Тема урока: “Буря и лазурь”
Цель: В ходе урока создать синтез музыки, литературы и изобразительного искусства для более полного и эмоционального восприятия того или иного произведения.
Задачи:
Знакомство с понятием маринист, буря, лазурь, ультрамарин, состояние природы.
Закрепить понятия холодные и теплые цвета.
Эстетическое и эмоциональное воспитание.
Оборудование: доска магнитная, репродукция картин Ф.Васильева, Рылова, Айвазовского и др., магниты, магнитофон, диск с записью Ванессы Мей, книги.
I. Приветствие. Сообщение темы урока.
По определению в толковом словаре Даля
Буря – сильный ветер с грозой и дождем. На море это может быть только продолжительный жестокий ветер при сильном волнении.
Буря: краски темные – создают настроение беспокойства, угнетения, страха. Бывает веселая, страшная, грозная, величественная.
Лазурь (лазорь) светло-синяя, темно-голубая краска, или густой и яркий небесный цвет. А при какой погоде небо может быть лазоревым?
Д – При хорошей, солнечной.
Значит сегодня мы с вами поговорим о том как человек может передавать различные состояния природы при помощи различных художественных языков, т.к. живопись – язык красок,
литература – язык слов,
музыка – язык звуков.
А сейчас посмотрите на имеющиеся здесь репродукции картин известных художников, подумайте и ответьте на вопрос:
– Чем отличаются эти произведения друг от друга, как мы можем понять, что на картине солнечная или дождливая погода?
Д – Они написаны разными красками: одни – темными, другие – светлыми.
У – Поговорим о картинах, на которых изображена ненастная погода – какие в них краски? А когда дует ветер, идет дождь, гремит гром на улице тепло или холодно.
Д – Холодно.
У – И мы назовем краски при помощи которых они написаны, холодными – какие это краски или цвета?
Д – Перечисляют холодные цвета.
У – А хорошая погода, теплая передана при помощи каких красок? Мы их назовем теплыми, перечислите их.
Д – Перечисляют теплые краски.
У – Мы с вами поговорили о том, с помощью каких красок (цветов) создает свои произведения художник. А чем же пользуется писатель и поэт, чтобы передать, такое же состояние природы?
Д – Словами, звуками.
Стихотворение Ф.Тютчева “Как весел грохот летних бурь” (читает учитель)
Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей.
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..
Как под незримою пятой
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, -
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, летает на дорогу…
Какими словами поэт пользуется, обратите внимание на (репродукции) картины.
Какое настроение царит в природе, и передается нам – зрителям.
А сейчас мы послушаем как при помощи звуков ту же картину “рисуют” композиторы и музыканты.
Можно закрыть глаза и постараться “увидеть” и услышать свою картину или найти сходство музыки с имеющимися на доске картинами.
Прослушивание музыкального фрагмента из “Токкаты и фуги ре минор” И.С.Баха в исполнении Ванессы Мей.
У – Что мы услышали и увидели?
Д – Гром, надвигающийся сильный ветер, темное небо и т.д.
У – А какой из репродукций соответствует эта музыка?
Д – Картине “Дети бегущие от грозы”.
У – Мы говорили с вами о надвигающейся грозе на суше, но мы знаем, что есть три основные стихии: земля, воздух и вода.
Вот что о бурном море написал В.А.Жуковский – поэт, современник и друг А.С.Пушкина.
Стихотворение “Море”
Безмолвное море, лазурное море,
Стаю очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земные неволи
Далекое, светлое небо к себе? ...
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя –
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
У – Так представил нашему воображению бурное море поэт, используя для этого слова. А вот как это же явление может представить нам художник.
Художников, которые рисуют море, называют – маринистами от слова “марина”. Ультрамарин – ископаемое "лазурик", и краска, которую получают путем его растирания, но она бывает составная, т.е. содержащая оттенки, например, если в голубой добавить чуть-чуть черного, то получится синий, темный цвет. Посмотрите переходы от темного к светлому и, наоборот, на примере моей блузки.
(Учащимся для рассмотрения даются фотографии, снимки сделаны на Кавказе на побережье Черного моря и у нас на севере Тюменской области. Учитель предлагает учащимся рассмотреть цвет неба. Везде он ярко-голубой, т.е. лазурный.)
Рассказ учителя об Айвазовском Иване Константиновиче. Он - маринист, т.к. его картины посвящены морю, и, в основном, неспокойному морю – бурному.
У – А сейчас прослушаем музыкальный фрагмент в исполнении Ванессы Мей “Шторм”. Сначала внимательно послушайте музыку и посмотрите на представленные репродукции картин. Подберите из них ту, которая подходит к данному музыкальному фрагменту, а затем закройте глаза и дослушайте музыку, подмечая какие чувства она у вас вызывает.
Когда прослушивание закончится, учащимся задаются вопросы:
- Какая из репродукций соответствует музыкальному фрагменту?
- Какие чувства вызвала у вас музыка?
Рассказ учащегося о картине художника Ван Гога “Море в Сен-Мари”. Рассказ учителя о картине Левитана “Дождливый день. Сокольники”, картинах В.Рылова “Над вечным покоем”, “Березовая роща” и др.
Рассказ учащегося о картине художника Гриция “Волга”
II.
Мы с вами смотрели, слушали, читали то, что сделали другие: художники, поэты и композиторы. А сейчас поработаем и попробуем создать свое произведение, сделаем набросок рисунка. У вас на столах лежат альбомные листы. Возьмем карандаш и линейку, отчертим поля и начнем работать.
Дети выполняют примерный набросок пейзажа.
III. Домашнее задание:
Мы с вами нарисовали одинаковый набросок, но каждый из вас дома раскрасит его по своему, в зависимости от того, какой день или какое состояние природы он хотел бы изобразить: солнечный день, надвигающуюся грозу, бурю, или рисунок в зависимости от времени суток – утро, день, вечер, ночь.