Обобщение изученного в разделе "Синтаксис и пунктуация с использованием комплексного анализа текста", 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель урока: Систематизировать знания учащихся, полученные в разделе “Синтаксис и пунктуация”.

Задачи:

образовательные:

  • повторить основные понятия, изученные в разделе; закрепить знания, умения и навыки, полученные при изучении раздела;

развивающие:

  • развивать умение систематизировать и анализировать материал;
  • развитие орфографической зоркости;
  • развитие внимания, речи, логического мышления;

воспитательные:

  • воспитывать у учащихся любовь к родному языку, родной природе;
  • познакомить детей с прекрасным в живописи и литературе, формировать эстетический вкус.

Развитие речи.

  • Определение темы и основной мысли текста; умение находить средства художественной выразительности.
  • Обогащение словаря школьников.
  • Конструирование предложений по заданным схемам. Использование предложений различных синтаксических конструкций в речи.

Повторение.

Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением.

Оборудование: репродукции картин

  • А.И. Куинджи “Пятна лунного света. Зима”,
  • Г.Г. Нисского “Февраль. Подмосковье”,
  • И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Актуализация.

Задача сегодняшнего урока – повторить все, что мы изучили в разделе “Синтаксис и пунктуация”, и ответить на вопрос: “Что изучает синтаксис?” Дома вы должны были ответить на контрольные вопросы, данные в учебнике. Как вы справились с заданием, мы будем проверять в течение всего урока.

В тетрадях записывается тема урока (Повторение изученного в разделе “Синтаксис и пунктуация”).

Начнем наш сегодняшний урок с загадки. Внимательно посмотрите на доску. На ней написано высказывание Александра Сергеевича Пушкина: “Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание”. В конце урока я хотела бы услышать от вас ответ на вопрос: “Что имел в виду поэт? О чем он говорит в своем высказывании?”

3. Работа с текстом.

Ученикам раздается текст с заданиями.

Внимание учащихся обращается на репродукции картин (А.И. Куинджи “Пятна лунного света. Зима”, Г.Г. Нисского “Февраль. Подмосковье”, И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”).

Какое время года изображено на этих картинах? (Зима).

Какими средствами пользуются художники, чтобы подчеркнуть красоту зимнего пейзажа? (Игра света и тени, чистые, “морозные” краски).

Прослушайте зарисовку о февральском Подмосковье, взятую из книги замечательного натуралиста, рыболова, охотника и писателя Дмитрия Павловича Зуева “Времена года”. (Текст взят из книги Г.А. Богдановой “Уроки русского языка в 5 классе”).

Как вы думаете, какая из картин могла бы служить иллюстрацией к тексту?

(А.И. Куинджи “Пятна лунного света. Зима”).

При помощи каких изобразительно-выразительных средств автору удается так ярко и точно передать очарование февральской ночи, выразить свой восторг, “оживить” описание? (Метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворение, эмоционально окрашенные предложения).

К какому типу речи относится этот текст? (Описание).

Назовите тему текста (февральские ночи).

Какова его основная мысль, каким предложением она выражена? (Очаровательны эти ночи!)

Озаглавьте текст. Выбирается и записывается самый удачный вариант.

4. Работа с орфограммами и пунтограммами. Закрепление теоретических знаний.

(По мере работы в текст вставляются пропущенные буквы и знаки препинания).

Найдите в тексте эмоционально окрашенные предложения. Какой знак препинания ставится в этом случае? (!) Для чего эти предложения используются в речи?

В тексте есть слова с пропущенными буквами. Назовите вид орфограммы (безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением). Как проверить безударную гласную? Выпишите эти слова в тетрадь и подберите к ним проверочные, обозначьте орфограмму. (Слова выписываются в тетрадь и на доску).

К существительному ПОЛЯНЫ подберите из текста прилагательное (лесные). Что у вас получилось (словосочетание).

Выпишите словосочетание в тетрадь, обозначьте главное слово и поставьте от него вопрос к зависимому. Определите вид словосочетания (именное, сущ. + прил.).

Немного поиграем.

Я буду называть словосочетание сущ.+сущ., а вы переделаете его в словосочетание сущ.+прил. Например, цветок из камня – каменный цветок.

