Девиз:
Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить.
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Всё воспринять и снова воплотить.
Методический комментарий: задания игры составлены на основе учебного материала предметов “Музеи мира” (темы: “Мир музея”, “Крупнейшие музеи мира”, “Истории искусств” и “Мастера западноевропейского искусства XVII века”). Такого рода интеграция обусловлена подготовкой учащихся к предстоящей олимпиаде по истории искусств “Западноевропейское искусство XVI – XVII в.”.
Цели:
обучающие: контроль, коррекция и дифференциация знаний, умений и навыков, полученных как на уроках “Истории искусств”, “Музеи мира”, так и добытых в ходе активного поиска;
развивающие:
- формирование ключевых компетенций: изучать (сравнивать, классифицировать, извлекать пользу из опыта), думать (анализировать, выделять главное, мыслить, выдвигать идеи), сотрудничать (работать в паре, в группе, принимать решение, корректно вести дискуссию), адаптироваться (находить новые решения, аргументировано излагать свои идеи, быть стойким перед трудностями).
- развитие познавательной и творческой активности
- развитие интереса к предметам “История искусств”, “Музеи мира”, вопросам культуры и искусства
воспитывающие:
- воспитание чувства уважения к произведениям искусства
- воспитание чувства патриотизма через знакомство с крупнейшими российскими сокровищницами мирового искусства
- формирование толерантности учащихся через изучение различных художественно – эстетических воззрений и творческих методов западноевропейских художников XVI - XVII в.
Методический комментарий: задания игры очень разнообразны, что позволит каждому участнику проявить себя, реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал.
Оборудование:
- мультимедийный проектор
- наглядный материал, оформленный в программе “Power Point” (презентация)
- музыкальный центр
Ход игры
Организационный момент. Представление профессионального и детского жюри.
Раунд № 1. Разминка. “Мастера и шедевры”.
Каждому участнику задаётся по 1 вопросу. За каждый правильный ответ – 1 балл. За полноту и аргументированность – дополнительный балл.
Методический комментарий: в этом задании использованы вопросы из кроссвордов, составленных учащимися групп “А”, “В” 2 класса.
Участники должны продемонстрировать не только знание конкретных фактов, особенностей творческого почерка мастеров, но умение аргументировать свои ответы.
Кому принадлежит высказывание: “Я сделал мрамор гибким, как воск”? Аргументируйте ответ. (Ответ: Л. Бернини).
Вам предложен вариант входного билета в музей работ Л. Бернини, но название музея не указано. В каком музее можно видеть большую коллекцию работ скульптора? (Ответ: Галерея Боргезе, Рим).
На картине “Менины” мы видим человека с крестом на груди. Кто это? Что означает крест? (Ответ: Д. Веласкес. Крест – знак королевского признания).
Причиной отказа монахов принять это произведение послужила слишком реалистическое изображение святых. Более того, главный персонаж писался с утопленницы. Что это за картина? Кто её автор? (М. да Караваджо. “Успение Марии”).
Первая в истории западноевропейской живописи подлинно историческая картина, выполненная по заказу испанского короля. Не триумф победителей, а достоинство, уважение к побеждённым показал автор. О какой работе идёт речь? Ещё, к какому жанру живописи можно отнести этот шедевр? (Ответ: Д.Веласкес “Сдача Бреды”, батальный).
Гильдия Святого Луки – это объединение монахов, скульпторов, или художников? (художников).
Назовите древнегреческую музу, покровительницу изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры. (В древности не было музы изобразительного искусства, потому что живопись, скульптура и архитектура считались ремёслами).
Этого величайшего художника, современники называли “королем живописцев и живописцем королей”. Его творческое наследие огромно — около трех тысяч произведений, написанных самостоятельно и с помощью своих учеников. И.Е. Репин в своем письме к В.В. Стасову назвал его Шекспиром в живописи. Кто это? Почему? (Рубенс).
Узнайте картины по фрагментам: Я. Йорданс. Бобовый король, П.П. Рубенс. Сцена охоты, Ван Дейк. Автопортрет, П.П. Рубенс. Союз Земли и Воды
Найди ошибки. Характерные черты стиля барокко:
- пышность, торжественность, монументальность
- отсутствие декора (украшений на фасадах зданий, в интерьере)
- ясность, строгость композиции
- динамизм
- стремление к синтезу всех видов искусства
- смелые контрасты масштабов, света и тени, объёмов и т д.
Раунд № 2. Логические цепочки.
В представленном наборе иллюстраций необходимо найти общую тему, мысль, на основе которой следует объединить произведения, исключая лишние. (Задание выполняется в парах. За каждый правильный, аргументированный ответ – 5 баллов).
Методический комментарий: это творческое задание имеет несколько вариантов решения. Каждый участник может предложить и обосновать свою версию, творчески переработав и применив на практике информацию, полученную на уроках и в ходе выполнения самостоятельных работ, подготовки сообщений, написания рефератов и т д. Это - центральное задание игры - одно из самых сложных, поскольку требует не только знания конкретных произведений, но историю их создания, биографических сведений об авторах, стилистических особенностей творчества. Поэтому умение провести столь сложный анализ оценивается высоко – 5 баллов. На его выполнение отводится большее количество времени, чем на остальные.
