Конспект урока по физической географии в 6-м классе по теме "Ветер"

Разделы: География


Учебно-воспитательные задачи:

  • сформировать понятие “ветер”;
  • на примере дневного бриза дать представление о причинах возникновения ветра; учить определять направление и силу ветра;
  • учить вычерчивать “розу ветров”;
  • дать представление о разнообразии ветров;
  • воспитывать интерес к знаниям о явлениях природы;
  • развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: физическая карта мира; глобус; учебные таблицы; рисунки учащихся; дополнительная справочная литература; фотоальбомы.

Тип урока: комбинированный.

Формы и методы: беседа, рассказ, опережающие задания, игровые элементы.

Ход урока

I. Повторение ранее изученного материала

  1. Разминка у карты (Мировой океан).
  2. Индивидуальный опрос (карточки-задания).
  3. Фронтальный опрос (работа с физической картой мира атласа).

II. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы урока и постановка задач урока.

Назвать явления, происходящие в атмосфере.

III. Изучение нового материала

Многие явления в атмосфере, названные вами, вызываются невидимыми силами. Тем не менее, они настолько грандиозны, что мы постоянно ощущаем их присутствие.

Кто видел ветер? Конечно, никто. Он прозрачен, невидим, но могуч и вездесущ. Его присутствие мы отмечаем то в легком шелесте листвы или в плавном величественном покачивании колосьев, то в неистовом буреломе или шквале, поднимающим тучи пыли.

Каждое утро, когда вы смотрите на термометр и узнаете температуру воздуха, вы также отмечаете, есть ли ветер и насколько он сильный.

А сейчас дайте определение ветра с помощью учебника.

Ученик: Ветер – движение воздуха в горизонтальном направлении
Учитель: Верно. А сейчас мы должны установить причину возникновения ветра. Для этого мы должны вспомнить:
  • От чего нагревается воздух? (от земли)
  • Равномерно ли нагревается воздух на земле? (нет, неравномерно)
  • От чего зависит нагревание воздуха над земной поверхностью?
1. От угла наклона солнечных лучей
2. От характера подстилающей поверхности
  • Какие типы подстилающей поверхности вы знаете? (вода, песок, трава, лед, снег и т.д.).
  • Над какой поверхностью воздух прогреется больше и над какой меньше? (больше – вода, песок; меньше – лед, снег).
  • Какой воздух легче теплый или холодный? (теплый).
  • Как изменяется температура воздуха с изменением высоты? (понижается на 5-6 градусов с поднятием на каждый километр).
  • Что называется давлением воздуха?
  • Зависит ли давление воздуха от температуры (да, зависит).
  • Над хорошо прогретой поверхностью воздух нагревается, поднимается вверх, давление при этом уменьшается или увеличивается? (уменьшается).
  • С высоты опускается холодный воздух, давление при этом увеличивается или уменьшается? (увеличивается).

Значит, более холодный воздух будет вытеснять более теплый у поверхности. Следовательно, происходит перемещение воздуха.

Мы уже выяснили, что движение воздуха это и есть ветер. Значит, главная причина возникновения ветра – это разница в атмосферном давлении.

Все это можно оформить в виде схемы причинно-следственных связей:

Чем больше разность в давлении, тем сильнее ветер.

Давайте мысленно переместимся на берег моря.

Суша днем нагревается быстрее, чем вода. Нагревшийся от нее теплый воздух расширяется, поднимается вверх до 1-2 километров, где растекается в стороны. Поэтому давление над сушей понижается, а над морем, куда этот воздух приходит, давление повышается.

Более холодный и плотный воздух у поверхности моря устремляется туда, где давление меньше, то есть на сушу. Так образуется дневной морской бриз. Ночью происходит все наоборот.

Есть также постоянные и сезонные ветры.

Самостоятельная работа с учебником.

Учащиеся самостоятельно знакомятся с ветрами муссонами и отвечают на вопросы:

  • Что означает слово муссон?
  • В чем схожесть и различие между бризом и муссоном?
  • Где на территории России дуют муссоны?

А сейчас мы послушаем рассказы о ветрах. Группа ребят получила задание подготовить сообщения о ветрах.

Рассказы учащихся о ветрах:

  • пассаты;
  • смерчи, торнадо;
  • “чудесные” дожди;
  • фён;
  • бора;
  • афганец;
  • норд;
  • тайфун.

Ветер играет важную роль в природе и жизни человека.

Значение ветра:

  • перенос влаги с океанов во внутренние районы материков;
  • образование течений в океане.

Использование ветра человеком

  • парусные суда;
  • ветряные мельницы;
  • ветровые электростанции (ВЭС);

Негативные явления, вызванные силой ветра:

  • наводнения;
  • ураганы;
  • штормы;
  • смерчи и др.

Но не всегда только сильный ветер может быть причиной бедствия.

В тихие, безветренные дни над крупными промышленными городами образовавшийся смог не сможет развеяться из-за отсутствия ветра и это может стать причиной разных бедствий.

Рассказ о событиях 1952 года в Лондоне. (Г. П. Субботин “задачник по географии” стр. 192)

Определение направления и силы ветра.

В давние времена, когда не было приборов, о силе ветра судили по местным признакам: в океане по волнам, по парусу; на суше – по деревьям, дыму из трубы.

С учетом этих признаков разработана специальная шкала, которая позволяет определить скорость ветра в метрах в секунду или его силу в баллах.

Конкурс “Картинная галерея”.

Учащиеся демонстрируют свои рисунки, на которых изображены изменения на местности при различном ветре. Остальные учащиеся должны определить силу ветра с помощью шкалы на форзаце учебника.

Наблюдают за погодой, как вы уже знаете, на метеостанциях. За направлением и силой ветра там наблюдают с помощью специальных приборов:

  • направления - флюгера;
  • силой - анемометра.

Ветер называют по той стороне горизонта, откуда он дует. В каждой местности есть преобладающие ветры. Чтобы нагляднее увидеть преобладание ветра, вычерчивают специальные графики, называемые “розой ветров“. И перед тем, как его построить, я вам предлагаю данные, полученные в нашей Ноябрьской метеостанции, которая находится в аэропорту.

Направление ветра в Ноябрьске:

Ноябрь

Декабрь

с - 3

с - 3

ю - 2

ю - 2

з - 7

з - 2

в - 1

в - 1

с-з - 6

с-з - 6

с-в - 2

с-в - 5

ю-з - 6

ю-з - 9

ю-в - 3

ю-в - 2

Учащиеся вычерчивают под руководством учителя график “розу ветров”, а затем анализируют его.

Бригада экспертов из трех учащихся, с помощью трафаретов, проверяют правильность выполнения работы и оценивают ее.

IV. Закрепление нового материала.

Что называют ветром?

Главная причина возникновения ветра.

Какие вы запомнили ветры?

С помощью каких приборов определяют силу и направление ветра?

Что такое “роза ветров”?

Зачем строят график “розу ветров”?

Какое значение имеет ветер в жизни человека?

V. Подведение итогов. Домашнее задание

Д.з. § 39.

Составить кроссворд.