Цели:
- проверка знаний учащихся;
- развитие навыков коллективного труда;
- воспитание внимания, самостоятельности;
Материал к уроку:
- высказывания о русском языке,
- аудиозапись песни Кота Леопольда,
- “Словарь русского языка” С.И. Ожегова,
- кроссворд,
- карточки с заданиями.
I. Работа со словарём
Поручить ученику/ам найти слово “турнир” в толковом словаре.
Турнир (по Ожегову) – это:
- состязание рыцарей в Средние века;
- спортивное соревнование по круговой системе, когда все участники имеют между собой по одной (иногда и более) встрече.
II. Сообщение темы и целей урока
Сегодня мы подведём итоги своим знаниям по теме “Наречие”, узнаем, насколько хорошо мы усвоили эту тему.
Работаем дружно, активно, чётко выполняем задания.
Представление жюри, команд, капитанов команд.
III. Работа над темой урока: приступаем к турниру.
- Разминка для команд:
- Доказать, слова какой части речи перед нами:
- Какую часть речи мы называем
наречием?
- На какие вопросы отвечает наречие?
- Какие разряды наречий вы знаете?
- Зачем служит наречие в речи? (украшает,
конкретизирует, поясняет действие и признак).
- тепло – может быть наречием либо именем существительным
(В комнате тепло. От печки шло тепло.)
- зло – может быть наречием либо именем существительным
(Он зло посмотрел на меня. Добро всегда побеждает зло.)
- лихо – может быть наречием либо именем существительным
(Она лихо вскочила на коня. К ним пришло лихо.)
- подряд
- Записать по два словарных слова–наречия.
- Подобрать наречия–антонимы к следующим словам:
- Подобрать побольше наречий–синонимов к данным наречиям:
- Конкурс капитанов:
- Преобразовать словосочетания “имя прилагательное + имя существительное” в словосочетания “наречие + глагол”:
- быстрый бег – (быстро бегать)
- упорный труд – (упорно трудиться)
- весёлая игра – (весело играть)
- праздничный наряд – (празднично наряжаться)
- редкий удар – (редко ударять)
- долгая ходьба – (долго ходить)
- спокойный сон – (спокойно спать)
- громкая песня – (громко петь)
- Рекламная пауза: высказывания о русском языке, том языке, на котором мы говорим.
Например, вверх, вниз, сверху, снизу, вдруг, сначала, впереди, сзади, здесь, направо, вправо, влево, налево, изредка, наспех, вдвоём, втроём, наутро, быстро, легко …
быстро – (медленно)
иногда – (всегда)
ясно – (неясно, пасмурно)
робко – (смело)
спокойно – (шумно)
близко – (рядом)
искусно – (умело)
азартно – (увлечённо)
ласково – (нежно)
деликатно – (аккуратно)
кратко – (лаконично)
Физминутка из “Кота Леопольда”
По аналогии с игрой “Кто хочет стать миллионером?”, но подсказка только одна – помощь команды.
а) Закончите фразу кота Леопольда:
“Ребята, давайте жить ___________ !”
A. Cкромно
B. Дружно
C. Весело
D. Экономно
б)–е) Закончите фразу и угадайте, откуда она взята.
б) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный _________________ звучит. (А.С. Пушкин “Зимняя дорога”)
A. Утомительно
B. Радостно
C. Браво
D. Скучно
в) А ты, кукушечка, мой свет, так тянешь плавно и _________________ . (И. Крылов “Кукушка и Петух”)
A. Нежно
B. Грустно
C. Интересно
D. Протяжно
г) У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и качаясь шепчет _____________ . (С. Есенин “С добрым утром”)
A. Интригующе
B. Громко
C. Тихо
D. Шаловливо
д) Три девицы под окном пряли _________________ вечерком. (А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”)
A. Рано
B. Поздно
C. Вместе
D. Дружно
е) На чужом хребте работать _________________ . (Народная пословица)
A. Легко
B. Просто
C. Трудно
D. Быстро
Наш язык красив и богат. Русский язык изучают во всех странах мира.
- Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет.
- Язык есть самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое целое.
- Язык – это история народа. Поэтому излучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
- Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.
- Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём.
Константин Паустовский
Константин Ушинский
Александр Куприн
Иван Тургенев
Александр Герцен
- Поэтическая минутка.
- Творческая работа: сочинить двух- или четырёхстишия с наречиями:
- Разгадывание кроссворда.
Найти наречия, указать разряд.
Лес совсем уже стал сквозистый,
Редки в нём листы.
Скоро будет снег пушистый
Падать с высоты,
Опушит нам окна наши
В детской, и везде
Загорятся звёзды краше,
Лёд прильнёт к воде. К. Бальмонт.
далеко – близко
высоко – низко
По вертикали:
1. Разряд наречий – влево, издали, вверх.
2. Разряд местоимений – очень, весьма, чрезвычайно.
4. Разряд наречий – завтра, скоро, весной.
По горизонтали:
1. Антоним наречия много.
3. Вопрос, на который отвечает наречие места.
5. Часть речи, которая отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? как?
6. Синоним наречия повсюду.
7. В отличие от других частей речи, наречие – это _____________ слово.
IV. Итог урока.
Русский язык – великий и могучий. Он должен быть другом, а не врагом. Язык мой – друг мой!
Ответы на кроссворд: