дома).
8. Домашнее задание.
- Написать 4-5 предложений о том, как помогаете дома родителям, бабушкам, чтоб получился рассказ.
Озаглавить.
Обратить внимание на окончание существительных в косвенном падеже.
9. Изменение по падежам.
- Для чего же мы знакомились со склонениями имен существительных, изменением имен существительных по падежам? (чтоб правильно написать окончания сущ. в предложении. Чтоб получилось связное предложение, словосочетания.
- Просклоняйте сущ. труд по падежам. Самостоятельная работа. (Один ученик у доски - называет падежи, окончания.)
- Назовите синоним к слову труд. (работа)
- Просклоняйте сущ. работа по падежам
- Назовите антоним к слову труд, работа. (лень)
10. Разбор предложения по членам и по частям речи.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- Что написано? (пословица)
- Как понимаете смысл пословицы? (ничего легко не дается, надо потрудиться)
- О ком говорится в предложении? (подлежащее подразумевается).
- Сказуемое? (выловишь).
- Установите связь слов в предложении. Укажите части речи. (коллективный разбор)
- Какие пословицы о труде нашли? (ребята заранее выписывают дома).
Чтение пословиц.
11. Морфологический разбор (ученик у доски, а остальные в тетрадях). Проверка с помощью светофоров.
1. без труда - сущ. (без чего?) с предлогом
2. н.ф. - труд
3.м.р., 2скл.
4. в Р.п., в ед. ч.
5. Втор. член.
12. Итог урока. Что понравилось на уроке? В конце урока я хочу прочесть четверостишие Заболоцкого:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь.
Душа обязана трудиться
И день, и ночь,
И день и ночь.