Цели:
- Обобщить знания детей по теме звук – слог – слово – предложение.
- Разгадать кроссворд, найти ключевое слово.
Задачи:
- Активизировать словарь.
- Развивать связную речь.
- Формировать звукобуквенный анализ и синтез.
- Совершенствовать навык письма и чтения.
- Воспитывать дружеское отношение в коллективе.
План занятия
- Организационный момент.
- Игра “Разноцветный сундучок”.
- Игра “Скажи наоборот”.
- Игра “Слово рассыпалось”.
- Игра “Кто здесь лишний?”
- Игра “Шёл прошлогодний снег”.
- Игра “Кто Больше назовёт слов?”
- Отгадывание загадки.
- Нахождение ключевого слова кроссворда.
- Итог занятия.
Оборудование:
- доска,
- мел,
- сундучок,
- ребус,
- карточки в форме лепестков ромашки,
- предметные картинки,
- пуфики,
- наборное полотно,
- снежинки,
- буквы,
- схемы кроссворда “Доброта”,
- магнитофон,
- песня А. Беликова “Снег”.
Ход занятия
На демонстрационной доске – графическая схема кроссворда. По мере отгадывания слов кроссворда дети самостоятельно вписывают их в схему.
Логопед: Ребята перед нами, кроссворд, нам необходимо разгадать его и найти ключевое слово, которое нам понадобиться в дальнейшем в жизни. Давайте же заведём лопасти нашего вертолёта, и отправимся в наше увлёкательное путешествие.
1. Организационный момент:
Пальчиковая гимнастика – “Вертолёт”
Вверх взлетает вертолёт,
Будь внимательным, пилот!
Четыре пальца левой руки, кроме большого пальца, сжаты в кулак. Большой палец поднят вверх и выполняет круговые движения.
Вертолёт лети, лети,
Лопасти быстрей крути.
(Упражнение выполнять сначала левой рукой, затем правой рукой, а потом двумя руками вместе.)
2. Игра “Разноцветный сундучок” (определение первого звука в слове).
Картинки: мишка, огурцы, лягушка, апельсин, подсолнух.
Логопед:
Я картинку положила
В разноцветный сундучок
Ну-ка, дети загляните,
Выньте картинку, назовите.
Дети достают картинки из сундука, чётко, правильно произнося звуки в словах, называет её и определяет первый слог в слове. Картинка ставится на наборное полотно. Когда все картинки выставлены, логопед предлагает, найти слово, в котором первый звук твёрдый. Это и будет первое слова кроссворда.
Дети вписывают отгадку (подсолнух) в схему кроссворда.
3 .Игра “Скажи наоборот” (деление слов на слоги).
Дети называют слова-антонимы, делят его на слоги, перепрыгивая через пуфик столько раз, сколько в слове слогов.
широкий – …(узкий) | горячий -…(холодный) |
сухой -…(мокрый) | чистый -…(грязный) |
старый -…(молодой) | весёлый -…(грустный) |
высокий -…(низкий) | день -…(ночь) |
Отгадав загадку, находят второе слово кроссворда.
Подходить к дому стало –
С неба солнце украла. (Ночь)
Дети вписывают отгадку (ночь) в схему кроссворда.
4. Игра “Шифровальщик” (звуковой анализ и синтез слогов).
Детям предлагается “расшифровать” слово по первым звукам других слов: Барабан, арбуз, ножницы, кошка, аист – слово (банка) – третье слово кроссворда.
Дети вписывают слово (банка) в схему кроссворда.
5. Игра “Слово рассыпалось” (составление слов из слогов).
На наборное полотно выставляются карточки со слогами. Расставляя в нужном порядке слоги, дети составляют слово. Самое длинное слово – четвёртое слово кроссворда
ши, ма, на – машина | жик, ё – ёжик |
тух, пе, – петух | ра, пи, да, ми – пирамида |
Дети вписывают отгадку (пирамида) в схему кроссворда.
6. Игра “Кто здесь лишний” (послоговое чтение).
