Методика ознакомления с фольклорным материалом встречи весны в обрядах русского народа во внеклассной работе

Разделы: Внеклассная работа


I. На протяжении веков “два круга определили течение жизни человека - малый, повторяющийся для всех, вечный годовой круг от весны до весны, и большой, единственный для каждого круг жизни, от рождения до смерти” /В.И. Белов/. Вот эти два круга, переплетаясь, вторясь бесконечно один в другом, составили Русский Месяцеслов.

В самом общем понятии Месяцеслов - это закрепленный по дням и неделям круг крестьянского труда, круг домашнего, семейного и мирского быта, круг праздников, обычаев и традиций, круг явлений природы. За каждым днём этого круга веками закреплялась последовательность земледельческих трудов и сопутствующих им занятий, закреплялись обычаи, обряды и поверья, приметы и правила, ритуалы и предметы для размышлений. Каждому дню стали сопутствовать свои песни и предания, пословицы и бывальщины, приурочены были гуляния и хороводы, посиделки и игрища, гадания и заклинания, праздники ремёсел, обряды почитания предков, приветствование всякого возраста, всякой мирской и семейной роли. Каждый день Месяцеслова был осмыслен руками, но не одними лишь руками - словом, обычаем, обрядом, песней, хороводом, преданием, приметой!.. Перечислить всё просто невозможно. Месяцеслов был для народа непрерывным - протяжением в год, протяжением в жизнь - действом. Он вбирал в себя полностью народное воззрение на мир, на природу, на весь белый свет и на самого себя в нём.

Но Само закрепление этого необъятного явления в памяти поколений, само устное наследие требовали воплощения в художественную поэтическую форму. Единым стволом этой эстетической системы явился сюжет Месяцеслова, жизни народа, ни с чем не сравнимый памятник русской народной культуры, великое произведение ума и художественного гения, вобравшее творчество сотен поколений. На любые мерки оно необъятно по “замыслу, по объёму”. Но это - художественное единство, устроенное по своим внутренним законам, имеющее единый сюжет и единую систему художественных средств. В нём слиты действо, слово, музыка, все прикладные художества - всё то, что мы пытаемся разделить и по-музейному запереть в разные подвалы: вот этнография, а вот фольклористика, вот археология, а вот искусствоведение…

Сколько не считай брёвна в срубе, пока не посмотришь снаружи - избу не увидишь”. Пока не глянешь с высокого места - не увидишь в единстве даже маленькую деревеньку. И вот при взгляде с нажитой не нами возвышенности дней и столетий открывается столетиями сложенный замысел “духовного Кремля” неписьменной народной культуры, Первой культуры, Русского Месяцеслова, который является творением уникальным, как в смысле художественном, так и в смысле нравственном.

Весь объём народной культуры, объединённый вокруг Месяцеслова и входящего в него, как части, Земледельческого календаря, был доступен любому русскому человеку. Во всём единстве и многообразии он повторялся в ходе человеческой жизни многократно. У каждого человека, в каждом его возрасте была в этом повторяющемся действе своя, меняющаяся с возрастом роль. И ко времени зрелости человек был уже полноправным соавтором действа. А пол кругу неминуемой жизни должен был передавать Месяцеслов в его главной - трудовой, семейной - части своим детям, а там и внукам. Это особенно важно понимать: Месяцеслов и Земледельческий календарь целиком и полностью опирались на трудовую и семейную жизнь человека. /Примечай будни - праздники сами прийдут/. Это не сразу было понято теми, кто стал собирать его: что это не круг праздников, не круг язычески-христианских обрядов, а круг жизни во всей полноте, труда и семейности прежде всего. Потому и была Первая культура, народная культура не культурой потребления, а культурой участия. Её творец - землепашец.

С благодарностью надо вспомнить имена тех, чьим трудом сохранены для нас сокровища народной бесписьменной культуры: Ивана Михайловича Снегирёва и Ивана Петровича Сахарова, Владимира Ивановича Даля и Александра Николаевича Афанасьева, Сергея Васильевича Максимова и Петра Васильевича Шейна… Без них никакие хранилища не сберегли бы живое дыхание, живой ток Первой культуры.

Имея 22-летний стаж работы с детьми, я столкнулась с тем, что обряд встречи весны русским народом освещён в педагогической литературе и методиках преподавания слабо или обрывочно, недостаточно полно. На сцену, как правило, выносятся большие праздники и обряды. Действительно, первые три встречи весны/кроме Егория - четвёртой встречи.

 

 Приходятся на Великий пост и проводить широкие гуляния и веселиться запрещалось церковью. Возбранялось и петь. В этих же обрядах ребятишки и девушки не пели, а кликали птиц, чаще всего жаворонков, чтобы те на крыльях своих весну принесли, и звали-закликали также саму Весну с просьбой замкнуть Зиму:

Надоела нам зима, надоскучила,
Все пальчики, все мизинчики подморозила!

В Русском Месяцеслове и Земледельческом календаре народа, в разных изданиях я подобрала достаточный объём материала для преподнесения детям этих обрядов во внеклассной работе.

