Задачи:
- знакомство с историей возникновения искусства оригами;
- обучение технике складывания фигуры из базовой
формы “треугольник”;
развитие конструктивных способностей детей”; - воспитание культуры общения;
- воспитание бережного отношения к животным.
Оборудование:
- Аппликационное решение - дворик на ватмане;
- Аппликационный материал для обучающихся - 8 наборов;
- Клей-8 шт.;
- Демонстрационный образец - собака;
- Конверт с набором фигур - 8 шт.;
- Девочка Оригами, сложенная из бумаги;
- Конверты с карточками “мордашками” - 8 шт.;
- “Молодчинки” (собаки – картинки) - 8 шт.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Настрой на работу.
1. Прием педагогической техники “Знакомство”.
Формула: педагог передает девочку Оригами детям, которые затем передают ее по кругу, здороваясь с ней и проговаривая свое имя.
Педагог. Здравствуйте, ребята. К нам в гости пришла девочка Оригами. Давайте ' поздороваемся с ней и при этом назовем свое имя, передавая девочку друг другу по кругу.
2. Прием педагогической техники “Мордашки”.
Формула: для психологической разгрузки педагог вводит в занятие элементы игры с помощью карточек с рисунком лица улыбающегося, серьезного и грустного.
Педагог. А теперь посмотрите, ребята, на эти мордашки. Покажите, пожалуйста, какая из них соответствует вашему настроению.
II. Вступление в тему.
1. Прием педагогической техники “Путешествие”.
Формула: педагог при помощи девочки Оригами рассказывает детям историю возникновения данного вида искусства.
Педагог. Сегодня на занятии мы с вами совершим путешествие в страну Оригами, научимся складывать фигуру животного, а какую, вы узнаете позже.
Итак, мы начинаем наше путешествие. Много веков назад, в Китае, была изобретена бумага. Люди стали складывать из нее разные фигуры. Но все же ни у кого не возникла мысль развивать этот вид деятельности. И вот, спустя некоторое время, и уже не в Китае, а в Японии возникло оригами как вид искусства. Первые изделия из оригами стали появляться в японских храмах императорского двора. Хочу сказать, что придворные должны были обладать навыками в искусстве складывания оригами. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Умение складывать из бумаги стало одним из признаков хорошего .образования и изысканных манер. Многие знатные семьи, например, использовали фигурки оригами как герб или печать. Долго путешествовало оригами по странам и вот, в 1978 году оно пришло к нам в Россию
2.Прием педагогической техники “Удивляй”.
Формула: хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивление. Педагог находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Педагог. Вместе с девочкой Оригами к нам пришел еще один гость. Но мы узнаем его, отгадав загадку:
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
(Собака). Итак, ребята, тема занятия “Изготовления собаки из базовой формы “треугольник”.
III. Формирование новых понятий и способов действия.
1. Прием педагогической техники “Делай, как я”.
Формула: педагог складывает фигуру, дети повторяют за ним движения под команду
“Делай как я”
Педагог. Чтобы у вас получилась красивая собака, вы должны запомнить два правила:
1.Все действия выполняются на столе. 2.Действия выполняются после команды “Делай, как я”.
Итак, у каждого из вас есть наборы заготовок фигур, необходимые для работы. Возьмите квадрат под номером №1 (12x12) и посмотрите, как я сделаю базовую форму “треугольник”. Теперь приготовьтесь и по команде “Делай, как я”, выполняйте действия.
А теперь на основе базовой формы мы будем делать вот такую собаку. [Посмотрите на нее, ребята, и скажите: из каких частей она состоит?
Дети. Голова, туловище, уши и т.д.
Педагог. Итак, начинаем работу. Сейчас мы будем делать голову для нашего друга из получившейся базовой формы “треугольник”.
1. Перегните правую часть детали на левую, затем угол согните “долиной”. То же самое сделайте с левой частью и переверните.
“Делай, как я” (дети выполняют задание).
2. Согните верхний угол назад, а боковые уголки опустите вниз.
Посмотрите, вот получились голова и уши.
3. Теперь сделаем глаза собаке. Возьмите квадрат №2 (6x6), сложите базовую форму “треугольник”. Опустите боковые стороны.
“Делай, как я” (дети выполняют задание).
4. Раскройте “кармашки”.
“Делай, как я” (дети выполняют задание).
5. Опустите уголки и поверните работу.
“Делай, как я” (дети выполняют задание).
6. Согните указанные части назад. Вырежьте черные полоски и приклейте их к глазам, “Делай, как я” (дети выполняют задание).
7. Теперь сделаем мордочку. Возьмем черный квадрат №3 (5x5) и сложим уже знакомую нам базовую форму “треугольник” цветной стороной вовнутрь. Согните боковые уголки назад, а верхний уголок согните так: первый слой на себя, а второй - от себя.
“Делай, как я” (дети выполняют задание).
8. Приклеим мордочку и глаза к голове
“Делай, как я (дети выполняют задания)
Педагог. Сейчас, ребята, мы с вами немного прервемся от работы и отдохнем.
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, потянули,
Спрятали за спину их,
Оглянулись:
Через правое плечо,
Через левое плечо,
Дружно присели,
Пяточки задели,
На носочки, поднялись,
Опустили руки вниз.
(Выполняют с удовольствием данные упражнения)
Педагог. Молодцы, ребята. Продолжим нашу работу.
9. Сейчас мы будем делать туловище. Для этого возьмите квадрат 4(15x15) и сложите базовую форму “треугольник”.
“Делай, как я” (дети выполняют задание).
10. Перегните треугольник пополам.
“Делай, как я” (дети выполняют задание).
11. Опустите верхние стороны к линии перегиба.
“Делай, как я” (дети выполняют задание).
12. Перегните нижние углы. Обратите внимание: линия перегиба идет вдоль нижней стороны.
“Делай, как я” (дети выполняют задание).
13. Заверните нижние уголки вовнутрь, сделайте складки – молнии”. “•Делай, как я” (дети выполняют задание).
14. А теперь давайте приклеим голову к туловищу. “Делай как я” (дети выполняют задание)
Итак, ребята, наша собака готова. Мне бы хотелось узнать, какие эмоции она у вас вызывает.
2. Прием педагогической техники “Мордашки”.
Формула: для психологической разгрузки педагог вводит в занятие элементы игры с помощью карточек с рисунками лица улыбающегося, серьезного и грустного.
Педагог. Какая мордашка соответствует вашему настроению теперь? Покажите ее. (Ребенок сам осознаёт свое состояние и делится им с педагогом и другими ребятами. Это повышает уровень его самооценки. Сверхэффект: дети видят внимание к себе, а педагогу дается возможность подкорректировать настроение двумя - тремя фразами, дополнительно настроить на дальнейшую работу).
Педагог. Я вижу, ребята, что у вас хорошее настроение. Значит, всем вам нравится работать друг с другом, нравится та собака, которая у вас получилась. А теперь мой Шарик хочет вам, ребята, рассказать свою историю. Давайте его послушаем.
Шарик:
Меня кормили молоком,
Чтоб я здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
Ко мне бежали босиком -
И щупали мне нос.
Учили мальчики меня
Барьеры брать в саду.
И я, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.
Я на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пес...
И вдруг приехал грузовик
И всех ребят увез.
Я был один в саду пустом,
Я на террасе лег.
Я целый час лежал пластом,
Я не хотел махать хвостом,
Я даже есть не мог.
Ребята вспомнили потом,
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но я не дал войти.
Я им навстречу, на крыльцо,
Я всех подряд лизал в лицо.
Меня ласкали малыши,
И лаял я от всей души.
Педагог. Скажите, почему наш песик загрустил?
Дети. Потому что про него забыли и перестали заботиться о нем.
Педагог. Правильно. Если вы завели себе четвероногого друга, то нельзя его просто так бросить или выгнать на улицу. Помните, ребята, мы в ответе за тех, кого приручили. У каждой собаки должен быть свой хозяин и свой дом. А вот теперь ответьте - как правильно называется дом собаки?
Дети. Конура.
Педагог. Давайте сделаем нашей собачке дом, в котором она будет жить.
(В работе используется прием педагогической техники “Делай, как я”).
1. Возьмите квадрат №5 (20x20), положите его цветной стороной на стол и дважды перегните пополам. “Делай, как я” (дети выполняют задание).
2. Справа и слева отогните полоски, как сделано у меня.
“Делай, как я” (дети выполняют задания).
3.Поделите боковые стороны на три равных отрезка и
Перегните их.
“Делай, как я” (дети выполняют задание)
4.Отогните верхние углы до середины боковых сторон. “Делай, как я” (дети выполняют задание).
5.Опустите верхнюю часть детали по намеченной линии. “Делай, как я” (дети выполняют задание).
6. Перегните правую и левую верхние части. “Делай, как я” (дети выполняют задание).
7. Заверните верхние уголки.
“Делай, как я” (дети выполняют задание).
Педагог. Вот и получился у каждого из вас домик для ваших собачек.
IV.Подведение итога работы.
(Педагог кладет на середину стола перед обучающимися ватман с макетом сквера). Прием педагогической техники “Творческое задание”.
Формула: ребята, соблюдая культуру общения, заполняют макет сквера своими фигурами.
Педагог. Посмотрите, ребята. Перед вами макет сквера. Давайте погуляем с нашими четвероногими друзьями в этом парке. У каждого из нас есть места, где мы больше всего любим отдыхать. Выберите, ребята, на этом макете такое место для своей собаки и ее домика. Закрепите в этом месте домик и собаку. Для этого намажьте клеем середину фигур и приложите их к макету.
Вот наш парк и заполнился новыми друзьями. Хочу сказать, что этот макет останется вам, ребята на память об этом занятии.
Итак, наше путешествие подходит к концу. Мне бы хотелось, чтобы мы с вами мысленно вернулись к началу занятия и вспомнили:
- В какой стране зародилось искусство оригами? (В Японии).
- Зачем люди складывали фигурки из бумаги? (Чтобы выразить свои чувства).
Педагог. Правильно. Сегодня мы с вами складывали фигуру собаки. Скажите, на основе какой базовой формы мы это делали?
Дети. На основе базовой формы “треугольник”.
Педагог. Правильно. А теперь за активную работу на занятии я хочу вручить вам, ребята, молодчинки.
Итак, наше занятие окончено. Всем спасибо за работу. До свидания.