На карточках с одной стороны – картинка, с другой – название, написанное печатными буквами. Карточки расположены на полу в форме ромашки шрифтом вверх. Ребёнок “отрывает” лепесток ромашки, читает слово, затем переворачивает лепесток и сравнивает прочитанное с изображением на ней. Из “оторванных” лепестков рядом выкладывается другая ромашка иллюстрациями вверх. Дети определяют лишнее слово. Это слово (слон) – пятое слово кроссворда. Слова, написанные на лепестке ромашки: (Корова, лошадь, собака, кошка, коза, слон.)
Дети вписывают слово (слон) в схему кроссворда.
7. Игра “Шёл прошлогодний снег” (анализ предложения)
Дети стоят на ковре с закрытыми глазами. Звучит музыка. Тихо падают “снежинки” (на одной снежинки – задание). Дети находят снежинку с заданием.
Задание: прочитать предложение, составленное на наборном полотне, и ответить на вопросы. Предложение: Кот сидит под столом.
– Сколько слов в предложении?
– Какое первое слово? второе? третье? четвёртое?
– Какое короткое слово в предложении?
– О каком домашнем животном говорится в предложении?
Слово (кот) – шестое слово кроссворда.
Дети вписывают слово (кот) в схему кроссворда.
8. Отгадывание загадки.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила (Зима)
Логопед: Какое время года загадано в загадке?
Слово (зима) – седьмое слово кроссворда.
Дети вписывают слово (зима) в схему кроссворда.
Логопед: Пришла зима со своими морозами, засыпала всю землю снегом, зиме на радость, осени – на удивление. Вспомните и назовите пословицы, поговорки, загадки о зиме. Кто больше всех назовёт, тот и впишет последнее слово кроссворда.
Речевой материал к занятию (который даётся на предыдущем занятии).
Пословицы, поговорки о зиме.
- Декабрь – стужайло на всю зиму землю студит.
- Холодная зима – жаркое лето.
- На морозе и старик вприпрыжку идет.
- Новый год – к весне поворот.
- Зима снежная – лето дождливое.
- В феврале зима с весной встречаются впервой.
- Февраль – месяц лютый, спрашивает: “Как обутый?”
- Зимою вьюги – летом ненастье.
- Не было бы снегу, не было бы и следу
- Много снега – много хлеба.
- Снег на полях – хлеб в закромах.
- Лето – собериха, зима – поедиха.
Загадки о зиме.
1.
Дел у меня немало:
Всю землю укрываю,
Я белым одеялом.
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня... (Зима).
2. Ч
тобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады. (Мороз.)
3.
Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось.
С неба на землю свалилось. (Снег.)
4. Зимой лежал, а весной в реку побежал. (Снег.)
5.
С неба звезды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется черная земля.
Много, много звездочек, тонких, как стекло,
Звездочки холодные, а земле – тепло. (Снежинки.)
6. С неба – звездой, в ладошке – водой. (Снежинки.)
7. Бел, да не сахар, ног нет, да идет. (Снег.)
8.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег.)
9.
Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица. (Вьюга.)
10.
Гуляю в поле, летаю на воле.
Кручу, верчу, знать никого не хочу. (Метель, вьюга.)
11.
Какой это мастер на стекла нанес.
И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз.)
12.
Старик у ворот тепло уволок.
Сам не бежит, и стоять не велит. (Мороз.)
13.
Кто поляны белит белым.
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины, (Мороз.)
14.
Кто поляны белит белым.
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Мороз.)
15. На дворе горой, а в избе водой. (Лед.)
16.
Без досок, без топоров.
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло, –
Скользко, весело, светло. (Лед.)
17.
Рыбам в зиму жить тепло,
Крыша – тонкое стекло. (Лед.)
18.
Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)
19.
Не колючий, светло-синий,
По кустам развешан... (Иней).
20.
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она, потечет. (Сосулька.)
21.
Детки сели на карниз
И растут все время вниз. (Сосулька.)
22..
Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосульки.)
9. В конце досуга дети вместе читают ключевое слово кроссворда – (доброта)
Это полезное слово (доброта) мы возьмём с собой в школу.
10. Подведение итога занятия, оценка результатов.