Цели:
- создать целостное представление об одном из самых значительных событий древней истории;
- развивать умение оценивать деятельность исторического деятеля.
Оборудование: карта, аппликации Г.И.Годера – композиция XV, кинофильм К.Дугласа “Спартак” (1960 г.), атласы по истории древнего мира.
На доске – имена и географические названия: Спартак, Лентулл Батиат, Эномай, Крикс, Красс Марк Лициний, Помпей Гней, Марк Лукулл, Капуя, Везувий, Мессинский пролив, Брундизий, Аппиева дорога.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Ход урока
Сестра богинь, Свобода, зажигай
На подвиг благородный
Сердца твоих сынов.
Сестра богинь, Свобода, гнев народный
Ты окрыли, святая,
В огне освободительных боев!
В мечи, в мечи оковы
Перекуют рабы.
Долг их призвал суровый
И даже робкий храбр в пылу борьбы.
Сестра богинь, Свобода, за тобой
С напевом грубым ринемся мы в бой.
(опережающее задание)
Урок посвящен одному из самых ярких событий истории древнего мира – восстанию Спартака. Мы посмотрим на уроке отрывки из фильма К.Дугласа “Спартак”.
Кадры 1-2 без звука.
Вопросы к кадрам: Откуда в Древнем Риме появлялись рабы? Где применялся рабский труд? Как принуждали рабов к труду? Как относились римляне к рабам. Последний вопрос на основе кадров о покупке- 3.
Рабы были нужны не только для производства товаров, росла страсть римлян к зрелищам, особенно к боям гладиаторов.
В гладиаторскую школу Лентула Батиата куплен новый раб – Спартак.
Стоп-кадр - 4 с изображением Спартака и сообщение ученика о его происхождении и судьбе до рабства.
Кадры 5-6. Школа схватки.
Вопросы к кадрам: Чему учили в гладиаторской школе? Какими были гладиаторы? Боялись ли они смерти?
Кадр 7.
В 74 г. до н.э. двести гладиаторов составили заговор, о котором стало известно, и тогда 78 рабов бежали – это явилось началом восстания.
Кадр 8.
Каким в это время было состояние Римского государства? (война в Испании, окончание гражданской войны, восстание греков).
Вооружившись дубинами и кинжалами, отобранными у случайных путников, гладиаторы удалились на гору Везувий.
Сначала римские власти не придали событию большого значения. А Спартак совершает набеги на окрестные имения. Его помощниками были гладиаторы Эномай и Крикс. Так как Спартак делился добычей поровну со всеми, вскоре на Везувии собралось множество людей.
Кадр 10.
Почему рабы уходили к Спартаку? Каким было положение рабов в имениях?
Серьезной проблемой для Спартака была организация войска.
Что нужно было сделать Спартаку? Почему это было трудной задачей?
(неорганизованная масса, верили в разных богов, многие плохо владели оружием).
Кадр 11.
По какому образцу организовал свое войско Спартак?
Работы с аппликациями XV “Первая победа спартаковцев над римлянами”
Отряд римлян в три тысячи человек подошел к Везувию. “Римский военачальник приказал: “Разбейте лагерь у подножия Везувия! Стерегите спуск! Подлый сброд в ловушке.”
Вспомните, каким был римский лагерь.
Спартак осуществил невероятный по дерзости план. Рабы сплели из лоз винограда лестницы и один за другим стали спускаться вниз. Лестницы раскачивались от ветра, пугала огромная высота. Когда восставшие рабы оказались внизу, Спартак дал приказ обойти гору и напасть на римлян с той стороны, откуда они этого совершенно не ожидали”. (эта часть урока взята из Методического руководства к аппликациям Г.И.Годера, М., 1991 г.)
Кадр 14.
После этого численность войска восставших стала быстро расти. Римский сенат отправил новые силы, состоящие из двух легионов во главе с претором Варинием.
Повстанцы захватили римский лагерь, римский главнокомандующий чудом избежал плена, оставил рабам своего коня и знаки преторского достоинства. Восставшие продвигались к Альпам. Рим посылает против Спартака двух консулов. В каких случаях это делалось (исключительных)?
Наступление римлян совпало с разногласиями. От войска Спартака отделился Крикс с 30-ю тысячами рабов. Вскоре в Апулии он был разбит. А Спартак нанес поражение обеим консульским армиям и быстро продвигался через Аппенинские горы к Альпам.
Кадр 15.
Вообразите себя в стане восставших: перейти Альпы или идти на Рим? (обсуждение)
Рабы повернули назад, на юг. Почему, мы не знаем. Пройдя весь полуостров, они оказались на юге, у пролива.
Кадр 16.
Римский сенат полностью осознал опасность. Но не было ни армии, ни военачальника, согласного выступить на борьбу с грозным врагом. Во главе с трудом собранных легионов был поставлен Марк Лициний Красс. Суровыми методами, через казнь каждого десятого, он восстановил дисциплину. Красс преследовал Спартака, не вступая в решающее сражение. На остров Сицилия Спартак пытался переправиться при помощи пиратов, но его обманули.
Кадр 17.
Спартак оказался в ловушке. Красс приказал вырыть огромный ров в 55 км длиной. Спартаку пришлось штурмовать это препятствие. Прорвав его, он направился к порту Брундизию, чтобы переправиться в Иллирию. Сенат, стремясь быстрее разгромить восставших рабов, вызвал на помощь Крассу испанскую армию Помпея и отряд из Македонии во главе с Марком Лукуллом. И опять часть отряда отделилась от Спартака и была уничтожена.
Кадр 18.
Наступило решающее сражение. Битва была ожесточенная, отчаяние охватило людей. Спартак был ранен в бедро дротиком; опустившись на колено, выставив вперед щит, он отбивался от нападавших, пока не пал вместе с окружающими его римлянами. Говорят, что число убитых рабов точно установить было нельзя. Римлян погибло около тысячи.
Кадры 19-20.
После битвы 6 тысяч схваченных рабов были повешены вдоль Аппиевой дороги из Капуи в Рим. Они были прикручены к столбам, умирали под палящими лучами солнца мучительной смертью от застоя крови и жажды.
Так закончилось в 71 г. до н.э. самое крупное в истории восстание рабов.
Вопросы для повторения.
Почему именно в Риме произошло крупнейшее в истории восстание рабов? Почему восстание потерпело поражение? Могло ли восстание иметь окончательный успех? Как бы выглядел этот успех? Какова была бы дальнейшая судьба Италии?
В заключении фильм дает нам возможность обратиться к Спартаку.
Мог ли ты победить, Спартак?
Кадр 21.