Урок внеклассного чтения в 4-м классе "Есенин — это вечное"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Познакомить с биографией Сергея Есенина и его творчеством.

2. Прививать любовь к стихам поэта.

3. Развивать технику чтения, работать над выразительностью чтения.

Оборудование и наглядность:

  • портрет поэта,
  • иллюстрации (берёза, зимний пейзаж, доберман-пинчер, дом Есенина, портрет родителей);
  • репродукции картин: И Левитан. Золотая осень
  • плакат “Дерево”;
  • выставка книг

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Презентация

- Сегодня праздник – и с утра
Я в ожидании добра:
И день мне кажется светлей,
И птичий гомон веселей,
И согревая небосклон,
Мне вторит солнце в унисон,
Что этот час и этот миг
Запомнит каждый ученик,
Стучат отважные сердца -
И нет у радости конца!

- Не случайно я начала наш урок этим стихотворением. У нас сегодня, действительно, праздник. Ведь встреча с книгой это всегда большой праздник. И сегодня мы его посвятим замечательному русскому поэту Сергею Есенину. (Слайд 2)

Есенин - такая звучная фамилия. Она созвучна со словами “есень”, “ясень”, “осень”. Говорят, что мотивы тоски, увядания осени не случайны в творчестве Есенина, что они определены его фамилией.

Как появилась эта фамилия? Дом, где родился Сергей Есенин, был построен его дедом Никитой Осиповичем Есениным. Но Есениным дед стал не с рождения. Сначала он был Никита Осипов (Слайд 3 – дом Есениных)

Отчества не было, так как крепостным крестьянам отчество не положено (мы с вами знаем из истории). До 1864 года у них не было и постоянных фамилий. Родился в семье Ивана сын Прокопий и стал он Прокопием Ивановым. А когда у Прокопия появляется сын, например, Василий, он был уже Василием Прокопьевым, а не Ивановым. Крестьянские фамилии жили лишь в течение одной жизни. Умер человек - исчезла фамилия.

В 1865 году Никита Осипов был записан под новой фамилией- Никита Осипов Есенькин. А с 1880 года – они Есенины. Фамилию Есенины берут и другие Есенькины. “Фамилия моя древнерусская – Есенин. Если перевести её на сегодняшний …язык и выискивать корень, то это будет – осень

Осень! Осень! Я кровью люблю это слово”,- писал поэт.

Тема нашего урока: ЕСЕНИН – ЭТО ВЕЧНОЕ” (Слайд 4)

Почему так говорят? Действительно ли это так? На эти вопросы мы должны будем попытаться ответить.

Мы вспомним то, что уже вы знаете о нём, вспомним его замечательные стихотворения, познакомимся с новыми, а может быть, вы сможете сделать для себя новые открытия, откроете для себя нового Есенина.

При подготовке к уроку вы много читали стихотворений. А что же вы узнали о самом поэте?

1 ученик: 21 сентября 1895 года в селе Константиново Кузьминской волости Рязанской губернии в семье Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных родился сын Сергей. (портрет родителей – Слайд 5) Село расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани.

Учитель:

О, край разливов грозных
И тихих вешних сил,
Здесь по заре и звёздам
Я школу проходил.

Это была школа любви к отчему краю, к людям, ко всему живому в мире (Слайд 6)

2 ученик. Серёжа был ещё небольшим мальчиком, когда родители уехали на заработки в Москву. С двухлетнего возраста мальчик воспитывался в доме Титовых - бабушки и деда со стороны матери. (портрет деда – Слайд 7)

Учитель: впоследствии он писал:

Ждут на крылечке там бабка и дед
Резвого внука подсолнечных лет.
Строен и бел, как берёзка , их внук
С мёдом волосьев и бархатом рук.

3 ученик. В семье жили ещё 3 дедовских сына – Серёжины дядья. Именно они в три с половиной года посадили мальчика на лошадь и пустили в галоп. Они учили Серёжу плавать, бросая его в воду с лодки на самой середине реки. Плавать он научился рано и вспоминал потом, как вместо охотничьей собаки плавал за подстреленными дядьками утками. Умел хорошо лазить по деревьям. Среди мальчишек был всегда лидером, драчуном и всегда ходил в синяках и царапинах (Слайд 8)

(Есенин среди крестьянских детей)

У.

Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.

За озорство и драки бабушка ругала Сергея, а дед говорил: ”Ты его не трожь, он так будет крепче.

Бабушка очень любила внука Она учила Сергея молитвам, рассказывала сказки. Ей впоследствии посвятил стихотворение “ Бабушкины сказки”.

4 ученик: В 1904 году Серёжа Есенин, когда исполнилось 9 лет, начал ходить в школу. На уроках всегда отвечал хорошо, особенно когда читал наизусть стихи. Школу окончил с похвальным листом и был отправлен в церковно-учительскую школу (Слайд 9) Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Сергей мечтал о литературе. Ведь стихи сочинять он начал лет с девяти.