Цепочка №1.
- Музей Прадо. Испания. Мадрид.
- Д. Веласкес. “Филипп IV” (“Серебряный Филипп”).
- Д.Веласкес. “Менины”.
- М да Караваджо. “Давид с головой Голиафа”.
- Эль Греко. “Погребение графа Оргаса”.
- П. П. Рубенс. “Портрет Клары Серены”
Варианты ответов:
- Общее - искусство Испании, лишнее – произведения Рубенса, Караваджо.
- Общее – все работы находятся в музее Прадо, кроме портрета Клары Серены.
- Общее – в картинах выписаны автопортреты художников и портреты их детей. Лишние – Прадо и портрет Филиппа IV.
Цепочка №2.
- Б. Растрелли. Зимний Дворец.
- Интерьер зимнего Дворца. Иорданская лестница.
- Коллекция миниатюрных фигурок из жемчуга.
- П.П.Рубенс “Прометей”.
- М.Д. Пёппельман. Цвингер.
Звучит: А. Вивальди “Времена года”. “Лето”.
Варианты ответов:
- Общая тема – “стиль барокко” (в статуэтках – жемчужина неправильной формы – связь с термином “барокко”).
- Общая тема – Музеи – Эрмитаж, Цвингер, в ансамбль которого входит Дрезденская картинная галерея. “Персей и Андромеда” - из Эрмитажа. Фигурки – лишние.
Цепочка № 3.
- П.П. Рубенс. “Битва с амазонками”.
- П.П. Рубенс. “Союз Земли и Воды”.
- М да Караваджо. “Вакх”.
- Л.Бернини. “Давид”.
- Д.Веласкес. “Торжество Вакха”.
- Эль Греко. “Троица”.
- Рембрандт Ван Рейн. “Вирсавия”.
Варианты ответов:
Можно разделить сюжеты на мифологические и библейские.
Возможно разделить на произведения, в которых ярко проявляется стиль барокко (Рубенс, Караваджо, Бернини, Эль Греко) и работы, Веласкеса, Рембрандта, где доминирует реалистичность изображений.
Цепочка № 4.
- Л.Бернини. Бюст Ш. Боргезе.
- Л.Бернини. “Похищение Прозерпины”.
- Вилла Боргезе.
- ?
Задание: найти логику и вместо вопроса предложить свой вариант репродукции.
Варианты ответов:
- Тема: “Кардинал Боргезе и его коллекция произведений Бернини”.
- Тема: “Творчество Бернини”. Вставить можно любое произведение мастера, например, ансамбль площади Св. Петра в Риме.
Раунд № 3. “Краткость – сестра таланта”. Личное первенство.
Методический комментарий: В современном мире необходимо отметить возрастание требований к уровню владения словом. Кроме того, многие учащиеся имеют высокий интеллектуальный и творческий потенциал. Выполнение подобного рода заданий способствует формированию навыков самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.
Конкурс на самое краткое и точное определение понятиям и терминам: шедевр, коллекция, нумизмат, реставратор. (За самое краткое определение – 5 баллов. За верное – 2).
Творческое задание: книгам о художниках Эль Греко, Караваджо, Веласкесе, Рубенсе для детей подготовительной группы художественного отделения необходимо придумать простые, ясные, интересные, но ёмкие названия, отражающие суть творчества художников. (Самый высокий балл – 5).
Соотнесите понятия с определениями. (За каждый правильный ответ – 1 балл).
Плафон | Ярмарочное гулянье в Нидерландах. |
Бодегон | Потолок, или его центральная часть, украшенная живописным, либо скульптурным изображением, орнаментом. |
Киворий | В переводе с испанского “харчевня”. Картина с изображением лавки или трактира. |
Кермесса | Покрывающий основу (холст, картон, дерево и т. д.) промежуточный слой, на который наносят краски. |
Грунт | В христианских храмах дарохранительница, позже алтарная сень, поддерживаемая колоннами и богато украшенная. |
Раунд № 4. Анаграмма.
В таблице зашифрованы названия крупнейших музеев мира. За каждый ответ – 1 балл.
Методический комментарий: задание на внимание, быстроту реакции, знание музеев мира и их коллекций.
И | И | Т | Е | Т | Т | Р | Е | Т | Р |
М | Р | У | С | С | К | И | Й | Ь | Я |
У | Л | Г | А | Л | Е | Р | Е | Я | Б |
З | У | В | Р | Р | П | Р | А | Д | О |
Е | Т | Р | Е | Т | Ь | Я | К | О | Р |
Й | Э | М | Е | Д | Ц | Ы | Ь | В | Г |
Ч | В | Э | Р | М | И | Й | С | С | Е |
И | Х | О | К | А | Т | А | Ж | К | З |
Э | С | Л | О | С | А | Э | О | А | Я |
И | В | Ц | В | И | Н | Г | Е | Р | Л |
Раунд № 5. Видеовопрос.
Демонстрируется видеоролик, посвящённый творчеству Рубенса, созданный учащейся 2 кл. гр. “А” Выломовой И.
