"Общаемся с родителями". Современные мысли о времени, педагогике, о школе

Разделы: Работа с родителями


Мы живем в удивительное время, время, когда после длительного периода «тактичного умолчания» и деидеологизации роли школы и учителя вообще, образование вновь становится приоритетным направлением политики государства, ключевым звеном российских национальных проектов. Внимание государства и Правительства Москвы к этой важной проблеме – радует и вселяет надежды на улучшение в сердца педагогов, работающих в школе. Год ребенка, оканчивающийся феерическими успехами и победами для каждого из нас, закономерно и логически оправданно сменяется Годом семьи, определяя важность двух социальных институтов – Семьи и Школы, чьи интересы всегда направлены на благо Ребенка.

Сегодня в педагогику возвращаются идеи актуальности и значимости детства, определяющей роли семьи и школы, диалога между ними, формирование ими самодостаточной, творческой, мыслящей и самореализующейся Личности ребенка, не боящейся взрослой жизни.
Все это предоставляет возможность сегодняшнему педагогу четко определить и умело реализовать цели и задачи воспитания и образования.
Исходя из этого, мы, педагоги, понимаем, что новая школа – это открытая школа, это, прежде всего школа новых отношений между учеником, родителем и учителем (воспитателем).
По сей день идет спор: «Что такое педагогика – наука или искусство?» Для себя как учителя предметника и классного руководителя, я отвечаю следующим образом: мир человек познает и умом и сердцем, следовательно, педагог обязан быть и ученым, и «ваятелем человеческих душ». Вспоминаются удивительные слова Софокла:

Много есть чудес на свете,
Но чудесней человека,
Нет на свете ничего.

Современный воспитатель, естественно, использует в своей работе славный опыт всей педагогики Человечества: от зарождения воспитания до новационных теорией и разработок сегодняшнего дня. Приобретая опыт лучших зарубежных и отечественных школ, таких, как: Вальдорфская, Монтессори, Френэ, А. Макаренко, «школу радости» В. Сухомлинского, «школу развития» В. Караковского, «школу самоопределения» А. Тубельского, настоящий педагог способствует развитию и становлению личности ребенка.

Сегодня очень много спорят о функции и необходимых изменениях в роли классного руководителя: каким он должен быть и должен ли быть вообще еще и предметником? Не вернуться ли к опыту дореволюционных российских гимназий с их институтом «классных дам»?
Ответ дает блестящая русская и зарубежная литература ХVIII–IХХ века. Перечтите бессмертные строки Ч. Диккенса, Л. Чарской, Л. Толстого, Н. Гарин-Михайловского, М. Твена; обратитесь писателям начала ХХ века В. Катаеву, В. Осеевой. Ответ очевиден – образ «классной дамы» выписан натуралистично и нелицеприятно для педагога, так как Лишен главного – любви и уважения воспитанника. Если же воспользоваться метафорой, то мне классный руководитель видится умным кентавром Хироном, воспитавшем героя Эллады Ясона. Я считаю, что классный руководитель обязательно должен быть и учителем предметником, «пересекаясь» с воспитанниками не только на внеклассных мероприятиях, но и на уроках. Но это тема отдельного разговора.

Вот уже пятый год я являюсь классным руководителем школьного коллектива. Со дня нашего знакомства я не перестаю задавать себе вопрос: «А какова моя миссия как классного наставника?» И нахожу ответ у великого учителя и просветителя Ж.Ж. Руссо: «Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет... не судьей, не солдатом,не священником: он будет прежде всего человеком...» Исходя из этого и строится моя концепция педагога: «Не навреди! Помоги воспитаннику самопроявиться, самовыразиться, самореализоваться, а значит и самовоспитаться! «Все это сообразуется с моими принципами воспитания:

  • гуманизм и эстетическая направленность;
  • принцип природосообразности;
  • культурологическая направленность;
  • коллективное творческое дело;
  • личностно – ориентированный подход;
  • принцип концентрации воспитания;
  • принцип социального взаимодействия.