  • книги для детей – детские книги;
  • статуя из мрамора – мраморная статуя;
  • погода зимой – зимняя погода;
  • корм для кошки – кошачий корм.

Скажите, могут ли быть словосочетанием подлежащее и сказуемое? (Нет). Как они называются? (Грамматическая основа предложения или главные члены). Вспомните стихотворение о том, как найти главные члены предложения.

Когда перед вами задача – найти
Главные члены предложения,
Прежде всего, отыщите глагол,
Глагол в любом наклонении.

Когда обнаружите этот глагол
Между другими словами,
То подчеркните его поскорей
Сразу двумя чертами.

Потом от него мы вопросы кто? что?
К другим словам направляем
И подлежащее, как на крючок,
На эти вопросы поймаем.

Тут мы его одной чертой
Вмиг подчеркнем, без сомненья,
И полюбуйся – перед тобой
Главные члены предложения.

Кроме главных, какие еще бывают члены предложения (второстепенные – дополнение, определение и обстоятельство). На какие вопросы они отвечают? Вспомните о них стихи.

Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их без промедления,
Тут же отыщутся ДОПОЛНЕНИЯ.

Признак предмета или явления
Обозначает ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
Чей и какой? – вопросы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.

На вопросы: где? Когда?
Как? Откуда? И куда?
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА всегда
Дадут ответы вам, да-да.

  1. Назовите грамматическую основу третьего предложения (тропинка уходит).
  2. Какое это предложение по цели высказывания (повествовательное).
  3. Какие предложения по цели высказывания вы знаете еще? Приведите примеры.
  4. Какое это предложение по эмоциональной окраске? (Невосклицательное).
  5. Выпишите в тетрадь предложение ДАЛЕКО УХОДИТ УЗКАЯ ТРОПИНКА. Сделайте его синтаксический разбор, начертите схему.

(Одновременно предложение записывается и разбирается учеником у доски).

  1. Какие члены предложения являются однородными?
  2. Расскажите о знаках препинания при однородных членах.

Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно:
Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят.

Найдите в тексте предложение с однородными членами. (В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев).

Чем связаны между собой однородные члены? Какие знаки препинания ставятся в этом случае? Поставьте их в тексте, а в тетради начертите схему предложения. (Параллельно задание выполняется на доске).

Скажите, что еще может связывать союз И? (Части сложного предложения).

Как отличить простое предложение с однородными членами, соединенными союзом И, и сложное, части которого соединены таким же союзом? (В простом предложении одна основа, а в сложном их несколько).

Найдите в тексте сложное предложение, части которого связывает союз И. Как эти части отделяются друг от друга на письме? В тетради начертите схему этого предложения. (Искриться белая пороша, и на ее синеющей снежной белизне отражается мерцание звезд). Задание выполняется и у доски.

Дифференцированное задание.

Придумайте и запишите в тетрадь сложное предложение с союзом И.

Найдите в тексте предложение, соответствующее схеме когда,

Чем соединены его части? Как называется это предложение (сложноподчиненное), расставьте знаки препинания. (Когда набегает ветерок, ветви деревьев тихо качаются и шумят).

Что такое обращение?
Всем нам при общении
Поможет ОБРАЩЕНИЕ.
К людям, звездам или птицам
Можешь смело обратиться.
При письме не забывай,
Запятыми выделяй.

Составьте предложение с обращением, запишите его в тетрадь, правильно расставив знаки препинания (выполняется и на доске).

Посмотрите на схемы: “П”, - а. А: “П”. Что обозначают буквы П и А? Составьте по ним предложения и запишите в тетрадь.

5. Подведение итогов.

Подведем итоги сегодняшнего урока и ответим на вопрос: “Чем занимается синтаксис?” (Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений).

Кто из вас угадал загадку А.С. Пушкина? О чем говорит поэт? (О знаках препинания).

А теперь, когда расставлены все знаки препинания и вставлены пропущенные буквы, давайте выразительно прочтем зарисовку Д.П. Зуева.

Дифференцированное домашнее задание.

Использованная литература.

  1. Александрова Г. Занимательный русский язык. Санкт-Петербург, 1997
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. Москва, 2003

Приложение: текст с заданиями.