Цель: формирование умений объяснять природные явления на основе полученных знаний.
План урока.
1 этап (вводный) – 1 мин.
Цели для учащихся:
- узнать, какие оптические явления можно наблюдать в природе;
- уметь объяснять некоторые из них.
2 этап (повторение) – 7 мин.
2.1. Работа у доски.
Задание: построить дальнейший ход лучей (3 ученика).
Задание: показать разложение белого света в треугольной призме (1 ученик).
2.2. Устная работа.
Фронтальный опрос (остальные учащиеся класса)
Что такое луч света? (Ответ: линия вдоль которой распространяется свет)
Какие законы распространения света вы знаете? (Ответ: закон прямолинейного распространения света, закон отражения света и закон преломления света – с формулировками)
Какое физическое явление называется дисперсией? (Ответ: разложение белого света в спектр)
Какие цвета можно выделить в спектре (Ответ: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)
2.3. Проверка работы учащихся у доски.
Оценка работы учащихся.
3 этап (объяснение нового материала)
3.1. Мы с вами помним, что свет в прозрачной и однородной среде распространяется прямолинейно.
Посмотрим как будет распространяться свет в оптически неоднородной среде.
Опыт 1.
Для проведения опыта, за 2-3 часа до урока в ванну для демонстрации электролиза или любой другой прямоугольный сосуд насыпают 2-3 см поваренной каменной соли (не экстра!), затем аккуратно по стеклянной палочек заполняют ванну раствором хвойного экстракта или другой флюоресцирующей жидкости. Не перемешивать!
Для демонстрации опыта на уроке потребуется приготовленная ванна и лазер.
В оптически неоднородной среде луч отклоняется от прямолинейного распространения (искривляется), это явление называется рефракция.
Рефракция – отклонение света от прямолинейного распространения в оптически неоднородной среде.
Рисунок в тетради
Именно явление рефракции позволяет объяснить первое явление, которое мы изучаем – это мираж.
Представьте пустыню, раскаленный песок и усталого путника. Его взгляд устремлен вдаль к линии горизонта в надежде увидеть долгожданный оазис. И вот на горизонте появляется озеро 1-2 км и вода будет рядом, но путник проходит 3, 4, 5 км, а озеро все еще на горизонте. Это был мираж.
Что же такое мираж? Вымысел человека, игра его воображения?
Или явление природы?
Мы видим фотографию миража.
Если его можно сфотографировать – это не вымысел человека.
Как объясняется это явление природы? Явление рефракции.
В отличии от опыта, который мы с вами наблюдали, в атмосфере вблизи раскаленного песка воздух более теплый, следовательно его плотность меньше, чем плотность верхних слоев. В этом случае ход лучей будет аналогичен построенному отвечающим у доски в начале нашего урока.
Посмотрим что же видит человек в такой среде.
Луч зрения человека направлен вдоль прямой, а воспринимает он искривленный в результате рефракции луч света, исходящий от голубого неба.
В зависимости от неоднородности среды могут наблюдаться и другие виды миражей.
Вопрос: Видели ли вы когда-нибудь мираж? (Ответ: на разогретом асфальте в безветренную погоду вблизи горизонта могут появиться “лужи”, которых на самом деле нет)
Мираж – оптическое явление, которое объясняется явлением рефракции света.
3.2. Второе оптическое явление о котором пойдет речь очень хорошо вам знакомо.
Ф.И. Тютчев о нем писал:
Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная возникла арка
В своем минутном торжестве
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
Вопрос: Вы узнали это явление? (Ответ: это радуга)
Вопрос: Каковы условия, необходимые для наблюдения радуги? (Ответы: солнце должно быть за спиной; должен быть фронт дождя или капель воды, например, около фонтана)
Рассмотрим ход лучей в капле дождя.
На границе раздела стекло-воздух наблюдаются частичное преломление и отражение, человек видит только луч 2.
Вопрос: Каким явлением можно объяснить возникновение цветов радуги? (Ответ: явлением дисперсии)
Постройте в тетради ход лучей в капле дождя.
Радугу человек может наблюдать не всегда, а только под определенным углом, этим объясняется ее форма.
Вопрос: Когда человек может наблюдать полную, круглую радугу? (Ответ: около водопада, фонтана, находясь высоко над горизонтом, например, в самолете)
Радуга – оптическое явление, которое объясняется законами отражения и преломления света и явлением дисперсии света.
3.3. Третье явление о котором мы сегодня поговорим – это гало.
Это редкое явление, наблюдаемое чаще всего зимой или на фоне перисто-слоистых облаков.
Структура гало
Вся структура гало полностью не наблюдается. Увидеть можно только ее часть.
Это явление объясняется распространением света в кристалликах льда, наполняющих зимний воздух и их строением.
Гало – оптическое явление, которое объясняется законами преломления света.
4 этап (закрепление изученного материала) – 3 мин.
Вопросы:
Какие оптические явления мы сегодня объяснили? (Ответ: мираж, радуга, гало)
Кто из вас видел эти явления?
Всем этим явлениям в древности приписывались суеверные предзнаменования.
Например:
- мираж считался проделками коварной феи Фата-Морганы;
- радуга всегда считалась добрым предзнаменованием;
- гало воспринималось, как божье знамение, которое предвещает несчастье.
Подробно об этих и других оптических явлениях вы можете узнать из книги “Физика в природе” Тарасовой.
Домашнее задание.
Перышкин – 7. § 65, упражнение 32(2,3,5)