II. Собрав достаточно большой объём поэтического, этнографического и нотного материала, связанного с обрядами встречи весны. Я задумалась над проблемой: как передать, преподнести ценнейшую народную мудрость в яркой, доступной и занимательной форме детям в соответствии с их возрастом.

С каждым годом добавлялось какое-то новое решение, педагогическая копилка пополнялась новыми методическими приёмами. Так появилась система, которую я охотно и представляю в надежде, что она окажется полезной для проведения занятий по фольклору.

Методика ознакомления с фольклорным материалом

на занятиях народного творчества

1. а) Чтение стихотворения Юрия Кашука “Подорожная на весну” /смотрите в приложении № 2/.

Беседа по содержанию стихотворения. Почему в начале стиха говорится “окликаю вполголоса”, а затем, в конце, “окликаю веснянкою”? Почему весна сравнивается с птицей? Почему возрастная? Как понимаете выражение “зачаток озимого колоса проснулся уже ото сна”? Почему солнышко “снега подымает на смех”? Из-за чего “стихают по избам кросна”? Понравилось ли стихотворение?

Домашнее задание: выучить наизусть.

б) Знакомство с первой встречей весны русским народом - Авдотьей Весновской. Отметим дату, все имена, который дал народ этой “встрече”: изменения, происходящие в природе и связанный с ними труд людей, обряды, обрядовые действа и народные приметы.

Заполнение таблицы.

Домашнее задание: создать художественный образ “Авдотьи”, выбрать ей имя - показать это посредством рисунка.

2. Слушание песни Н. А. Римского-Корсакова “Раным-рано петухи у нас запели”. Беседа по содержанию. Разучивание закличек, связанных с “первой” встречей весны: “Солнышко-вёдрышко”, “Весна, весна красная”.

3. Выразительное чтение сказки “Как Весна Зиму поборола” /в обработке Г.М. Науменко. Полный текст сказки даётся в Приложении № 5/.

Беседа о прочитанном. Понравилась ли сказка? Какие слова и выражения запомнились? К кому обратилась Маша в поисках Весны? Почему? Как кликала Маша Солнышко? Как в стихотворении “Подорожная на весну”, Весна предстала в сказке в образе птицы. Почему? /”Лебедь белая, приметливая, снизу крылья серебряные, поверху позолоченные”/. Что делает Весна?/ “Летит и распускает по земле пух да перья - для всякого зелья. Выпускает Весна по лугам траву шёлковую, расстилает росу жемчужную, сливает мелкие ручейки в быстрые речки”/. Как Весна Зиму поборола? Как замкнула её ключом? Понятны ли слова из сказки: “веретено”, “таблица”, “пороша”, “хлебородный год”? Объяснить их значение. Пересказать или прочитать наиболее понравившийся фрагмент сказки. Проиллюстрировать его (домашнее задание).

4. Слушание заклички “Жаворонки, жаворонычки” в исполнении профессионального коллектива - Фольклорного ансамбля Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского /аудиозапись/. Беседа по манере исполнения /Это закличка, поэтому звук производится резко, открыто, призывно/. Проблемный вопрос: Почему же шёл Великий пост, а девушки и женщины пели?/Это не пение, а кликание птиц, весны, призыв к Солнцу и теплу. Считалось, что своими просьбами человек помогает природе. Магия звука и звуковой вибрации/. Разучивание заклички /аутеничное/.

5. Изготовление жаворонков из цветной бумаги по трафаретам, украшение их бусинами, ленточками, пёрышками.

Выставка жаворонков. /Позже они будут использованы для украшения кабинета или сцены, а также - в качестве фишек - наград в викторине по теме/.

6. Разучивание закличек “Чувиль-виль-виль”, “Жаворонки” /с гуканьем/. Закрепление изученного материала.

7. Знакомство со “второй” встречей весны - “Сороками”. Заполнение таблицы.

(Примерный образец “Встреча весны в обрядах русского народа” смотреть в ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)

Изготовление “петушков” - жаворонков из художественного /солёного/ теста, нанизывание на палочку /прутики/, украшение ленточками.

Домашнее задание: запечь “жаворонка” в духовке и раскрасить его. Изобразить, как вы представляете себе “вторую” встречу весны - “Сороки”.

8. Закрепление разученных закличек жаворонков и призывов весны.

9. Знакомство и разучивание народных игр; связанных с приходом Весны: “Золотые ворота”, / “Идёт матушка весна”/,

“Заря - заряница”,

“Гори, гори гарко”,

“Летят”;

ознакомление с народными приметами, связанными с приходом Весны.

(Смотреть ПРИЛОЖЕНИЕ № 4);

отгадывание народных загадок о Весне.

(Смотреть ПРИЛОЖЕНИЕ № 3)

10. Знакомство с “третьей” встречей весны - “Благовещением”.

Заполнение таблицы. (Примерный образец “Встреча весны в обрядах русского народа” смотреть в ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)

Домашнее задание: изобразить рисунок - впечатление, рисунок - представление “Благовещение на Руси”.

11. Урок - викторина по обобщению материала, связанного с изучением первых трёх встреч весны русским народом и знакомство с “четвертой” встречей весны - Егорием Храбрым.

