Урок "Как нам жить?" по окружающему миру, 4-й класс, с применением ИКТ

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  1. Научить учеников находить противоречия между хозяйственной деятельностью человека и природой и предлагать способы их устранения.
  2. Сформировать понятие об экологическом типе хозяйства, гармонично сочетающемся с природой.

Оборудование:

  1. Презентация к уроку “Как нам жить?” с применением ИКТ;
  2. Экран, проектор, колонки.
  3. Учебники, тетради.
  4. Иллюстрации разумного сочетания цивилизации и природы.
  5. Приложение: тест “Краб”, тест, вопросы

Ход урока

Презентация

I. Организационный момент.

II. Постановка проблемы и актуализация знаний.

- Обсуждение творческих вопросов домашнего задания прошлого урока.

- Ребята, на прошлом уроке в качестве домашнего задания вы получили творческий вопрос: “Расскажите, как одни изобретения и открытия науки могут прокладывать путь к другим”.

(ответы учащихся)

Проблемная ситуация.

С – 2 Все, что человек может, он делает за счет природы. Люди долго покоряли природу и гордились этим, пока не оказалось, что природа в опасности. Отсюда возникает вопрос: Как нам жить?

Актуализация знаний.

- Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить – что такое экосистемы?

(ответы учащихся)

Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

С –3 Какие они бывают?

(ответы учащихся)

Экосистемы бывают естественными (озеро, болото, луг, лес) и искусственными (поле, аквариум). Искусственные экосистемы не могут поддерживать круговорот веществ без помощи человека.

С – 4 Почему в природных экосистемах животные каждый год снова и снова находят достаточные запасы пищи?

(ответы учащихся)

- Природные экосистемы существуют многие миллионы лет. За это время их обитатели приспособились друг к другу и могут совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

С -5 Что делают люди, чтобы обеспечить себя пищей? Какими способами они добиваются высоких урожаев?

(ответы учащихся)

- Поскольку человек собирает урожай с полей, он вынужден принимать меры, чтобы увеличить урожай. В каждой стране люди стремятся вырастить больше тех растений и животных, которые лучше растут и развиваются в условиях местного климата. Чтобы получить большой урожай на своей земле, земледельцы научились изменять некоторые природные условия, например, путем севооборота – ежегодной смены высеваемых культурных растений. Чтобы увеличить плодородие почвы, в нее вносят дополнительные питательные вещества- органические и минеральные удобрения. В теплицах можно выращивать теплолюбивые растения и получать несколько урожаев в год. Дополнительный полив дает дополнительный урожай. Каналы, проложенные в пустыне, позволяют возделывать ранее бесплодную землю. Ядовитыми порошками можно защитить растения от вредителей и сорняков. Правда, яды могут попасть в собранный урожай, отравить людей и диких животных. Поэтому на смену им приходят иные способы борьбы с вредителями – биологическая борьба с помощью других живых организмов.

С – 6 Как сказывается на жизни людей достижения науки и техники?

(ответы учащихся)

- С одной стороны, достижения науки и техники облегчают жизнь человека, берегут его здоровье и снабжают пищей. Но с другой стороны – воздействие человека приводит к загрязнению природы, появлению новых болезней человека, приход к образу жизни, к которому человек не приспособлен.

С – 7 Сегодня мы будем говорить об одной из главнейших задач, стоящих перед человечеством,- взаимном существовании человека и природы.

III. Совместное открытие знаний.

С – 8 Чем занимались древние люди?

(ответы учащихся)

- Они искали в природе готовую пищу: собирали съедобные ягоды, орехи, грибы, охотились.

- Если они присваивали готовые природные богатства, то их хозяйство называлось…

(ответы учащихся)

- Присваивающим.

С – 9 Почему позже люди научились разводить домашних животных и растения?

(ответы учащихся)

- В тяжелой борьбе за жизнь (неудачная охота, неурожайный год) люди научились выращивать культурные растения и разводить домашних животных.

С – 10 Где они стали жить? Какой род занятий вели?

(ответы учащихся)

Люди стали жить в селах и деревнях. Основными их занятиями стали обработка земли выпас скота.

- Если люди стали позже производить пищу, то их хозяйство можно назвать…

(ответы учащихся)

- Производящим.

- Что входило в производящее хозяйство?

(ответы учащихся)

- Обработка земли, выпас скота.

С – 11 Поле, сад, огород, птичники, животноводческие фермы – это пример какой экосистемы? Почему она так называется?

(ответы учащихся)

- Искусственная экосистема. Искусственные экосистемы не могут поддерживать круговорот веществ без помощи человека.

- Кто в этой экосистеме главный потребитель?

(ответы учащихся)

- Главный потребитель – человек.

- Какие возможности получил человек, создав искусственные экосистемы?

(ответы учащихся)

- Создав искусственные экосистемы, дополнительно производимая пища позволила освободить некоторых людей от тяжелой работы, появились мастера, которые смогли совершенствовать орудия труда. С их помощью удавалось получать больший урожай. Хозяйство разрасталось и вытесняло природные экосистемы.

С – 12 В чем заключается сила человека?

(ответы учащихся)

- Главная сила человека – ум, мышление, знания. Они позволили ему понять и изменить мир.

С – 13 Всегда ли это шло на пользу человеку и окружающей природе?

(ответы учащихся)

- Человеческий разум создал новые, неизвестные природе разновидности живых организмов, новые экосистемы, новые вещества и материалы, он покорил силы природы, нашел новые источники энергии.

Несмотря на достижения в развитии своего производящего хозяйства, человек продолжает брать из природы одни вещества, а возвращать – другие. Круговорот веществ в природе получается незамкнутым: в окружающей среде остается все меньше веществ, нужных человеку, и накапливается все больше ненужных, вредных и ядовитых.

С – 14 Как изменилась природа за время существования человека?

Стало меньше…

Стало больше…

(ответы учащихся)

- За время существования человека стало меньше чистого воздуха, воды, растений, животных, полезных ископаемых, зато стало больше мусора, загрязнения воды и воздуха.

С – 15 Какие возникли последствия от применения человеком силы, которой он обладает?

(ответы учащихся)

- Чем большей силой обладает человек, тем более страшными оказывались последствия неосторожного обращения с этой силой. Все чаще стали происходить на Земле экологические катастрофы, когда становились непригодными для хозяйства – а то и для жизни – огромные территории. Нередко они приводили к многочисленным заболеваниям и гибели людей, животных и растений.

- Что необходимо исправить? К какому типу хозяйства необходимо будет перейти?

(ответы учащихся)

- Необходимо перейти к экологическому типу хозяйствования.

С – 16 Что надо делать? Можем ли мы чем-то помочь?

(ответы учащихся)

- Можем. Ограничить изъятие природных богатств; найти замену невозобновимым полезным ископаемым, восстановить разнообразие диких обитателей природы.

Повторно использовать уже изъятые природные богатства: научиться использовать отходы.

Остановить загрязнение среды: убирать мусор, очищать сточные воды и отработанные газы, возвращать в природу только то, что она в состоянии принять и переработать.

IV. Закрепление.

- Почему могущество человека – большая угроза всему окружающему миру?

(ответы учащихся)

Тест – “Как нам жить?”- поможет проверить знания, полученные на уроках окружающего мира. (Приложение)

- В заключении хочется вспомнить слова Л.Н. Толстого о старике и яблонях:

Старик сажал яблони. Ему сказали: “Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочка”.

Старик сказал: “Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут”…

Задумайтесь, ребята, над словами старика. Пусть они станут вашим девизом в жизни.

V. Домашнее задание: