План-конспект урока
Тема урока: “Синтез искусств в архитектуре. Мозаика”.
Цели урока:1. Закрепить знания учащихся о видах изобразительного искусства, о синтезе искусств в архитектуре; сформировать представление о мозаике, как о виде монументального искусства.
2. Развивать навыки работы с бумагой в технике аппликации.
3. Воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников и их работам.
Оборудование:
1. Для учителя: репродукции по теме.
2. Для учащихся: альбом, простой карандаш, ластик, цветные карандаши, цветная бумага, ножницы, клей.
Оформление классной доски:
центральная часть – дата, тема, репродукции;
левая, правая части – репродукции.
План урока:
- Организационная часть
- Закрепление изученного материала
- Сообщение нового материала
- Постановка художественной задачи
- Практическое выполнение задания
- Подведение итогов
- Домашнее задание
Ход урока.
1. Организационная часть.
1) Установить должную дисциплину в
классе.
2) Отметить отсутствующих.
3) Проверить подготовку к уроку.
4) Сообщить тему, цели и задачи урока.
У.:- Тема нашего урока “Синтез искусств в архитектуре. Мозаика”. В первой части урока мы поговорим о видах изобразительного искусства, об их связи с архитектурой, закрепим знания о них. Эти знания вам пригодятся на уроках истории, при изучении тем, связанных с культурой и искусством разных стран и народов. Затем я более подробно познакомлю вас с одним из видов монументального искусства – мозаикой. И, наконец, перейдем к работе по составлению мозаики. Это умение пригодится вам и в повседневной жизни. Мозаичные картины и панно буду прекрасным украшением интерьера вашей комнаты. Также будем развивать творческие способности, воспитывать в себе уважительное отношение к мнению одноклассников и их работам.
2. Закрепление изученного материала.
1) У.: – Ребята, какие виды изобразительного искусства вы знаете?
(Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство.)
У.: – Рассмотрите репродукции <Рисунок1>,<Рисунок2>,<Рисунок3>,<Рисунок4>,<Рисунок5>, определите вид изобразительного искусства, на листочках, которые лежат перед вами, напишите название вида изобразительного искусства. Обменяйтесь листочками с соседом по парте, проверьте его работу. Если считаете, что работа выполнена верно, поставьте “+”.
У.: – Ребята, прочитайте, какие виды изобразительного искусства вы выписали. (Проверка). Поднимите руку, кто допустил ошибки. Какие ошибки вы допустили?
У.: – Вернемся к репродукциям и докажем, что это именно тот вид изобразительного искусства, о котором мы говорим.
(Учащиеся дают краткую характеристику видов изобразительного искусства:
живопись – вид изобразительного искусства, произведение искусства, выполненное красками;
графика – вид изобразительного искусства, изображение на бумаге или картоне карандашом, пером, углем или с помощью специальных приспособлений, машин – печатная графика;
скульптура – вид изобразительного искусства, объемное изображение человека, животного; архитектура – вид изобразительного искусства, искусство проектировать и строить;
декоративно-прикладное искусство - вид изобразительного искусства, художественно оформленные предметы быта).
У.: – Ребята, что мы сейчас повторили?
(Виды изобразительного искусства.)
2) У.: -Ребята, как эти виды изобразительного искусства связаны с архитектурой?
(Все эти виды изобразительного искусства неразрывно связаны с архитектурой, так как участвуют в оформлении интерьеров различных зданий, украшении фасадов, улиц, площадей, парков и.т.д.)
У.:- Рассмотрите предложенные репродукции, определите, какие архитектурные сооружения на них изображены и докажите правильность выдвинутого утверждения.
( 1. Храм Парфенон в Афинском Акрополе <Рисунок6> – выстроен в V веке до нашей эры архитекторами Иктином и Калликратом. Фриз украшен рельефами, фронтоны заполнены скульптурой.
2.Собор и башня в Пизе,<Рисунок7>. Начало строительства – 1063 год. Этот прекрасный ансамбль создавался долгое время. Видим сочетание скульптуры (круглой и рельефы), монументальной живописи.
3.. Покровский собор на Красной площади (1555 – 1561 гг.) ,<Рисунок8>, в народе его называют храмом Василия Блаженного, построен по указу Ивана Грозного. Декоративное убранство очень богато – многочисленные рельефы, росписи на внутренних и внешних поверхностях стен. Поэтому тоже можем говорить о синтезе искусств в архитектуре.)
У.: – Ребята, почему мы должны знать и охранять эти памятники архитектуры?
(Потому что это всемирное культурное достояние, которое должно быть сохранено для других поколений, чтобы быть высокообразованными людьми.)
У.: – О чем мы сейчас говорили?
(Мы говорили о том, что архитектура неразрывно связана с другими видами изобразительного искусства)
3. Сообщение нового материала.
У.: – Искусство, которое рассчитано на массовое восприятие и существующее в синтезе с архитектурой, принято называть монументальным. Оно “живет” на внутренних и внешних стенах зданий и сооружений, на улицах городов.
У.: – Приведите примеры.
(Скульптуры – памятники, скульптуры-фонтаны, обелиски, статуи, мозаики, фрески, панно, витражи и т.д.)
У.: – Сегодня мы более подробно познакомимся с одним из видов монументального искусства – мозаикой.
- Вспомните, что мы называем мозаикой.
(Мозаика – вид монументального искусства, изображение, составленное из кусочков, разноцветных натуральных камней, стекла (смальты), керамики, дерева и других материалов.)
