Цель:
- содействие развитию эмоциональной культуры школьников.
Задачи:
- научить учащихся выражать свои впечатления от музыки;
- объединить различные виды искусства; музыку, поэзию, рисование;
- накапливать положительный эмоциональный опыт от восприятия музыки и творческой деятельности;
- формировать ценностное отношение к русской музыке;
- дать учащимся представление о том, что композиторы, поэты и художники могут изображать разное состояние природы и передавать определенные настроения и чувства человека, созвучны этим картинам природы;
- дать понятие о звукоизобразительности в музыке.
Оргформа: развлечение.
Оборудование:
- картины с изображением осенних пейзажей;
- выставка работ учащихся на тему “ Золотая осень”;
- портрет Чайковского;
- выставка работ после каждого развлечения “Что мы услышали в музыке”;
- решение кроссвордов по каждой из четырех тем (“Осень”, “Зима”, “Весна”, “Лето”);
- запись произведений Чайковского из цикла “Времена года” в исполнении ансамбля скрипачей Сибири под руководством Михаила Порхоновского.
Ход занятия
Педагог: У каждого человека в жизни бывают разные переживания: радостные и печальные, тревожные и светлые. Композиторы, художники, поэты выражают свои переживания в звуках музыке, картинах, стихах.
Русский композитор Петр Ильич Чайковский и скрипка… Величайший мелодист и самый певучий, согревающий душу инструмент. Встреча с ним ждёт нас во “Временах года”. Это 12 картин, двенадцать разных настроений. У каждого из этих пьес есть своё название (например; сентябрь называется “Охота”).
У великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина есть стихи, созвучные настроению этой музыки:
Пора, пора! Рога трубят!
Псари в охотничьих уборах,
Чем свет уж на конях сидят,
Борзые прыгают на сворах.
(Учащиеся слушают 59 из цикла “Времена года”, “ Охота”)
- О каком настроении, о каких чувствах нам рассказала музыка? (бодрость, веселье)
- А какое настроение выражено в этих поэтических строках?
Осень, осыпает весь наш бедный сад,
Листья пожелтели, по ветру летят.
(А. Толстой)
Дети: Грустное, печальное.
Педагог: В этих строках Алексея Толстого выражено чувство любования красотой природы, восхищения ею, но оно окрашено грустью. Строки этих стихов созвучны с настроением следующего произведения П.И. Чайковского из цикла “Времена года”- “Осенняя песнь” (октябрь).
(Ребята слушают)
Педагог: Да, душевные переживания человека, чувства печали, созвучные грустной картине природы, выражены в звуках этого произведения.
Ребята, рисуя в музыке картины природы, композиторы часто пользуются звукоизобразительными приёмами, т. е. музыка может подражать звукам природы: пение птиц, журчание ручейка, шум морского прибоя, шелест леса, раскаты грома.
В альбоме “Времена года” ноябрь назван “На тройке” . Основная тема пьесы – широкая песенная мелодия русского склада. В средней части плавному и спокойному движению средней темы противопоставлена весёлая, задорная тема плясового склада. Пётр Ильич Чайковский применяет звукоизобразительный приём. Тема сопровождается как бы лёгким позваниванием бубенчиков.
(Учащиеся слушают произведение и услышав позванивание бубенчиков, делятся мнениями)
- Что возникло в нашем воображении?
Педагог: Возникает картина заснеженной зимней дороги и мчащейся по ней тройки – образ, излюбленный в русской поэзии и песенном творчестве. К концу пьесы музыка постепенно затихает и перемещается в нижний регистр. Замерли последние звуки тройки, скрылись вдали. Нарисуйте дома то, что вы услышали в музыке.
Решите кроссворд
По вертикали:
1. Название второго осеннего месяца.
2. Название ноября в цикле “ Времена года”.
5. Название третьего осеннего месяца.
По горизонтали:
1. Название пьесы сентябрь.
3.Название первого осеннего месяца.
4.Название пьесы октябрь.