Воспользовавшись шутливой аббревиатурой, считаю возможным так «расшифровать» слово «классный»: К – качество; Л – личность; А – активность; С – сердечность; С – сотрудничество»; Н – новации; ЫЙ – окончание, которого (в работе) нет!

А если серьезно, то успешной может быть работа классного руководителя лишь тогда, когда он сам – Личность, а его программа воспитания включает в себя тандем учеников, учителей, всех работников школьного учреждения и, конечно же, родителей на основе любви, доверия, взаимоуважения, сотрудничества, добротворчества, успешности, положительной мотивации, открытости, «педагогического авансирования».
И если в воспитательном процессе через общение с детьми классный руководитель (я говорю о профессионале и преданном своему делу педагоге) относительно прав, удачлив и успешен, то в работе с родителями (очень часто) он испытывает трудности, воспринимая общение с родителями как неизбежную, «нервическую» и неблагодатную часть своей деятельности. Но ведь, если вдуматься, то и педагоги и родители едины в одном – в стремлении видеть детей Счастливыми!
Провожая своих чад в школу, доверяя их нам, каждый родитель желает, чтобы помимо успешного овладения учебными компетенциями, развития творческих способностей, самореализации в учебном процессе, ребенок прожил школьный день в комфортной и безопасной среде. Но, к сожалению, не каждый родитель понимает, что в этом и он должен поучаствовать.

Вся работа (функционал) с родительским коллективом класса строится следующим образом: индивидуальная и коллективная (организационные, текущие, итоговые родительские собрания всевозможных форм и видов). Поэтому уже на стадии знакомства с родительским коллективом(5 класс) и формировании родительского актива я старалась понять каждого из родителей как человека вообще, а не, например, как папу Маши Ф. Кто он? Каков его психотип? Его работа? Его хобби и т.д. Помогали мне в этом анкеты, психологические тесты, психологические игры, ассоциативные синквейны и прочее. Диагностика проводилась на первых родительских собраниях и только с добровольного согласия родителей (были и такие, которые отказывались от участия, но ведь и отсутствие результата – это тоже результат, вспомним слова умнейшего И.Г. Лафатера: «Каковы «да» и «нет» человека, таков и характер. Проследите за тем, как человек говорит свои «да» и «нет» не менее чем в семи случаях – и перед вами портрет души его...»).
Главная ошибка, которую допускает классный руководитель, это неумение вести Диалог с родителями, не Монолог, а Диалог! Ведь именно во время диалога можно найти будущих друзей, соратников и единомышленников. Постарайтесь дать понять родителям класса, что вы открыты к общению, доброжелательны и настроены позитивно, постарайтесь не заметить негатив, который может иногда исходить со стороны пришедшего к вам для общения взрослого человека.
Общаясь с родителями на родительских собраниях, какова бы ни была тематика их, имейте в виду, как учил актеров великий Станиславский, некую «сверхзадачу», например, проводя собрание организационное, обратите внимание родителей, что в школе развит институт проектной деятельности, который помогает детям с заниженной самооценкой повысить ее. Если говорить о родительских собраниях, то 99% успеха зависит от явки родителей. Я считаю, что явка родителей на собрание – это показатель доверия и уважения к классному руководителю как к Личности. Почему мы иногда можем наблюдать такую картину: в одном классе на родительском собрании яблоку негде упасть, родители приходят с цветами, после собрания не хотят расходиться, живо обсуждая проблемы класса, а в другом – приходит 5–8 человек и, поглядывая на часы, отсиживаются с «каменными лицами»?
Ответ очевиден – нет контакта, нет классного родительского коллектива и, наверное, и ученического как следствие.