Учитель. Решив стать поэтом и связать свою жизнь с литературой, Сергей уехал в Москву. Здесь он нашёл место корректора в типографии. (Корректор проверяет текст будущей книги или статьи – чтобы не было ошибок). Он много читает, знакомится с произведениями русских и зарубежных поэтов. Чтобы продолжить образование, он в 1913 году поступает в народный университет Шанявского.

Немного позднее в начале 1914 года в детских журналах “Мирок” и “Проталинка” впервые появились стихи Есенина.

Творчество Есенина разнообразно. Если бы мы попытались символически представить поэзию Есенина, чтобы вы предложили в качестве символа? (дерево – Слайд 10)

Корнями такого дерева были бы ИСТОКИ ПОЭЗИИ (слайд 10 – по щелчку)

А ветвями? (темы) Давайте попытаемся сформулировать их.

С творчеством Есенина вы впервые встретились ещё будучи в д/cаду. Слушали его стихи. О чём были эти стихи? (о природе)

Первая тема – “Природа“ (на ветке дерева “ПРИРОДА” – Слайд 10 – по щелчку) А что будут обозначать листья? (названия стихотворений)

О чём писал поэт? Кто читал о природе?

(Чтение стихов детьми) (по ходу чтения стихов на дереве появляются листочки с названиями стихов

1.”Поёт зима –аукает”2. “Зима“ 3. “Черёмуха“ 4. “Берёза “ (Слайд 10 – по щелчку каждый раз)

Как описывает зиму? ( оживил (олицетворение) - на крыльях прилетела; сосна- понагнулась, как старушка, оперлася на клюку.)

Жалость к воробушкам. Какими строками можно озвучить эту иллюстрацию? (на доске)

(Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой подвязалася сосна.)
( “Пороша”)

Сколько теплоты, добра, любви в этих строках. А стихотворение “Берёза”- это первое стих –е, напечатанное в 1914 году в журналле “ Мирок “.

Берёза – символ русской красоты. И не только, она символ России, родного края. Есенин очень любил свою родину, свой край.

“ Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине”, - говорил сам поэт

Родина – это не только страна, в которой он жил, это и “рязанские просторы”, и родимый дом.

Есенин – человек золотой души, необыкновенно нежный. Жил он не богато, но когда вышли первые четыре сборника его стихов, поэт получил так много денег, что даже заплакал. И что думаете он сделал? Он сразу же отправился за покупками для жителей своего села. Как вы думаете, что он купил?

В одной лавке он купил 35 коромысел и 70 вёдер, в другой – много цветастого ситца и мужских пиджаков, хотя он даже и не представлял, сколько теперь мужиков и баб в его родном селе. Им были куплены также керосиновые лампы и керосин.

Лавочник предложил бочку керосина бесплатно, потому что узнал поэта. Когда Есенин собрался ехать, выяснилось, что все деньги потрачены: ему не на что было везти такой груз подарков, и пришлось занимать денег на билет.

Уезжал Сергей без денег и без гостинцев, был очень грустный, т.к. его мечта порадовать земляков не сбылась.

Такая любовь к родному краю не могла не отразиться в его творчестве.

Вторая тема: “РОДИНА”( Слайд 10 – по щелчку)

Кто желает познакомить нас с прекрасными стихами о Родине, о родном крае?

(чтение стихов детьми )

2. “ Я снова здесь…” 3. “ Край ты мой…” 1.” Сторона моя, сторонка…”

4. “ Эта улица мне знакома…” (Слайд 10 – по щелчку каждый раз)

- Что объединяет эти стихотворения? (грустные, но очень нежные, пронизаны любовью к родным местам, родному краю.)

Почему они грустные? Есенин очень скучал по родному краю. Ему очень хотелось вернуться туда, где прошло его детство, где остались близкие и дорогие ему люди. Часто в своих стихотворениях он использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, чтобы передать свою любовь. (поднималась красна зорюшка, понагнулась, как старушка, улыбнулись сонные берёзки, сторона ль моя сторонка, моя старушка)

О чём ещё писал Сергей Есенин? (о животных - Слайд 10 – по щелчку)

О ком читали?

1. “ Песня о собаке” (в исполнении артиста) 2. “ Лисица “ (Слайд 10 – по щелчку)

Что объединяет эти стихи? (любовь к животным; автор сочувствует им, переживает за них, сопереживает.)

3. “Собаке Качалова” Из истории создания: (Качалов -народный артист). Однажды к нему пришли друзья и С.Есенин Он шёл домой после спектакля. Поднимаясь по лестнице, он услышал радостный лай Джима Ему было 4 месяца. Качалов вошёл и увидел Есенина и Джима. Они уже познакомились и сидели на диване, прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джина за шею, в другой держал лапу и приговаривал:”Что это за лапа, я сроду не видал такой… А вскоре он пришёл снова( Качалова не было дома). На голове у него был цилиндр. Он объяснил, что надел его для парада, что пришёл к Джиму с визитом и со специально ему написанными стихами. Но так как акт вручения стихов Джиму требует присутствия хозяина, то он придёт в другой раз. (чтение учениками) У этого стихотворения есть продолжение. У писателя Фёдора Абрамова, нашего земляка, есть замечательный рассказ “ Потомок Джима”(чтение учителем)

Многие воспринимали поэта как легкомысленного юношу. А этот юноша так тонко чувствовал чужую боль.

