Программа развития школы. Из опыта работы в условиях модернизации образования

Разделы: Администрирование школы


Наша школа – самая большая в районе по количеству детей и педагогов. 37 лет она является базовой. За время своего существования завоевала авторитет среди населения с. Поспелихи. Многие ее выпускники приводят сюда своих детей, образуя многочисленные школьные династии. Кроме того, 15 педагогов, включая директора школы, являются ее выпускниками разных лет.

Активное участие в управлении школой принимают общественные организации: Совет школы, Попечительский совет, Совет трудового коллектива; органы ученического самоуправления: Совет старшеклассников и Совет детской организации “Надежда”.

Осуществляется тесное взаимодействие с Центром детского творчества, школой искусств, ДЮСШ, военно-патриотическим клубом “Медведь”, районным краеведческим музеем, районными библиотеками, центральной районной больницей, центром психологической помощи семье и детям, ИДН.

Тесное сотрудничество с Поспелихинским представительством АГТУ, с филиалом АГУ г. Рубцовска, Центром занятости населения даёт положительные результаты в профориентационной работе с учащимися.

В течение 10 лет на базе школы Центр занятости населения проводит Ярмарки образовательных услуг “Мир профессий”.

На базе школы работает Ресурсный муниципальный центр дистанционного образования. Это позволяет педагогам без отрыва от учебного процесса пройти курсовую переподготовку.

Школа приняла участие в конкурсе ПНПО-2006 и стала победителем. Здесь работает творческий, высококвалифицированный коллектив: четыре педагога школы участвовали в конкурсе ПНПО-2006, двое из них стали победителями.

В настоящее время школа работает над проблемой “Информационно-коммуникационные технологии в различных образовательных областях. Теория и практика”. Школа является базовой.

Для эффективной работы коллектива в данном направлении в школе созданы все условия:: 4 мультимедийных и два кабинета информатики объединены в локальную сеть и имеют выход в Интернет. Организован свободный доступ педагогов и учащихся школы к ресурсам Интернет, согласно “Регламента работы в Интернете”, запланирован ряд мероприятий по повышению компьютерной грамотности педагогов через курсы МРЦДО, семинары, индивидуальные консультации. В этом учебном году существенно расширилось число педагогов, применяющих ИКТ в учебном и воспитательном процессе.

Динамические изменения, происходящие в современном обществе, формируют социальный заказ системе образования.

Сама жизнь требует, чтобы выпускник обладал такими личностными качествами, как навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению.

Мы видим миссию нашей школы в том, чтобы обеспечить каждому школьнику свой образовательный маршрут.

В рамках личностно-ориентированной педагогики разработана “ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ” нашей школы на 2005–2010 годы. Чтобы реализовать ее основные направления, важно отказаться от ориентировки на среднего ученика. Такого не существует в природе – есть разные дети с неравным интеллектом, с несхожими интересами и склонностями.

Школа осуществляет психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка на всех этапах его развития: от хрупкого ростка до практически сформировавшейся личности.

1 ЭТАП

Работа эта начинается на этапе предшкольной подготовки для детей 5–7 лет, не посещающих дошкольные учреждения.

Программа существует в нашей школе более четырёх лет и обеспечивает благоприятные условия для адаптации ребёнка в школе, выравнивание стартовых возможностей будущих первоклассников.

В группах кратковременного пребывания два раза в неделю по два часа проводятся занятия по специально разработанной программе, которая построена по принципу необходимости и достаточности для полноценного общего развития детей данного возраста, и включает в себя разные образовательные направления.

В предшкольной подготовке преобладают комплексные занятия, на которых одновременно решается несколько дидактических задач. Воспитание и обучение осуществляется через формирование собственной деятельности ребёнка – игры. Но главное, что дети на основе игры начинают заниматься новой для них деятельностью

2 ЭТАП.
Начальная ступень обучения (1–4 классы)

Уже на начальной ступени обучения дети имеют возможность выбирать занятия по своим интересам в кружках учреждений дополнительного образования и в школьных кружках

В 2007–2008 учебном году введен иностранный язык в начальных классах.

Много лет работает летний оздоровительно-образовательный лагерь “Солнечный лучик”, где дети имеют возможность сделать свой выбор в соответствии с их склонностями и интересами. Выполняя разовые поручения, они учатся быть ответственными, принимать самостоятельные решения.

Высококвалифицированными педагогами и вожатыми (учениками старших классов) проводятся различные творческие мастерские.

Вожатское движение стало традицией в нашей школе, причём дети работают не только в летнее время, но и в течение учебного всего года. С каждым годом число вожатых увеличивается, дети приходят в отряд по желанию, их мастерство растет. Добрые отношения и любовь между вожатыми и детьми – вот самый важный результат этой работы.

В 2005–2006 учебном году программа лагеря под названием “Фруктовый сад” стала победителем краевого конкурса и отправлена на Всероссийский конкурс программ летних пришкольных оздоровительных лагерей. В 2006–2007 учебном году программа пришкольного летнего лагеря “Мозаика каникул” заняла 1 место в крае и рекомендована к участию в региональном конкурсе программ каникулярного отдыха.

3 ЭТАП.
Средняя ступень обучения (5–8-е классы)

На средней ступени ребята получают новые возможности выбора. Для создания условий успешной социализации детей и подростков их самореализации и личностного роста действует детская подростковая организация “Надежда”.

Проявляя свои лидерские качества на уровне школьного самоуправления, ребята учатся принимать самостоятельные решения, контролировать себя и других. Самые активные ребята становятся делегатами районных и краевых слетов актива, на которых выступают со своими предложениями и отстаивают интересы школы.

Современный человек должен соответствовать требованиям общества.

Компьютерные технологии открывают необозримые возможности в самых разных предметных областях. Несмотря на то, что мультимедийные классы (а их у нас 4) появились недавно, творческие учителя нашей школы уже несколько лет успешно используют ИКТ в своей работе, проводя уроки, классные часы, родительские собрания, тестирования по профориентации и психологии.

Школа приобрела 2 мультимедийных класса и 1 современный компьютерный класс в рамках ПНПО.

Использование ИКТ позволило проводить уроки МХК в 6–9-х классах на высоком уровне. Сегодня нет необходимости доказывать, что предмет МХК нужен как предмет искусства, имеющий уникальные возможности влияния на духовный мир школьников. В рамках МХК рассматриваются области вечных категорий: Добра, Истины, Справедливости, Красоты – категорий, без усвоения которых личность никогда не ощутит себя ни свободной, ни самодостаточной.

Уже второй год МХК в нашей школе проводится в мультимедийном кабинете, что дает замечательные возможности показывать произведения искусства на большом экране и совершать виртуальные экскурсии по знаменитым музеям мира. Учитель использует различные ресурсы: диски медиатеки, сайты Интернета, сканированные изображения произведений искусства. Сегодня при наличии мультимедийного класса и Интернета в школе снята проблема села: отсутствие возможности посещать картинные галереи, недостаточное количество книг по искусству, малый формат и плохое качество репродукций.

Эстетическое развитие учеников является и их нравственным ростом, что отражается в стремлении преобразить окружающий их мир. Учителя и ученики нашей школы традиционно проводят районные творческие фестивали: “Веселый ветер” (демонстрация эстетического оформления и запуск воздушных змеев в День защиты детей), “Земля – наш дом” (художественная кистевая роспись по собственным эскизам бетонных заборов села, украшение привокзальной площади красочным панно с бабочками). Уже в течение 10 лет творческая оформительская группа учителей и учеников преображает нашу школу. Оформлены школьный музей, актовый зал, выполнена витражная роспись и коллективные панно, работает постоянная галерея детских рисунков, разбит зимний сад в фойе.

Рисунки самых талантливых детей постоянно экспонируются в районном краеведческом музее, успешно участвуют в краевых конкурсах рисунков.

Ориентация подростка на пробу своих возможностей в разных сферах ведется, в том числе, и через туристско–археологический клуб “Клио”.

Клуб, объединяющий учащихся 5–11-х классов, существует в школе уже15 лет, Он помогает познакомиться со своим краем, совершая туристские походы, получить навыки самостоятельной жизни в полевых условиях, глубже узнать историю своей малой родины и приобщиться к нелегкой, но увлекательной профессии “археолог”.

Вместе со студентами АГУ ребята работали в Локтевском, Краснощековском, Курьинском, Алтайском, Чарышском районах. Много интересных находок сделано во время экспедиций.

В долине реки Сентелек (Чарышский район) ребята из клуба “Клио” работали в течение нескольких лет. У “царского” кургана они восстановили 19 древних стел. Такое тесное прикосновение к истории буквально преображает ребят.

Каждая экспедиция имеет свое продолжение: вернувшись домой, ребята тянутся к книгам, пишут доклады, исследования, выступают на историко-краеведческих конференциях. Лучшие творческие работы помещены в краевых сборниках “Дебют” и “В глубь веков за истиной тайной”.

Дважды ученики нашей школы участвовали во Всероссийской краеведческой конференции, где занимали призовые места.

В 2000 году клуб “Клио” занял первое место во Всероссийском конкурсе по организации Туристско-краеведческой работы со школьниками.

Кроме клуба “Клио” ребята могут принять участие в детских и молодежных сплавах по рекам Чарыш и Коргон под руководством наших учителей, членов районного туристского клуба “Пилигрим”.

Знакомство с историей и культурой родного края происходит также и на уроках “Литературы Алтая”, “Истории Алтая”, “Экологии Алтая”, “Географии Алтая”, которые проводятся в 7-м классе. Девять учеников в 2006–2007 учебном году сдавали выпускные экзамены в 9-м классе по МХК в форме рефератов по культуре Алтая. Защита всех рефератов проходила в форме мультимедийных презентаций, которые отличались высоким качеством исполнения.

4 ЭТАП.
Старшая ступень обучения (9–11 классы)

Развитие интереса к познанию и творческих способностей учащихся в старшем звене продолжается через факультативы, курсы по выбору, а также систему дополнительного образования: кружки, спортивные секции

Опрос родителей и учащихся 8-х и 9-х классов показал, что:

  • 78% учащихся хотят учиться в профильных классах;
  • учащиеся выбирают в качестве приоритета следующие направления: информационно-технологическое и универсальное;
  • широк спектр курсов по выбору для учащихся 9-х классов (в школе разработана 21 программа). В этом учебном году реализуются 12 программ курсов по выбору различной направленности с учетом интересов детей и их родителей, в том числе, 3 курса с использованием ИКТ и 6 курсов на базе ЦДТ. Наиболее востребованы курсы информатики, математики, физики, иностранного и русского языков, обществознания.

Сложившейся педагогической системой образования школа не может в полной мере обеспечить запросы детей и родителей. Поэтому основной задачей Программы развития школы мы считаем переход к профильному обучению.

В чем же отличие профильного обучения в городе и селе. В городе, в связи с тем, что существует много специализированных школ, гимназий, лицеев, у старшеклассников есть выбор: какое направление выбрать, и в каком учебном заведении учиться. В селе, где зачастую вообще одна школа, ориентация на какой-либо один профиль лишает детей выбора, ограничивая их изначально.

Именно поэтому в нашей “Программе развития школы” приоритет отдается профильным классам, которые формируются после изучения мнений детей и родителей. Наряду с профильными направлениями, остается возможность обучения в общеобразовательных классах, где возможность получить более глубокие знания по отдельным предметам достигается за счет факультативных занятий и индивидуальных консультаций. В этом учебном году на факультативные занятия в 10 классе отводится 9 часов, в 11 классе – 8 часов. На индивидуальные консультации с 5 по 10-й класс выделено 9 часов.