Хотелось бы поделиться опытом, возможно эти маленькие «учительские» наработки помогут вам наладить отношения и качественнее общаться с родителями на собраниях:

  • умейте радоваться предстоящей встрече с родителями, настройтесь сами на позитив (ведь мысли материализуются, как положительные, так и отрицательные!);
  • не пугайте заранее учеников предстоящими на родительском собрании «разборками» с их родителями – начнется «цепная реакция»;
  • заранее ознакомьте родителей с тематикой встречи через детей или родительский комитет;
  • помните: вы хозяин, который ждет гостей, украсьте кабинет (устройте выставку творческих, проектных работ детей, стенгазет и т.д.); оформите доску афоризмами или высказываниями великих педагогов-просветителей, обязательно напишите или положите на парту план проведения собрания;
  • будьте в кабинете на 1 час раньше назначенного времени, быть может, кто- то из родителей захочет поделиться с вами сокровенным, попросить помощи или предъявить претензии;
  • включите музыку, покажите видеоролик о школьной жизни, пока родители будут собираться;
  • найдите добрые слова для каждого входящего в класс, начиная от банального: «Как вы хорошо сегодня выглядите!» и заканчивая похвалой в адрес ребенка: «Вася порадовал успехами на этой неделе!»;
  • попробуйте «прозондировать» настроение родительской аудитории тестами-играми – ассоциативными рядами, это поможет вам находить каждый раз нужную тональность общения;
  • улыбайтесь пришедшим, заряжайте их своей положительной энергетикой;
  • каждый раз предлагайте новую форму работы на собрании: лекция, ролевая игра, дискуссия, конференция, ринг и т.д.;
  • не устраивайте публичных разносов неуспешным ученикам, о плохом – только после собрания в индивидуальной беседе;
  • не забудьте поблагодарить всех, кто пришел на собрание, но обязательно прозвоните и узнайте по какой причине отсутствовали некоторые родители,
  • пригласите их на обязательную встречу, будьте настойчивы с теми родителями, которые игнорируют родительские собрания, доведите до их сведения, что они нарушают Конституционные обязанности родителей, будьте настойчивы, так как вы правы;
  • заранее оговорите время проведения собрания для всех, с тем, чтобы пообщаться и индивидуально; но не нервничайте, если собрание затягивается, общение и помощь во имя одной цели – ребенок, вот для чего пришли и вы и родители на встречу;
  • благодарите щедро родителей на собрании за любую даже незначительную помощь классу. Публичная благодарность стимулирует на добрые дела и в дальнейшем;
  • заканчивайте собрание только на позитиве, вновь видя в родителях единомышленников и призывая их к сотрудничеству.

Конечно же, эти советы не могут осветить все приемы и методы общения во время встреч с родителями класса, но пытайтесь, уважаемые коллеги, искать свои «жемчужины» педагогического мастерства.

Если продолжать разговор о сплочении и формировании родительского коллектива, то я не буду оригинальна в мысли о коллективном творческом деле как прекрасном педагогическом рецепте. В моем классе оно начиналось в 5-м классе с оформлением классного уголка, в 6 классе-с участия в проектной деятельности и «Ярмарке идей на Юго-Западе» (к слову сказать, что родители, чьи дети занимаются этой деятельностью «загораются «идеями не хуже своих чад. Сейчас 70% ребят моего класса занимаются проектной деятельностью, являются дипломантами городского конкурса «Мы и биосфера», проводимого под эгидой Московского городского Дворца детского и юношеского творчества на Воробьевых горах, дипломантами Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского и многих других).

В 7-м классе, плодотворно сотрудничая с родителями, мы занялись профориентационной деятельностью. Это была работа в типографии с благородной целью – на заработанные честным трудом деньги приобрести Рождественские подарки для детей-сирот и позволить им ощутить праздник.

В 8-м классе приоритетным направлением сотрудничества с родителями были выбраны здоровьесберегающие технологии: «Нет курению, нет наркотикам, нет азартным играм!» Именно благодаря родителям сотрудники института психиатрии им. Сербского и детского реабилитационного центра «Квадрат» рассказывали ребятам о преимуществах здорового образа жизни, а затем и сами ребята принимали участие в профилактической пропаганде здорового образа жизни в нашей школе и ряде школ нашего родного Северного Бутова.