У.: – Мозаику называют вечной живописью. Из глубокой древности дошли до нас мозаичные картины, не померкнув и не потеряв своих красок. История мозаики насчитывает тысячелетия!
В Древнем Египте <Рисунок9> мозаика из пластинок и кубиков из природных камней применялась для украшения различных изделий бытового назначения. Также использовались полудрагоценные и драгоценные камни. Уже в Древнем Египте наблюдался расцвет производства цветных глухих стекол – смальт (цветные кубики из стекла, сплавленного с минеральными красками).
Античная мозаика <Рисунок10>,<Рисунок11> развивалась от несложных, выложенных галькой, узоров до сложных черно-белых или цветных композиций.
В Византии <Рисунок12>,<Рисунок13>,<Рисунок14> мозаика заняла господствующее положение в убранстве храмов. На весь мир прославились знаменитые сохранившиеся равеннские мозаики из мавзолея Галлы Плацидии и декоративные мозаичные композиции церквей Сан-Витале и Сант- Аполлинаре-ин -Классе.
В Равенне до сих пор хранятся и поддерживаются традиции изготовления мозаичных панно. В городе существует институт мозаики. Копии равеннских мозаик, выполненные художниками этого заведения, известны во всем мире. В городском парке экспонируются мозаики известных итальянских и зарубежных художников, созданные в разных стилях и материалах специально для этого парка и демонстрирующие связь между прошлым и настоящим и веру в будущее мозаичного искусства.
В России мозаичные изображения получили распространение с ХVIII в. Особенно увлеченно работал над мозаикой М.В.Ломоносов. На уроках литература вы встретитесь с творчеством М.В. Ломоносова. Обратите внимание, насколько он был разносторонне образованным человеком! Сегодня он станет вам известен не только как писатель, но и художник. Он положил много труда на организацию, научно- исследовательскую и творческую работу в области мозаики. Провел более 4 тысяч опытных плавок стекла с минеральными красителями, получил 112 тонов и 1000 оттенков. Многими его рецептами пользуются до сих пор.
Время революции и Гражданской войны не способствовало развитию монументальных жанров в изобразительном искусстве, но, начиная с 30-х гг. в нем вновь возникает потребность. Украшение внутренних помещений мозаиками становится распространенным в сталинскую эпоху. Ярким примером являются станции метро, построенные в это время. Мозаичные панно создаются для станций московского метрополитена “Комсомольская-Кольцевая”, “Киевская”, “Аэропорт” и других. Известные российские художники Павел Корин, Александр Дейнека, Юрий Королев <Рисунок15> выполнили немало мозаичных работ. Эта традиция продолжается и сегодня. Вновь открытые станции и переходы метро также украшаются мозаиками.
Теперь, когда почти в каждом доме есть компьютер, “эффект мозаики” можно создавать при помощи программы – графического редактора “Painter 5”, переводя в мозаичное изображение любое живописное произведение. Эта программа демонстрирует необычную связь между прошлым, настоящим и будущим искусства мозаики.
У.: – Ребята, с каким видом монументального искусства вы сейчас познакомились?
(С мозаикой, с возникновением и развитием этого вида монументального искусства)
4. Постановка художественной задачи.
У.: – Теперь и вы поработаете в технике мозаики. Язык изобразительного искусства понятен всем без исключения, поэтому существуют знаки, не требующие словесного пояснения, например дорожные, медицинские или спортивные. Предлагаю создать знаки-эмблемы школьных кабинетов и выполнить их в технике мозаики.
У.: – Создадим три рабочие группы, каждая из которой будет работать над своим знаком, выберите ответственного в своей группе, который подведет итог вашей работе в конце урока.
У.: – Последовательность работы такова:
1) Определить сюжет будущей мозаики.
2) Выполнить эскиз мозаики небольшой величины,
примерно 1/4 листа формата А4 в цвете.
3) Перенести рисунок на основу тонкими линиями.
4) Подобрать цветную бумагу соответствующих
тонов.
5) Подготовить материал для мозаики (по желанию
можно выбрать круглую, овальную, квадратную,
прямоугольную, треугольную и др. форму кусочков
бумаги)
6) Скомпоновать кусочки цветной бумаги на основе,
то есть выложить рисунок по эскизу. Ни один
кусочек не должен закрывать другой, они должны
прилегать друг к другу .
7) Закрепить мозаику на основе с помощью клея.
5. Практическое выполнение задания.
У.: – Рабочие группы могут приступить К выполнению задания, желаю успеха!
6. Подведение итогов.
1) У.: – О чем говорили на уроке?
2) Показ выполненных работ учащихся. <Рисунок16>,<Рисунок17>,<Рисунок18>. Выступление
рабочих групп с рассказом о проделанной работе.
3) Выставление оценок.
7. Домашнее задание.
1) Вспомнить, что такое мозаика, этапы развития
данного вида монументальной живописи.
2) Выполнить мозаику с использованием другого
материала.
Использованная литература.
- Изобразительное искусство. 8 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского / авт.-сост. О.В. Свиридова. Волгоград: Учитель, 2006.
- Прекрасное – своими руками/Сост. С.С. Газарян. .- М.: Дет. лит., 1989.
- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. 5 – 8 класс. – Обнинск: Титул, 1996.
- Щипанов А.С. Юным любителям кисти и резца: – М.: Просвещение, 1981.