Цели:
- Познакомить с историей открытия и освоения материка, с особенностями географического положения, особенностями компонентов природы Антарктиды.
- Развивать умения работать с географическими картами, самостоятельного добывания знаний.
- Воспитывать чувство патриотизма, ответственности за происходящее в мире.
Оборудование: глобус, физическая карта Антарктиды, физическая карта мира, портреты исследователей, карты атласа (+к/карты), слайдовые иллюстрации природных объектов, видеофрагмент “Пингвины”, запись фрагмента песни, мультимедийный проектор, дополнительный информационный материал учащихся
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Привожу цитату Ричарда Берда: “На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, материк, закованный в голубое. Зловещий и прекрасный, он покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов”.
- Вы узнали, что это за материк?
- Конечно, Антарктида. (Прослушивание фрагмента песни:
Хочу сказать тебе, мой друг,
Ты только не таи обиду.
Хороших много мест вокруг,
Зачем ты едешь в Антарктиду?)
- Сегодня на уроке мы с вами ответим на вопрос из песни: “Зачем люди едут в Антарктиду?”
- Что нужно нам для работы на уроке?
- О чём будем говорить изучая новый материк?
(открывается постепенно на слайде План урока:
1) ГП Антарктиды.
2) История открытия и исследования.
3) Современные исследования Антарктиды.
2. Изучение нового материала.
1) ГП – слайдовая презентация учащегося (класс по ходу рассказа заносит данные на к/карту):
- Материк почти весь расположен в пределах южного полярного круга, вокруг Южного полюса. Находится в антарктическом климатическом поясе.
- Крайние точки:
Северная – Антарктический полуостров -630 ю.ш.
- Площадь материка -14 млн км2 (почти вдвое больше Австралии и примерно равна Южной Америке)
- Длина береговой линии -30 тыс.км
- Высота материка:
- средняя - 2040 м (без ледяного покрова -410 м)
- максимальная - 5140 м, массив Винсон (Антарктические Анды)
- минимальная - глубочайшая впадина (-2555 м) –Антарктические Анды
- От других материков Антарктида отделена огромными океаническими пространствами. Омывается водами 3 океанов: Атлантического, Индийского и Тихого. Морями Уэдделла, Росса, Амундсена, Беллинсгаузена.
2) История открытия и исследования. (Использование интерактивной карты Виртуальной школы Кирилла и Мефодия)
С давних пор существовала легенда о том, что у Южного полюса находится неизвестная земля “Южный материк”.
- Плавание голландского мореплавателя А. Тасмана в 1642 г. опровергло представление о том, будто Австралия простирается далеко на юг и соединяется с таинственным континентом.
- Знаменитый английский мореплаватель Д.Кук также не нашел “Южной земли”, до конца жизни он сомневался в существовании Антарктиды.
С тех пор поиски “Южной земли” на долгие годы прекратились. Но предсказания Кука не сбылись.
- Спустя 50 лет первая русская Антарктическая экспедиция, возглавляемая Ф.Беллинсгаузеном и Лазаревым, опровергла предположения Кука и в начале XIX в. открыла материк Антарктиду.
- Полярные области северного полушария называют Арктикой, поэтому прямо противоположные им районы Земли назвали “анти” (противо) арктикой - Антарктикой. Антарктика включает в себя Антарктиду и омывающие ее океаны с островами. Условную границу Антарктики считают границу плавучих льдов, проходящую приблизительно между 53 - 60° ю.ш.
Самостоятельная работа учащихся “Покорение Южного полюса”
(Работа учащихся с книгой для внеклассного чтения “По материкам и океанам” Н.П.Смирнова, Просвещение, 1988, стр.160)
-Задание: Проработав материал нанести на к/карту маршруты двух экспедиций.
Проверка: Двое учащихся рассказывают и показывают по карте у доски.
3)Просмотр видеофильма “Современные исследования Антарктиды” с последующим тестированием и проверкой результатов в материале фильма.
3. Домашнее задание.
Параграф 48,задания к тексту
Творческое задание: (по желанию) приготовить презентацию на тему “Самый-Самый” в Антарктиде.
4. Итог урока.
Экспедиция в Антарктиду - это встреча с неизвестностью, которая требует от людей большого героизма, отдачи всех сил, способностей, знаний и даже собственной жизни. Материк был открыт последним, интенсивное исследование проводилось главным образом во второй половине XX в. Берег Антарктиды люди увидели впервые 28 января 1820 г. С той поры прошло 188 лет. Однако за эти годы Антарктида не стала ближе или приветливее. И сегодня плавания в ее прибрежных водах сопряжено с большими трудностями и риском, а выполнение исследовательских работ требует от персонала научных станций огромного напряжения физического и духовных сил.
(Оценивание учащихся)