Учебно-воспитательные задачи:
- сформировать понятие “ветер”;
- на примере дневного бриза дать представление о причинах возникновения ветра; учить определять направление и силу ветра;
- учить вычерчивать “розу ветров”;
- дать представление о разнообразии ветров;
- воспитывать интерес к знаниям о явлениях природы;
- развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: физическая карта мира; глобус; учебные таблицы; рисунки учащихся; дополнительная справочная литература; фотоальбомы.
Тип урока: комбинированный.
Формы и методы: беседа, рассказ, опережающие задания, игровые элементы.
Ход урока
I. Повторение ранее изученного материалаII. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы урока и постановка задач урока.
Назвать явления, происходящие в атмосфере.
III. Изучение нового материала
Многие явления в атмосфере, названные вами, вызываются невидимыми силами. Тем не менее, они настолько грандиозны, что мы постоянно ощущаем их присутствие.
Кто видел ветер? Конечно, никто. Он прозрачен, невидим, но могуч и вездесущ. Его присутствие мы отмечаем то в легком шелесте листвы или в плавном величественном покачивании колосьев, то в неистовом буреломе или шквале, поднимающим тучи пыли.
Каждое утро, когда вы смотрите на термометр и узнаете температуру воздуха, вы также отмечаете, есть ли ветер и насколько он сильный.
А сейчас дайте определение ветра с помощью учебника.
Ученик: | Ветер – движение воздуха в горизонтальном направлении |
Учитель: | Верно. А сейчас мы должны установить причину возникновения ветра. Для этого мы должны вспомнить: |
|
|
|
|
|
|
1. От угла наклона солнечных лучей | |
2. От характера подстилающей поверхности | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Над хорошо прогретой поверхностью воздух нагревается, поднимается вверх, давление при этом уменьшается или увеличивается? (уменьшается).
- С высоты опускается холодный воздух, давление при этом увеличивается или уменьшается? (увеличивается).
Значит, более холодный воздух будет вытеснять более теплый у поверхности. Следовательно, происходит перемещение воздуха.
Мы уже выяснили, что движение воздуха это и есть ветер. Значит, главная причина возникновения ветра – это разница в атмосферном давлении.
Все это можно оформить в виде схемы причинно-следственных связей:
Чем больше разность в давлении, тем сильнее ветер.
Давайте мысленно переместимся на берег моря.
Суша днем нагревается быстрее, чем вода. Нагревшийся от нее теплый воздух расширяется, поднимается вверх до 1-2 километров, где растекается в стороны. Поэтому давление над сушей понижается, а над морем, куда этот воздух приходит, давление повышается.
Более холодный и плотный воздух у поверхности моря устремляется туда, где давление меньше, то есть на сушу. Так образуется дневной морской бриз. Ночью происходит все наоборот.
Есть также постоянные и сезонные ветры.
Самостоятельная работа с учебником.
Учащиеся самостоятельно знакомятся с ветрами муссонами и отвечают на вопросы:
- Что означает слово муссон?
- В чем схожесть и различие между бризом и муссоном?
- Где на территории России дуют муссоны?
А сейчас мы послушаем рассказы о ветрах. Группа ребят получила задание подготовить сообщения о ветрах.
Рассказы учащихся о ветрах:
- пассаты;
- смерчи, торнадо;
- “чудесные” дожди;
- фён;
- бора;
- афганец;
- норд;
- тайфун.
Ветер играет важную роль в природе и жизни человека.
Значение ветра:
Использование ветра человеком
Негативные явления, вызванные силой ветра:
Но не всегда только сильный ветер может быть причиной бедствия.
В тихие, безветренные дни над крупными промышленными городами образовавшийся смог не сможет развеяться из-за отсутствия ветра и это может стать причиной разных бедствий.
Рассказ о событиях 1952 года в Лондоне. (Г. П. Субботин “задачник по географии” стр. 192)
Определение направления и силы ветра.
В давние времена, когда не было приборов, о силе ветра судили по местным признакам: в океане по волнам, по парусу; на суше – по деревьям, дыму из трубы.
С учетом этих признаков разработана специальная шкала, которая позволяет определить скорость ветра в метрах в секунду или его силу в баллах.
Конкурс “Картинная галерея”.
Учащиеся демонстрируют свои рисунки, на которых изображены изменения на местности при различном ветре. Остальные учащиеся должны определить силу ветра с помощью шкалы на форзаце учебника.
Наблюдают за погодой, как вы уже знаете, на метеостанциях. За направлением и силой ветра там наблюдают с помощью специальных приборов:
- направления - флюгера;
- силой - анемометра.
Ветер называют по той стороне горизонта, откуда он дует. В каждой местности есть преобладающие ветры. Чтобы нагляднее увидеть преобладание ветра, вычерчивают специальные графики, называемые “розой ветров“. И перед тем, как его построить, я вам предлагаю данные, полученные в нашей Ноябрьской метеостанции, которая находится в аэропорту.
Направление ветра в Ноябрьске:
Ноябрь |
Декабрь |
с - 3 |
с - 3 |
ю - 2 |
ю - 2 |
з - 7 |
з - 2 |
в - 1 |
в - 1 |
с-з - 6 |
с-з - 6 |
с-в - 2 |
с-в - 5 |
ю-з - 6 |
ю-з - 9 |
ю-в - 3 |
ю-в - 2 |
Учащиеся вычерчивают под руководством учителя график “розу ветров”, а затем анализируют его.
Бригада экспертов из трех учащихся, с помощью трафаретов, проверяют правильность выполнения работы и оценивают ее.
IV. Закрепление нового материала.
Что называют ветром?
Главная причина возникновения ветра.
Какие вы запомнили ветры?
С помощью каких приборов определяют силу и направление ветра?
Что такое “роза ветров”?
Зачем строят график “розу ветров”?
Какое значение имеет ветер в жизни человека?
V. Подведение итогов. Домашнее задание
Д.з. § 39.
Составить кроссворд.