Такой подход к организации образовательного процесса позволяет реализовать концепцию личностно-ориентированного обучения, предоставляя каждому ребенку возможность развивать свои природные способности в соответствии с их собственными склонностями и предпочтениями, осознанно делать свой выбор.

В результате, ученики старших классов нашей школы не только принимают активное участие в школьных, районных, краевых интеллектуальных конкурсах, Интернет-проектах, конференциях, международных конкурсах “Кенгуру”, “Медвежонок”, “Золотое Руно” и предметных олимпиадах, но и показывают очень высокие результаты, часто становясь призерами и победителями на районном уровне и призерами на краевом уровне. Ученица нашей школы стала победителем России международного конкурса для изучающих английский язык Language Link по России и была награждена поездкой в Англию на три недели.

Проанализировав результаты ЕГЭ за последние 2 года, можно отметить, что качество знаний, показываемых выпускниками, относительно стабильно из года в год.

Результатом работы коллектива является поступление выпускников. Эффективность обучения в профильном информационно-технологическом классе году доказывают результаты поступления выпускников 2006-2007 учебного года. Из 24 выпускников информационно-технологического класса продолжили обучение 23 человека: в ВУЗах - 17 и ССУЗах – 6, причем 20 выпускников поступили на бюджетной основе по результатам ЕГЭ и только 3 человека учатся платно. Для сравнения, из двух общеобразовательных классов (47 человек) продолжили обучение в ВУЗах – 23, в ССУЗах – 18, из них: 20 выпускников на коммерческой основе и 23 - на бюджетной основе.

Многочисленные исследования показывают, что здоровье школьников ухудшается с каждым годом.

Поэтому, одной из самых важных задач коллектив считает создание в школе условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся.

Традиционными стали в школе “Дни здоровья”, туристические слеты и поездки, спортивные праздники и соревнования.

С этой целью в нашей школе в учебную программу по физкультуре введен раздел “Фитнес” для девушек 10–11-х классов. Путем анкетирования старшеклассниц была выявлена его актуальность, разработана авторская программа, которой был присвоен статус школьной экспериментальной площадки под руководством методиста-консультанта АКИПКРО В.А.Зубовой.

Аэробика, степ-аэробика, кик-аэробика, гимнастика, Пилатес, йога, позволяют гармонично развивать в каждой девочке не только физическое здоровье, но и чувство ритма, чувство равновесия.

По итогам эксперимента мы хотим доказать, что фитнес эффективен для укрепления и поддержания здоровья девушек, будущих матерей. Учитывая специфические особенности женского организма, дозируя физические нагрузки в зависимости от состояния здоровья, данный комплекс может быть выстроен индивидуально для каждой ученицы.

Для внедрения фитнеса и культуры здорового образа жизни учителем ведется работа, начиная с начальной ступени обучения. В начальных классах работает кружок “спортивные танцы”, а в 9-м классах ведется курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки.

В старшей параллели продолжается участие детей в работе органов самоуправления в школе через юношескую организацию “Стиль”.

Все важные вопросы ребята решают на Совете Старшеклассников, с которыми затем выходят на Совет школы и в районную молодежную Думу.

В школе стала традиционной работа старшеклассников по социальному проектированию. Проекты, над которыми работали дети нашей школы, два года подряд являются победителями районного конкурса социальных проектов, и в числе лучших отмечены на краевом уровне.

Главным результатом реализуемой программы является выпускник, который соответствует в меру своих природных способностей следующей модели выпускника: высоконравственная, творчески активная, физически здоровая, культурная, предприимчивая и социально зрелая ЛИЧНОСТЬ.

Подводя итоги, хочется сказать: “Я верю, что перед коллективом нашей школы открыты новые горизонты творческого педагогического поиска”.