Знатокам необходимо назвать известные произведения. (За каждое точное название – 1 балл.)
Раунд № 6. Творческое домашнее задание.
Участникам предложено нарисовать букву в стиле барокко. Оценивается от 1 до 5 баллов.
Подведение итогов игры, оглашение результатов. Беседа с участниками о трудностях и проблемах, возникших при выполнении заданий игры.
Литература, рекомендуемая для подготовки детям.
- Анненкова Л. Стиль причудливых строгостей. // Ю/х. – 1988, № 5
- Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. - М., 1963.
- Библейские и мифологические и мифологические сюжеты.– М., 2001. (Детский музей. Живопись северной Европы.)
- Бялик В. Портрет жены художника (Рубенс, Рембрандт). // Ю/х. – 2001, № 3.
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 1989.
- Жанровые сцены. – М., 2002. (Детский музей. Живопись северной Европы.)
- Ионина Н.А. 100 великих картин. – М.: Вече, 2004.
- Ионина Н.А. 100 великих музеев мира. – М., 1999.
- Кашекова И.Э. От античности до модерна: стили в художественной культуре. – М., 2000.
- Клод Н., Бриджит Б. Искусство. Энциклопедия для юношества. – М., 2000.
- Мир вещей. Современная энциклопедия. – М.: Аванта +, 2003.
- Расторгуев А. Ватикан. Мост через века. // GEO, 1998, № 2.
- Самин Д.К. 100 великих памятников. – М.: Вече, 2002.
- Пейзажи.– М., 2002. (Детский музей. Живопись северной Европы.)
- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – М., 1996.
- Стивенсон Н. Архитектура. – М., 2000.
- Сто великих скульпторов /Авт. – сост. С.А. Мусский. – М.: Вече, 2002.
- “Художественная галерея” № 9 (Рембрандт), №11(Караваджо), №15(Эль Греко).
- Художник и мир. Художник и история: Хрестоматия / Авт.-сост.: Сечин А.Г., Лысюк В.Г., Бойко Т.Н. – Спб., 2005.
- Энциклопедический словарь юного художника. - М., 1983.
- Энциклопедия для детей. Искусство. Т 1, 2. Ред. Аксенова. - М., 1997.
Электронные книги, обучающие программы.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2004.
- “Великое наследие”. Живопись и скульптура. ИД “Равновесие”, 2004.
- Иллюстрированная художественная энциклопедия для детей и родителей Прогулки по Лувру. “Медиахаус”, 2004.
- Культурология. Русская художественная культура в контексте культуры народов мира, диск № 2.
- Электронная энциклопедия “Барокко”. (Изд. "Директмедиа Паблишинг". Москва, 2004
- Электронная энциклопедия “Мастера портрета”. “Равновесие”, 2006.
- Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. “Коминфо”, Центр ПИК, 2004.
- “Учимся понимать архитектуру” практический курс из серии “Школа развития личности” Кирилла и Мефодия, 2007.
Интернет ресурсы.
- Подробная биография Рембрандта, иллюстрации с короткими комментариями - http: // rang. narod.ru/remrandt/life.htm
- Сайт Эрмитажа - www/hermitagemuseum.org.
- Сайт музея Прадо – museoprado.msu.es.
- Сайт Лувра – www.Louvre.fr.
- Государственный музей королевства Нидерландов (Рийксмузей). Амстердам-www.Rijksmuseum.nl/index.jsp.
Методическая литература.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М., 1974.
- Иванова Е. Игровые методы в работе художественного музея с детско-юношеской аудиторией. // Музей подрастающего поколения. Вып. 2. – С.-Пб., 1992.
- Искусство. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки, ИЗО. Спецвыпуски: Рембрандт-№18, 2005г., Веласкес-№19, 2006г., Ян Вермеер Делфтский-№22,2007г.
- Калинина Е.В. Мировая художественная культура. Тесты по культуре зарубежных стран. М., 2000г.
- Лепская Н. Опыт диагностики художественного восприятия. // Искусство в школе, 2004, № 1.
- Наследова В.Н. Пресс-конференция на тему “Музеи мира”. Методические рекомендации (путь к педагогическому мастерству). – Челябинск, 1991.
- Прозорова А.В. Развитие ассоциативного восприятия. // Музей подрастающего поколения (из опыта музейно-педагогической работы научного отдела художественного воспитания детей и юношества). Вып. 1. – Л., 1991.
- Рева Н.Д. Роль дидактических игр в художественном воспитании детей младшего возраста. // Музей подрастающего поколения (из опыта музейно-педагогической работы научного отдела художественного воспитания детей и юношества). Вып. 1. – Л., 1991.
- Савенкова Л. Интеграция в художественной педагогике ИЗО. // Искусство в школе, 2001, № 4.
- Столяров Б.А. Музей в пространстве художественной культуры и образования. СПб., 2007.
- Столяров Б.А. Современные аспекты педагогической деятельности художественного музея. // Музей подрастающего поколения (труды научно-практического центра по проблемам музейной педагогики). Вып. 3. – С.-Пб., 1993.