Правоохранительные органы в Российской Федерации

Разделы: Социальная педагогика


Тип урока. Изучение нового материала

Вид урока. Лекция

Комплексные цели урока:

Воспитательные

  • Воспитывать ответственность за порученное дело;
  • Воспитывать умение работать в команде;
  • Воспитывать мотивы учебного труда;
  • Формировать правовую культуру;

Развивающие

  • Развивать логическое, аналитико-синтезирующее мышление;
  • Развивать память, внимание, речь.

Обучающие

  • Дать понятие о видах правоохранительных органов;
  • Дать понятие структуры правоохранительных органов;
  • Рассмотреть основные права и обязанности правоохранительных органов;
  • Научить определять правовое положение правоохранительных органов.

Учебно-методический комплекс урока:

Учебники:

  1. Никитин А.Ф. “Основы государства и права”. – М.: Дрофа, 2005;
  2. Теплова М.В., Малинкович П.В “Право”. – М.: Дрофа, 2004;
  3. Конспекты лекций (Приложение №1);
  4. Карточки-задания (Приложение №2);
  5. Опросник.

Структура урока

Организационный этап

Приветствие;

Сверка присутствующих на уроке.

Основной этап

1. Сообщение темы и цели урока, мотивация

Тема урока - Правоохранительные органы в РФ.

На сегодняшнем занятии мы вспомним основные понятия и категории органов власти:

  • понятие исполнительной и законодательной власти, правосудия;
  • принципы и система исполнительной и законодательной власти
  • принципы и система правосудия в РФ;
  • структуру судебной власти;
  • основные права и обязанности исполнительной, законодательной и судебной власти в РФ.

Узнаем и рассмотрим основы структуры правоохранительных органов:

  • понятие видов правоохранительных органов;
  • понятие структуры правоохранительных органов;
  • основные права и обязанности правоохранительных органов;

Научимся определять правовое положение правоохранительных органов, выясним, какая составляющая из компонентов структуры правоохранительных органов имеет права и обязанности и как их осуществляет.

Знания, которые мы приобретем на занятии, важны, т. к. правовое положение правоохранительных органов их права и обязанности прямо воздействуют на нас граждан, мы можем столкнуться с произволом правоохранительных органов и должны знать, где заканчивается грань дозволенного и начинается произвол.

Для начала вспомним понятия и категории судебной системы.

2. Актуализация опорных знаний

Тестовые задания трех уровней сложности.

Тестовые задания.

Задание №1. Выберите правильные ответы (1 балл):

Судебная система Российской Федерации складывается из:

  1. Конституционный Суд РФ
  2. Верховный суд РФ
  3. Законодательный суд РФ
  4. Высший Арбитражный Суд РФ

Задание №2. Выберите правильные ответы(1 балл):

Правительство РФ:

  • разрабатывает и представляет Государственной Думе бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ
  • обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, образования, здравоохранения;
  • осуществляет управление федеральной собственностью;

Задание №3. Допишите определение (2 балла):

Правительство Российской Федерации - высший федеральный орган, осуществляющий ...

Задание №4. Допишите определение (2 балла):

Главная функция современного парламента - разработка и принятие ...

Задание №5. Решите ситуацию (3 балла, за ответ без обоснования 1 балл):

На очередных выборах президента Российской Федерации пожелал быть избранным на этот пост гражданин РФ в возрасте 36 лет, не имеющий судимости, окончивший ВУЗ по специальности юриспруденция и работавший в качестве юрисконсульта 12 лет, последние 2 года в торговом представительстве находящемся в республике Беларусь.

Может ли он участвовать в выборах. Обоснуйте свой ответ.

Эталон ответов

  • Задание №1 1,2,4
  • Задание №2 1,3,4
  • Задание №3 Исполнительную власть.
  • Задание №4. Законодательства.
  • Задание №5. Нет. Чтобы претендовать на пост президента РФ необходимо постоянно проживать в государстве не менее 10 лет до выборов.

Критерии оценки

  • 5-6 баллов – оценка “удовлетворительно”
  • 7-8 баллов – оценка “хорошо”
  • 9 баллов – оценка “отлично”

Инструкция по выполнению тестового задания:

При ответе на вопросы теста необходимо поставить номер вопроса и номер ответа, в задачах необходимо дать полный аргументированный ответ на поставленный вопрос (время выполнения 7 минут). Критерии оценки указаны в заданиях.

Проверяем работы по системе взаимопроверки, оцениваем их по балльной системе, у каждого вопроса свой балл при сложении которых будет выставляться оценка, баллы за ответы и правильные ответы представлены на доске преподавателем.

3. Подача нового материала (на жизненном примере: проблема данных системы видеонаблюдения ГИБДД г. Ноябрьск), по ходу лекции студенты составляют конспект (Приложение №1):

Обучающимся предлагается ситуация, связанная с деятельностью правоохранительных органов (Приложение №3).

Учащиеся высказываются по проблеме взаимодействия с правоохранительными органами

Совместно с обучающимися делаем выводы по основным направлениям деятельности правоохранительных органов (выводы записываются в тетрадь).

Решение проблемной ситуации (увеличение числа преступлений в сфере информации и Интернет).

4. Самостоятельная работа:

1) Обучающимся предлагается схема-конспект и ряд вопросов (Приложение №2).

(Необходимо проработать предлагаемый конспект по указанным вопросам, ответить подробно и разобрать материал)

2) Работа по группам (соотнесение понятий и определений) (Приложение №4).

Заключительный этап.

1. Подведение итогов по усвоенному материалу

  1. Что нового узнали по этой теме (в комплексе)?
  2. Что было сложно для рассмотрения?
  3. Насколько актуальны для вас вопросы связанные с правоохранительными органами?

2. Подведение итогов работы группы.

Выставление отметок за работу на уроке с комментариями

3. Домашнее задание

Рассмотрите и составьте конспект по вопросу “Особенность прокурорского надзора”.