Цели урока: создание условий для:
- повторения и обобщения изученного материала по данной теме.
- ликвидировать имеющиеся пробелы учащихся.
- привести в систему полученные знания.
Задачи урока:
- определить уровень усвоения основных понятий и свойств квадратичной функции, алгоритма построения параболы.
- способствовать проявлению результатов учебного труда на личностном уровне, проявлению способностей.
Оборудование:
- Карточки с индивидуальными заданиями для работы у доски (№1,2,3)
- Тестовые задания для всего класса (вариант 1,2)
- Карточки для коллективной работы (6)
- Разноуровневые задания для самостоятельной работы в парах (А,В,С)
Тип урока: повторительно-обобщающий
Оргформа: урок-практикум
ХОД УРОКА:
1. Повторение основных понятий:
1) У доски работают 3 учащихся по индивидуальным карточкам.
Карточка №1
Постройте в одной системе координат графики функций: у = х2, у = (х+2)2, у = (х+2)2-2
Карточка №2
Постройте график функции у = х2-2х+1 , применив формулу сокращенного умножения
Карточка №3
Постройте график функции у = х2-4х+1, применив метод выделения полного квадрата.
2) Класс работает по тестовым заданиям.
Вариант 1
1. Какая из перечисленных функций является квадратичной:
а) у = 2х2+2х+1; в)у = 6/х; б)у = 3х+4; г)у = 5х.
2.Запишите уравнение прямой, которая является осью симметрии параболы:
а) х = 4; б) х = -4; в) х = 1/4; г) х = 2.
3.Найти координаты вершины параболы у = 2х2+4х-1
а) (1;3); б) (-1;3); в) (-1;-3); г) (1;-3).
Вариант 2
1. Какая из перечисленных функций является ограниченной сверху:
а) у = х2+5х-;3 в)у = -2х2+х-8; б) у = 3х2 ; г) у = х+5.
2. Уравнение оси симметрии параболы у=х2+ 2х +2 имеет вид:
а) х = 1; б) х = - 1; в) х = 2; г) х = ?.
3. Координаты вершины параболы у = - х2+2х – 1:
а)(0;1); б) (1;0); в) (- 1;1 ); г) (1 ;1).
Учитель проверяет работы учащихся, выставляет оценки за тестовые задания.
Таблица – шаблон ответов
№ задания |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1 |
а) |
в) |
2 |
в) |
б) |
3 |
в) |
б) |
3) Защита решений индивидуальных заданий учащимися, работающими у доски.
II. Коллективная работа
1) Выполнение заданий, связанных со знанием квадратичной функции, ее свойств, алгоритма построения параболы.
а) Найдите координаты вершины параболы:
1 вариант | 2 вариант |
у = х2 – 4х+ 7 | у = - 2х2 + 4х – 1 |
(2;3) | (1;1) |
б) Найдите наименьшее и наибольшее значение функции у = 2х2 +4х – 1 на:
в) Определите число решений системы уравнений:
Подведем итог этого этапа:
- Дайте определение квадратичной функции. Привести примеры
- Вспомните свойства квадратичной функции у =ах2 при а > 0 и при а < 0 .
- Повторите алгоритм построения параболы у = ах2 + вх + с.
III. Самостоятельная работа в парах.
Каждая пара получает задание – карточку своего уровня. (А, В, С)
Уровень А
1) Парабола задана уравнением у = х2 – 4х – 5.
а) Найдите координаты вершины параболы.
б) Вверх или вниз направлены ветви параболы?
Почему?
в) Постройте параболу.
г) Найдите координаты точек пересечения с осью
абсцисс.
2) Найти наименьшее значение функции у = х2 + 4х + 4.
Уровень В
1) Постройте график функции у = - х2 + 2х + 8 и опишите ее свойства.
2) Найдите координаты точек пересечения параболы у = 2х2 – 3 х – 9 с осями координат.
Уровень С
1) Постройте график функции у = f(х), где
Перечислите свойства функции.
2) Постройте график функции у = 2х2 - 4х + 5,используя метод выделения полного квадрата.
Учащиеся, работая в парах, помогают друг другу.
По окончании работы ученики оценивают свою работу:
а) решил сам без ошибок и помог товарищу - “5”
б) решил сам, но консультировался у товарища - “4”
в) решал с помощью товарища и учителя - “3”
IV. Итог урока
1. Самооценка труда учащихся:
- Выполнил ли программу урока полностью.
- Какие испытывал затруднения и что повторить.
- В каких знаниях уверен.
- Продвинулся ли в знаниях, умениях и навыках на уроке?
2. Оценка труда товарищей:
- Результативным ли был урок сегодня?
- Кто внес наибольший вклад в результаты?
- Над чем следует поработать?
3. Оценка результатов учителем :
- Оценка работы класса – активность, неординарность, уровень самоорганизации, прилежание.
4. Выводы по уроку.
V. Домашнее задание:
(Для тех, кто получил оценку ниже желаемой) № 471,477.