Цели:
- повторить формулы для вычисления площадей плоских фигур, круга и его частей. Формирование знаний, умений. Навыков в применении этих формул в решении задач;
- развитие графической культуры, логического мышления, математической речи;
- воспитание внимания, умения работать в ритме.
Сегодня на уроке:
Знать *формулы для вычисления площадей некоторых многоугольников, круга и его частей, уметь их применять к решению задач.
Китайский философ КОНФУЦИЙ (551–479 гг.) говорил “Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно?!”
Мы последуем его совету – повторим формулы для вычисления площадей некоторых многоугольников, круга и его частей.
Лейтмотивом нашего урока я предлагаю взять слова Омара Хаяма (1048–1131 гг.)
“МЫСЛЬ ТВОЯ – ЭТО К СУТИ НЕЗРИМАЯ НИТЬ”
Мы будем не просто решать задачи, а познавать опыт человечества.
В энциклопедии написано: “Площадью называется величина, характеризующая размер геометрической фигуры”.
Нахождение площадей геометрических фигур одна из древнейших практических задач. Правильный подход к их решению был найден не сразу. Хотя древние греки умели правильно находить площади многоугольников. Когда каменщикам приходилось облицовывать стены сложной конфигурации, некоторые плитки, естественно, надо было обламывать. чтобы края облицовки совпадали с кромкой стены.
Число всех пошедших в работу плиток оценивает площадь стены с избытком, число плиток не обломанных – с недостатком.
С уменьшением размеров плитки количество отходов уменьшается. А площадь стены определяется точнее.
Этот прием можно рассмотреть в общем виде. На прозрачную бумагу нанести сетку, состоящую из квадратов, со стороной равной единицы длины. Такую сетку на прозрачной бумаге называют ПАЛЕТКОЙ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Найти площадь произвольной фигуры с помощью палетки. (Палетки раздать)
Если использовать палетку с делениями, кратными сколь угодно высокой степени десятки, то такая процедура, продолженная неограниченно долго привела бы к точному значению площади.
Нахождение площадей произвольных фигур дает интегральное исчисление, с которыми вы познакомитесь в 10 классе.
АКТУЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
а) Записать на доске формулы для нахождения площади
- треугольников,
- четырехугольников,
- круга и его частей.
б) Найти площадь фигуры, изображенной на рисунке
Ответ: S =h +ah+b2+ab+
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ
ТЕСТ
Ключ
Вариант 1 1) м
2 л
3) д
4) ы
5) ы
Вариант 2 1) о
2) о
3) ц
4) м
5) !
Оценка работы: МОЛОДЦЫ МЫ!
ВАРИАНТ № 1
В АВС АС=8 дм, а высота, опущенная на АС, равна 7см.
Найти площадь АВС.
а) 56 см2; и) 28 дм2; м) 280 см2; к) 560 см2.
2.Найти площадь квадрата, если его диагональ равна 8 см.
а) 64 см2; м) 256 см2; л) 32 см2; о) 128 см2.
3. Дано: ABCD параллелограмм
AD = 6, AB = 5, CE = 3
B C CE | AB, CF | AD
Найти: CF
в) 3,6; г) 10; д) 2,5; е) 2.
4. Дано: АВС
АВ=13, ВС=14, АС=15
Найти: R
и) 8,0125; ы) 8 ; е) 84; о) 4.
5. В АВС проведена средняя линия MN.
Определите, как относятся площади треугольников ABC и MBN.
о) площади равны;
ы) S АВС : S MBN = AB2 : BM2;
б) S MBN : S АВС = 1 : 2.
ВАРИАНТ № 2
1. В АВС сторона АС=6 дм, а высота, опущенная на АС=9 см. Найти площадь АВС.
а) 27 дм2; о) 270 см2; м) 27 см2; к) 54 см2.
2. Найти площадь равностороннего АВС, если АВ=12 см.
а) 72см2; и) 72 см2; м) 36см2; к) 144 см2.
3. Дано: ABCD параллелограмм
АВ =5, ВС=6, ВМ=3
N ВМ | AD, BN | DC
Найти: BN
ц) 3,6; м) 10; о) 2,5; ы) 36.
4. Дано: АВС
AB = 13, BC= 14, AC = 15
Найти: r
к) 84; л) 8,125; м) 4; н) 3.
5. Дано: АВСD – трапеция
АМ = МВ, DN = NC, MN = 13, AB = 12, A = 30°
Найти: SABCD
?) 156; !) 78.
А сейчас переходим к самостоятельному решению задач.
1. Найти площадь треугольника, если две его стороны равны 13см и 15 см, а высота, проведённая к третьей стороне, равна 12 см.
а)
Ответ: 84 см2.
б)
Ответ: 24 см2.
2. В трапеции ABCD BC || AD, AB = 8см, BC = 7,5 см, CD = 6 см, AD = 17,5 см. Найти площадь трапеции.
Ответ: 60 см2.
3. Площадь полукруга равна Q. Градусные меры дуг АВ и СD равны 30°. Найдите площадь заштрихованной фигуры.
Ответ: Q.
4. Витя Верхоглядкин утверждает, что существует треугольник, у которого все высоты меньше 1 см, а его площадь больше 1 км2. Что вы скажите по этому поводу?
Ответ: прав.
А вот следующая задача из литературы
Л. Н. Толстой “Много ли человеку земли надо”.
Крестьянин Пахом мечтал о собственной земле и собрал, наконец, желанную сумму, предстал перед старшиной.
“Сколько за день земли обойдёшь, вся твоя будет за 1000 рублей. Но если к заходу солнца не возвратишься на место, с которого вышел, пропали твои деньги” – сказал старшина.
Выбежал утром Пахом, прибежал вечером на место и упал без чувств, обежав четырехугольник, периметр которого 40 км.
Сколько же земли купил себе Пахом? Наибольшую ли площадь при данном периметре получил Пахом?
Ответ: 78 км2.
Рассмотрите известные вам многоугольники их площади и что бы вы посоветовали Пахому?
Итак из всех четырехугольников данного периметра наибольшую имеет квадрат, что и будет вами доказано в 10-м классе.
С Пахомом мы разобрались, а следующая задача – древних греков.
Площадь круга R2, вычислить длину стороны квадрата, если площадь круга равна площади квадрата.
Sкр= R2, Sкр=Sкв, Sкв=a2, то a2= R2, a=R
Чем же эта задача привлекала внимание выдающихся математиков на протяжении многих веков нам расскажет
Приступаем к решению задачи № 6 разные способы надо рассмотреть.
Практическая задача
Длины сторон прямоугольника 8см и 18см. Как разрезать его на две части, из которых можно сложить квадрат.
Итог: