Цели:
- Научить учеников находить противоречия между хозяйственной деятельностью человека и природой и предлагать способы их устранения.
- Сформировать понятие об экологическом типе хозяйства, гармонично сочетающемся с природой.
Оборудование:
- Презентация к уроку “Как нам жить?” с применением ИКТ;
- Экран, проектор, колонки.
- Учебники, тетради.
- Иллюстрации разумного сочетания цивилизации и природы.
- Приложение: тест “Краб”, тест, вопросы
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка проблемы и актуализация знаний.
- Обсуждение творческих вопросов домашнего задания прошлого урока.
- Ребята, на прошлом уроке в качестве домашнего задания вы получили творческий вопрос: “Расскажите, как одни изобретения и открытия науки могут прокладывать путь к другим”.
(ответы учащихся)
Проблемная ситуация.
С – 2 Все, что человек может, он делает за счет природы. Люди долго покоряли природу и гордились этим, пока не оказалось, что природа в опасности. Отсюда возникает вопрос: Как нам жить?
Актуализация знаний.
- Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить – что такое экосистемы?
(ответы учащихся)
Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.
С –3 Какие они бывают?
(ответы учащихся)
Экосистемы бывают естественными (озеро, болото, луг, лес) и искусственными (поле, аквариум). Искусственные экосистемы не могут поддерживать круговорот веществ без помощи человека.
С – 4 Почему в природных экосистемах животные каждый год снова и снова находят достаточные запасы пищи?
(ответы учащихся)
- Природные экосистемы существуют многие миллионы лет. За это время их обитатели приспособились друг к другу и могут совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.
С -5 Что делают люди, чтобы обеспечить себя пищей? Какими способами они добиваются высоких урожаев?
(ответы учащихся)
- Поскольку человек собирает урожай с полей, он вынужден принимать меры, чтобы увеличить урожай. В каждой стране люди стремятся вырастить больше тех растений и животных, которые лучше растут и развиваются в условиях местного климата. Чтобы получить большой урожай на своей земле, земледельцы научились изменять некоторые природные условия, например, путем севооборота – ежегодной смены высеваемых культурных растений. Чтобы увеличить плодородие почвы, в нее вносят дополнительные питательные вещества- органические и минеральные удобрения. В теплицах можно выращивать теплолюбивые растения и получать несколько урожаев в год. Дополнительный полив дает дополнительный урожай. Каналы, проложенные в пустыне, позволяют возделывать ранее бесплодную землю. Ядовитыми порошками можно защитить растения от вредителей и сорняков. Правда, яды могут попасть в собранный урожай, отравить людей и диких животных. Поэтому на смену им приходят иные способы борьбы с вредителями – биологическая борьба с помощью других живых организмов.
С – 6 Как сказывается на жизни людей достижения науки и техники?
(ответы учащихся)
- С одной стороны, достижения науки и техники облегчают жизнь человека, берегут его здоровье и снабжают пищей. Но с другой стороны – воздействие человека приводит к загрязнению природы, появлению новых болезней человека, приход к образу жизни, к которому человек не приспособлен.
С – 7 Сегодня мы будем говорить об одной из главнейших задач, стоящих перед человечеством,- взаимном существовании человека и природы.
III. Совместное открытие знаний.
С – 8 Чем занимались древние люди?
(ответы учащихся)
- Они искали в природе готовую пищу: собирали съедобные ягоды, орехи, грибы, охотились.
- Если они присваивали готовые природные богатства, то их хозяйство называлось…
(ответы учащихся)
- Присваивающим.
С – 9 Почему позже люди научились разводить домашних животных и растения?
(ответы учащихся)
- В тяжелой борьбе за жизнь (неудачная охота, неурожайный год) люди научились выращивать культурные растения и разводить домашних животных.
С – 10 Где они стали жить? Какой род занятий вели?
(ответы учащихся)
Люди стали жить в селах и деревнях. Основными их занятиями стали обработка земли выпас скота.
- Если люди стали позже производить пищу, то их хозяйство можно назвать…
(ответы учащихся)
- Производящим.
- Что входило в производящее хозяйство?
(ответы учащихся)
- Обработка земли, выпас скота.
С – 11 Поле, сад, огород, птичники, животноводческие фермы – это пример какой экосистемы? Почему она так называется?
(ответы учащихся)
- Искусственная экосистема. Искусственные экосистемы не могут поддерживать круговорот веществ без помощи человека.
- Кто в этой экосистеме главный потребитель?
(ответы учащихся)
- Главный потребитель – человек.
- Какие возможности получил человек, создав искусственные экосистемы?
(ответы учащихся)
- Создав искусственные экосистемы, дополнительно производимая пища позволила освободить некоторых людей от тяжелой работы, появились мастера, которые смогли совершенствовать орудия труда. С их помощью удавалось получать больший урожай. Хозяйство разрасталось и вытесняло природные экосистемы.
С – 12 В чем заключается сила человека?
(ответы учащихся)
- Главная сила человека – ум, мышление, знания. Они позволили ему понять и изменить мир.
С – 13 Всегда ли это шло на пользу человеку и окружающей природе?
(ответы учащихся)
- Человеческий разум создал новые, неизвестные природе разновидности живых организмов, новые экосистемы, новые вещества и материалы, он покорил силы природы, нашел новые источники энергии.
Несмотря на достижения в развитии своего производящего хозяйства, человек продолжает брать из природы одни вещества, а возвращать – другие. Круговорот веществ в природе получается незамкнутым: в окружающей среде остается все меньше веществ, нужных человеку, и накапливается все больше ненужных, вредных и ядовитых.
С – 14 Как изменилась природа за время существования человека?
Стало меньше…
Стало больше…
(ответы учащихся)
- За время существования человека стало меньше чистого воздуха, воды, растений, животных, полезных ископаемых, зато стало больше мусора, загрязнения воды и воздуха.
С – 15 Какие возникли последствия от применения человеком силы, которой он обладает?
(ответы учащихся)
- Чем большей силой обладает человек, тем более страшными оказывались последствия неосторожного обращения с этой силой. Все чаще стали происходить на Земле экологические катастрофы, когда становились непригодными для хозяйства – а то и для жизни – огромные территории. Нередко они приводили к многочисленным заболеваниям и гибели людей, животных и растений.
- Что необходимо исправить? К какому типу хозяйства необходимо будет перейти?
(ответы учащихся)
- Необходимо перейти к экологическому типу хозяйствования.
С – 16 Что надо делать? Можем ли мы чем-то помочь?
(ответы учащихся)
- Можем. Ограничить изъятие природных богатств; найти замену невозобновимым полезным ископаемым, восстановить разнообразие диких обитателей природы.
Повторно использовать уже изъятые природные богатства: научиться использовать отходы.
Остановить загрязнение среды: убирать мусор, очищать сточные воды и отработанные газы, возвращать в природу только то, что она в состоянии принять и переработать.
IV. Закрепление.
- Почему могущество человека – большая угроза всему окружающему миру?
(ответы учащихся)
Тест – “Как нам жить?”- поможет проверить знания, полученные на уроках окружающего мира. (Приложение)
- В заключении хочется вспомнить слова Л.Н. Толстого о старике и яблонях:
Старик сажал яблони. Ему сказали: “Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочка”.
Старик сказал: “Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут”…
Задумайтесь, ребята, над словами старика. Пусть они станут вашим девизом в жизни.
V. Домашнее задание: