Цель: обогащение знаний о русских народных обычаях и традициях, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, обучение правилам гостеприимства и культуре общения.
Подготовительная работа:
- беседы: “Профессия русской печи”, “Главное кушанье на все времена”, “Родословная обеденной ложки”, “Традиции русского чаепития”.
- классные часы: “У каждой птицы – своя песня” (русские народные пословицы, поговорки, загадки), “Кухонная утварь из русской печи” (рассматривание предметов обихода кухонной утвари).
Ход мероприятия
Ведущий:
Дорогие гости, речь сегодня пойдет о русской старине, о том, как жили – не тужили наши деды. Старое уходит, но его надо знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши тревожные дни. Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага. Есть в русском языке слово, которому трудно найти аналоги в языках других народов. Слово это – хлебосольство. Его произносят обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, радушие или угощение. Хлебосольство всегда было присуще русскому народу. С ним связаны многие обряды, пословицы и поговорки, легенды и сказки.В старину о хлебосольном хозяине говорили: “Дом как чаша полная – хлеб – соль со стола не сходят”. Хлеб и соль сопровождали все радостные и горестные события, которые происходили в жизни русских людей. Хлебом и солью встречали самых именитых людей и молодых в день свадьбы, хлебом потчевали роженицу. По умению печь хлеб определяли домовитость хозяйки. Наши предки верили в святость хлеба. Они, например, считали, что человек, уронивший кусок хлеба, должен подняв его, обязательно поцеловать.
Не порция ни немецкой, ни французской кухни мы думаем, что нам во всех отношениях здоровее и полезнее все наше русское, родное, то, к чему мы привыкли, что извлечено опытом, передано от отцов к детям. Ведь это определяется местностью нашего бытия, климатом и образом нашей жизни.
Звучит музыка, входит Хозяйка с Хозяином с хлебом – солью.
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим. Если величать, так на пороге встречать.
Есть в природе нашего народа
Вечные, особые черты –
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреные моды
От души они, от доброты.
Гость, войди! Традиций не нарушим
С ним чайку всегда попьем.
Всем известно русское радушье:
Хлебосольство и открытый дом!
Хозяин:
Рады видеть вас у печки,
Без нее и дом пустой.
В ней и жарить, в ней и парить,
И зимой с ней как весной.
В старину так говорили:
“Печь нам мать родная всем.
На печи все красно лето,
У печи и сплю и ем”.
Хозяйка: Забывать мы стали, что главное в доме – печь. А знаете ли вы, что русская печь существует уже около 4 тысячелетий? Причина ее долговечности – в универсальности. Русская печь отапливает жилье, в ней приготавливается пища, выпекается хлеб, сушатся продукты и одежда, в ней даже мылись!
Ведущий: А делали это так. Из разогретой печи удаляли угли, пол хорошо подметали и устилали соломой, ставили чугун с горячей водой, забирались в печь и ложились на солому так, чтобы голова выглядывала из устья. Сбрызгивали водой свод печи, от чего в ней резко увеличивалась температура и повышалась влажность. Ну, а дальше, известное дело, бери березовый веник и хлещись им.
Хозяйка: Русская печь – это и посуда особой формы: горшки да чугуны. Дело в том, что посуда в русской печи нагревалась больше с боков, поэтому она должна иметь большую боковую поверхность. Кроме, того посуду такой формы удобнее доставать ухватом или рогачем. Приготовленные в русской печи кушанья отличались особым вкусом и ароматом.
Хозяин: А какие угощения дарит нам печь! Каша, щи, пироги самые румяные! Вот собрались сегодня у нашей печки гости старинные песни послушать, умение свое показать.
Ведущий (загадывает загадки): “Не бык, а бодает, не ест, а хватает” (ухват), “Конь черен – в огне проверен” (кочерга)
Дети исполняют песню “Куманечек”:
Ученик:
Славится он первым на селе
Ставится он первым на столе,
Ветер его холит, холят его степи,
Он лежит сейчас парной,
Сытный, белый и ржаной,
Выбирай, тебе какой!
Ведущий: Как вы думаете, о чем эти слова? Правильно, о хлебе. Но ведь его выпекают в русской печи. Еще говорили такие слова: “Хлеб всей жизни голова”.
Ученик: Ух, и много в старину про хлеб поговорок сложили, их и теперь все знают:”Худ обед, коли хлебе нет”, “Ешь щи с мясом, а нет – так хлеб с квасом”.
Ведущий: А какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе? (Дети говорят).
А вот скажите-ка, что в старину “вторым хлебом” называли? Если точнее: какой овощ? Внимание, подсказываю:”Круглая, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь”. Что это? Верно, репа. Кстати, крестьяне этот свой второй хлеб бережно хранили в свежем виде чуть ли не всю зиму. А сколько блюд готовили из нее? Может, кто-то знает и назовет некоторые из них (дети читают рецепты).
Самая распространенная крестьянская еда – щи. Про какие щи крестьяне, как бы сердясь, говорили: “Щи хоть кнутом хлещи”:
- крапивные,
- без мяса, т.е. пустые,
- на рыбном отваре.
И верно, коли в пост – то и хлебай себе пустые щи на здоровье. А кто может назвать рецепт старинных щей?(читают рецепт щей из крапивы).
А сколько видов каш готовили русские крестьянки в печи. Что это за каши такие? (читают рецепты).
Были каши царские, а были простые крестьянские. Наверное, слыхивали про тюрю. Самая крестьянская пища. Приготовить ее проще простого. Взять квас или воду, покрошить туда зачерствевший хлеб, луковицу, добавить растительное масло и соль. И такая каша была просто незаменима в сенокосную пору. Попробуйте угадать сколько видов пирогов пекли тогдашние хозяйки-мастерицы? Давайте попробуем с вами назвать их…(зачитывают рецепты пирогов).
Старина возрождается. И теперь в городских столичных бистро можно перехватить превосходных расстегаев с рыбой, кулебяку. Если верить меню – все по настоящим, старинным рецептам. Назовите, какие напитки готовили в старину?(читают рецепты напитков)
Дети поют частушки:
На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так пропоем же под чаек
Чайные частушки!
В пляске не жалей ботинки,
Предлагай-ка чай друзьям,
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам.
Самовар блестит кипя,
Чай в нем пенится.
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженьице.
Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю,
Наливай душистый чай.
Ученик: В 1638 году состоялось первое в России, когда испробовали этот напиток, то оказалось, “питье доброе, и когда привыкнешь – гораздо вкусное”. В 1638 году русский боярин Василий Старков привез монгольскому хану богатые дары от царя Михаила Федоровича. Хан хорошо принял послов и в свою очередь передал им для русого царя разные драгоценные подарки. Среди знаменитых монгольских атласов и собольих мехов лежали аккуратные свертки с непонятною травой. А это что такое? – с обидой спросил хана русский боярин, показывая брезгливо на свертки. – Мой самый дорогой подарок русскому царю, - ответил монгольский правитель, улыбаясь. Стремясь избавиться от бесполезного груза, посол хотел выбросить все до единого пакета с чаем, но, помня слова хана о дорогом подарке, не сделал этого. Так среди прочих даров попал чай в Москву. Отведав неведомое питье, государь вытер парчовым рукавом густую бороду и молвил: “Еще!”.
Ученик: В 1679 году появились в России самовары. О чае пошла молва, что он усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, будет мысль, облегчает и освежает тело. По русской традиции чай – лучшее завершение прздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, мед, бублики.
Учащиеся исполняют частушки о самоваре:
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка,
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет, гудит,
Только с виду он сердит,
В потолки пускает пар
Наш красавец самовар.
Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску.
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.
Ученик:
Самовар шумит, подходить велит.
Бублики, баранки, как на самобранке.
А вот конфетки –
Налетай, не ленись, взрослые и детки.
Хозяйка с хозяином приглашают гостей к столу на чаепитие, где продолжается рассказ о выпечке на столе.
Ведущий: Представьте, праздник кончился, хозяева устали, им спать охота, а гости шумят, не уходят. Как тут быть? Как намекнуть, что-де пора и честь знать?(только помните, что мы сейчас в Древней Руси):
- культурно распахнуть двери настежь,
- спеть отходную песню,
- выдать на прощание пряник – разгоняй.
А правда, хорош обычай? Когда с пряником – то провожают? Вежлевее как то. Они и понятно, в старину гость был свят и неприкосновенен. Обидеть гостя считали за верх неприличия. Тут свой чин, своя культура.
Литература:
- В.М.Ковалев, Н.П.Могильный “Традиции, обычаи, блюда русской кухни”;
- Н.И.Костомаров “Домашняя жизнь и нравы великорусского народа”;
- журналы “Воспитание школьника”.