Поэзия Есенина разнообразна. От чего зависит тематическое разнообразие поэзии? (от богатства внутреннего мира, от связи с народной культурой, от характера поэта…) А ещё от способности любить.

И действительно, мы видим, что вся поэзия пронизана любовью: к природе, к животным, к родному краю, к женщине и, конечно, к матери. Любовь к женщине - это ещё одна тема творчества поэта (Слайд 10 – по щелчку)

Сергей Есенин очень любил свою мать. Есть стихотворение, которое он назвал “Письмо матери” (чтение учителем) Слайд 10 – по щелчку

Доказать, что поэт любил свою мать (слова: ласково называет старушкой, родная). Просит, чтобы она не переживала, не грустила по нему.

О чём мечтает поэт? (чтобы поскорее вернуться в свой родной дом.)

Его стихи просты и естественны. Писать он может только о том, с чем связан.

Есенин был связан с русской природой, c деревней, с народом. Поэтому, естественно, что народное творчество повлияло на творчество поэта.

Эпитеты, сравнения, метафоры Есенин находил в народной речи. Часто он использовал фольклорные выражения: “ковёр шелковый, кучерявая голова, девица-краса”.

Для Есенина характерно одушевление природы. (осень улетела, примчалася зима, Туча кружево в небе связала, пригорюнились девушки-ели)

Вся поэзия Есенина кажется естественной, как будто она льётся из самого сердца. Как песнь простая. А песни русские Сергей Есенин очень любил. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Любил её - грустную, задорную, старинную, современную. Понимал её, чувствовал как-то по - особенному, по-своему. Наверно, поэтому на стихи Есенина создано более 300 вокальных произведений. Это и оперы, и романсы, и песни.

(слушание песни “Отговорила роща золотая “)

Жизнь Сергея Есенина была короткой (всего 30 лет), но несмотря на это, она была очень яркой и многогранной. В ней были и весёлость, и доброта, и беспечность, и дерзкая удаль. Никогда он не был одинок. К нему тянулись люди, и он отвечал им и был счастлив, когда мог или хотел ответить, помочь.

Большую часть творчества занимает любовная лирика. Это целая тема: “Любовь к женщине”.(на дереве) Она навсегда останется украшением нашей поэзии рядом со стихами Пушкина, Лермонтова, Тютчева и др.

С этой темой вы будете знакомиться позже.

От чего же зависит тематическое разнообразие поэзии? (от богатства внутреннего мира, от связи с народной культурой, от характера поэта…)

А ещё от способности любить. Любить природу, животных, родину, близких и родных людей. Ибо любовь – созидательная сила, почва, из которой человек черпает силы для своих деяний. Что же было почвой, на которой взрастала поэзия Сергея Есенина.

“Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине.”

Чувство любви к Родине - основное в моём творчестве – писал Есенин.

Итак, любовь к Родине питала поэтический талант поэта.

Вот и подходит наша встреча с замечательным русским поэтом Сергеем Александровичем Есениным к концу.

Что запомнилось вам? Что открыли вы для себя в этом человеке? Вы расширили своё представление о творчестве.

Давайте обратимся к нашему дереву. (Слайд 10) Мы видим как разнообразно творчество Сергея Есенина. И о чём бы мы ни говорили, всё время подчеркивали связь его поэзии с устным народным творчеством. Пожалуй, это главное. Есенин в своих стихах создал мир, где всё живое равноправно. В его мире одинаковую ценность имеет любая жизнь: животного ли, растения ли, человека ли.

Однажды поэт сказал о своём понимании мира так: “ Все мы яблони и вишни одного голубого сада; все от дерева. Наверное, поэтому его стихотворения столь человечны.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ писателей о Есенине: (Слайд 11)

Н.Тихонов: “Его всеобъемлющая человечность, его предельная искренность, его любовь ко всему живому давали ему большое право обо всём говорить в стихах”.

П.Тычина: “Кого мне поставить в один ряд с ним – таким высокоодарённым, самобытным певцом России? Кто ещё из поэтов мог так сильно чисто, взволнованно и высоко передать в песнях свою любовь к родной земле, к своему народу?”

Эти высказывания подвели итог нашим раздумьям и позволяют повторить главную мысль всей темы: “Есенин – это вечное.” (Слайд 12)

Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня. Его стихи не могут состариться. В их жилах течёт кровь вечно живой поэзии.

Стихотворение “До свиданья, друг мой, до свиданья”

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умереть не ново,
Но и жить, конечно, не новей.