Предварительное деление на команды /Сударушка, например, и “Россеюшка”/.

а) Определение по фрагменту выступления /видеозапись/ - “Благослови, мати” - какая это встреча весны с обоснованием ответа. “Авдотья”./Дети просят благословения у матери “загукать” весну /. За правильный ответ команда награждается “жаворонком”, который дети делали своими руками.

б) Определение этапа встречи весны по прослушиванию аудиозаписи.

в) Прослушав поэтический текст призыва или заклички, узнать обряд встречи весны.

г) Приход Весны /заранее подготовить девочку/, которая устраивает викторину по народным весенним приметам. “Гуляй, да присматривайся” /см. ниже/.

д) Появление Бабушки-загадушки /заранее подготовленный ребёнок или взрослый, можно привлечь родителей/, которая “выпускает” из клетки испечённых из художественного теста жаворонков, выполненных детьми. Каждый из них дарит детям свою загадку /привязать скрученную в трубочку бумагу с загадкой к ножкам или крыльям жаворонка/. Загадки см. ниже.

е) Весна устраивает конкурс народных игр, которые сопровождают встречу весны. Просит назвать их и показать.

ж) Бабушка-загадушка “перепутала” рисунки /среди них уже есть и рисунки с “четвертой” встречей весны, дети об этом не знают/ и просит команды /на скорость/ “навести порядок” в хронологии проведения встреч весны.

з) Весна показывает команде накрытый платком поднос, под ним 40 колобков. Снимает платок и просит определить, в какую встречу весны происходило это обрядовое действо? Что при этом приговаривали? /В Сороки хозяйка бросала за окошко по колобку каждое утро с приговором к Морозу/.

и) Дополнительный проблемный вопрос задаёт Бабушка-загадушка: в какое время происходит действие в сказке “Колобок”? Ближе к какой встрече весны?

к) Весна подводит итог, объявляет команду - победительницу, хвалит за участие всех детей. В награду предлагает посмотреть новые рисунки и познакомиться с обрядом “четвертой” встречи весны, называемой в народе Егорием Великим, Егорием Храбрым или Юрьевым днём /заранее подготовленные дети/, и просит примечать и считать обрядовые действа, связанные с этим днём.

Домашнее задание: заполнить таблицу.

12. Разучивание “Благослови, мати”, закрепление пройденного песенного материала. Подготовка к выступлению на сцене с учётом режиссёрских ремарок и хореографических разводок.

Итогом проделанной работы с детьми по ознакомлению с встречами весны русским народом является перенос обрядовых действ на сцену. При таком подходе, когда освоенный материал ими глубоко пережит и прочувствован, дети выходят на более высокий уровень передачи обряда, они раскрепощены. Эмоциональны и легко “входят в образ” - то, что мы называем артистичностью.

III. Актуальность проблемы на уровне “гена” памяти.

Сейчас в нашу жизнь, возвращается огромный пласт народной культуры, который возник и развивался далеко еще до принятия христианства на Руси. И, несомненно, славянское язычество, древняя религия наших предков, которую некоторые считают забытой, и до сегодняшнего дня продолжает жить в наших повседневных обычаях, в подсознательной памяти нации.

И наша великая миссия, предназначение наше на этой земле заключается не только в том, чтобы пробудить и оживить эту генетическую память народа, обогатить и дополнить её лучшими образцами древнеславянской мудрости, но и донести её до широких масс населения. Очень важно передать будущему поколению это ценнейшее наследие и вместе с тем вызвать чувство национального достоинства, гордости и восхищения тем, что веками хранилось и передавалось народом.

Не сегодня, не в наши годы было осмыслено и доказано, что духовный мир в многотысячелетним своём пути шёл и идёт вовсе не по пути сноса и выжигания. Исследуя “глубину народной памяти” /академик Б. А. Рыбаков/, мы видим, что прежние духовные материки народные не исчезают, а лишь уходят вглубь, становятся опорой, на которой нарастают всё новые живые слои. Мы не знаем пока и ещё не скоро, видимо, станем ясно понимать, как пласты сознания и культуры. Но “уважение к преданию” /А. С. Пушкин/, как стало до конца ясно в наши дни, есть фундамент духовного здоровья народа и страны. Нет ничего страшнее массы людей, лишенной духовной памяти, чем бы такое беспамятство ни было вызвано - злым умыслом поработителя, недомыслием ультрареволюционниста, безнациональным латино-афро-евро-американским модерном или высокоумным невежеством элитарного интеллектуализма.

Нравственных и общественных идеалов может достичь лишь общество, которое осознаёт себя продолжением предшествующего пути. Духовный опыт тысяч поколений только и может обеспечить развитие. Но сохранение этого опыта и его работа в живом сегодняшнем мире - дело, по многим причинам, непростое и нелегкое.Пусть же живут в нас и в потомках наших народные обычаи, обряды и действа, мудрые и такие глубокие по своему содержанию .

Народная поговорка гласит: кто выстрелит в Прошлое из пистолета, в того Будущее выстрелит из пушки..Поистине, это так!..

Приложение 2

Литература.