В том же году (2006–2007), осознавая важность формирования активной гражданской позиции, родители класса (в рамках формирования правового пространства школьников) организовали ряд встреч с депутатами Московской городской Думы, а ребята приняли участие в молодежных акциях, организованных депутатами партии «Единая Россия» в Управе Северного Бутова.

В этом учебном (2007–2008) году, продолжая традиции шефства в нашей школе, ребята с родителями класса опекают младших друзей-пятиклассников, помогая им комфортнее адаптироваться к средней школе.

Таким образом, коллективное творческое дело помогло сплотить коллектив детей и родителей, по-иному оценить друг друга, познать и, возможно, открыть для себя новые грани содержания личности друг друга, причем это касается и взрослых (классный наставник, родитель) и детей. Хочу заметить, что коллективное творческое дело может меняться, может пролонгироваться на длительный период работы в классе, все зависит от желания и мотивации самих детей и родителей.
Не могу не заметить, что сотрудничество с родителями класса (как-то это сложилось само собой) формировалось, с учетом разносторонних интересов и предпочтений и взрослых.
Приведу несколько примеров. Понимая, что развиваться творческая личность ребенка будет быстрее, «подпитываясь» эстетически, я воспитывала в ребятах понимание и любовь к различным видам искусства, в частности, к театру. На совете отряда мы решили, это было еще в 5-м классе, 2 раза в месяц посещать театр. Родители-театралы с радостью согласились «примкнуть» к нам. Так сформировалось «Общество любителей театра» из детей и родителей и вопроса о том, кто же будет помогать классному руководителю сопровождать 20–30 человек в театр, не возник, все знали, что мама Вани К., Миши В., бабушка Дениса М. всегда в этих делах с нами.

Вспоминая слова историка Н. Карамзина о том, что нигде так не раскрывается и не воспитывается человек, как в путешествиях, заручившись поддержкой родителей и желанием детей, мы на всех каникулах выезжали в длительные путешествия. Сначала это было Подмосковье, затем все города Золотого кольца России, затем ближнее зарубежье и Европа. И здесь наработки коммуникативного общения с родителями класса, диалог сотрудничества сыграл свою решающую роль – единый коллектив родителей-фанатов путешествий был снова с нами. Выезжая с моими уже повзрослевшими учениками на экскурсии, я принципиально не приглашаю с собой педагогов-коллег (да простят меня они), поскольку родители класса с радостью присоединяются к этим поездкам. Моя же «сверхзадача» – продолжать формировать единую семью единомышленников из учеников и их родителей, воспитывать культуру коммуникативного общения между «отцами» и «детьми», показывать моим ученикам правильную модель семьи, которую вскоре им придется строить самим.

И, наверное, самой лучшей оценкой деятельности родителей класса наряду с благодарностью от классного руководителя и администрации школы является вручение грамот родителям на итоговом родительском собрании. Грамот, сделанных руками самих ребят и вручаемых мамам, папам, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам в различных номинациях, например, «Самому спортивному папе», «Самой эрудированной маме», «Самому сильному брату» «Самой доброй маме – доктору», «Самому путешествующему папе», «Папе-студенту» и т.д.

Окончание учебного года, это тоже стало доброй традицией класса, мы празднуем вместе с родителями, как и многие классы. И также как родители моих учеников гордятся нашими прекрасными детьми, так и я, как классный руководитель, горжусь родителями своего класса, такими мудрыми, гуманными и самоотверженными.

Позвольте напомнить известную притчу о том, как один властелин задал своему визирю коварный вопрос и получил достойный ответ. Зажав в ладонях бабочку, властелин спросил:
– А скажи-ка мне, мудрейший, жива бабочка или мертва?
– О, великий! – ответил мудрец – Все в твоих руках!

Итак, уважаемые коллеги, все в ваших руках.
Успехов вам и терпения!