Тип урока. Изучение нового материала
Вид урока. Лекция
Комплексные цели урока:
Воспитательные
- Воспитывать ответственность за порученное дело;
- Воспитывать умение работать в команде;
- Воспитывать мотивы учебного труда;
- Формировать правовую культуру;
Развивающие
- Развивать логическое, аналитико-синтезирующее мышление;
- Развивать память, внимание, речь.
Обучающие
- Дать понятие о видах правоохранительных органов;
- Дать понятие структуры правоохранительных органов;
- Рассмотреть основные права и обязанности правоохранительных органов;
- Научить определять правовое положение правоохранительных органов.
Учебно-методический комплекс урока:
Учебники:
- Никитин А.Ф. “Основы государства и права”. – М.: Дрофа, 2005;
- Теплова М.В., Малинкович П.В “Право”. – М.: Дрофа, 2004;
- Конспекты лекций (Приложение №1);
- Карточки-задания (Приложение №2);
- Опросник.
Структура урока
Организационный этап
Приветствие;
Сверка присутствующих на уроке.
Основной этап
1. Сообщение темы и цели урока, мотивация
Тема урока - Правоохранительные органы в РФ.
На сегодняшнем занятии мы вспомним основные понятия и категории органов власти:
- понятие исполнительной и законодательной власти, правосудия;
- принципы и система исполнительной и законодательной власти
- принципы и система правосудия в РФ;
- структуру судебной власти;
- основные права и обязанности исполнительной, законодательной и судебной власти в РФ.
Узнаем и рассмотрим основы структуры правоохранительных органов:
- понятие видов правоохранительных органов;
- понятие структуры правоохранительных органов;
- основные права и обязанности правоохранительных органов;
Научимся определять правовое положение правоохранительных органов, выясним, какая составляющая из компонентов структуры правоохранительных органов имеет права и обязанности и как их осуществляет.
Знания, которые мы приобретем на занятии, важны, т. к. правовое положение правоохранительных органов их права и обязанности прямо воздействуют на нас граждан, мы можем столкнуться с произволом правоохранительных органов и должны знать, где заканчивается грань дозволенного и начинается произвол.
Для начала вспомним понятия и категории судебной системы.
2. Актуализация опорных знаний
Тестовые задания трех уровней сложности.
Тестовые задания.
Задание №1. Выберите правильные ответы (1 балл):
Судебная система Российской Федерации складывается из:
- Конституционный Суд РФ
- Верховный суд РФ
- Законодательный суд РФ
- Высший Арбитражный Суд РФ
Задание №2. Выберите правильные ответы(1 балл):
Правительство РФ:
- разрабатывает и представляет Государственной Думе бюджет и обеспечивает его исполнение;
- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ
- обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, образования, здравоохранения;
- осуществляет управление федеральной собственностью;
Задание №3. Допишите определение (2 балла):
Правительство Российской Федерации - высший федеральный орган, осуществляющий ...
Задание №4. Допишите определение (2 балла):
Главная функция современного парламента - разработка и принятие ...
Задание №5. Решите ситуацию (3 балла, за ответ без обоснования 1 балл):
На очередных выборах президента Российской Федерации пожелал быть избранным на этот пост гражданин РФ в возрасте 36 лет, не имеющий судимости, окончивший ВУЗ по специальности юриспруденция и работавший в качестве юрисконсульта 12 лет, последние 2 года в торговом представительстве находящемся в республике Беларусь.
Может ли он участвовать в выборах. Обоснуйте свой ответ.
Эталон ответов
- Задание №1 1,2,4
- Задание №2 1,3,4
- Задание №3 Исполнительную власть.
- Задание №4. Законодательства.
- Задание №5. Нет. Чтобы претендовать на пост президента РФ необходимо постоянно проживать в государстве не менее 10 лет до выборов.
Критерии оценки
- 5-6 баллов – оценка “удовлетворительно”
- 7-8 баллов – оценка “хорошо”
- 9 баллов – оценка “отлично”
Инструкция по выполнению тестового задания:
При ответе на вопросы теста необходимо поставить номер вопроса и номер ответа, в задачах необходимо дать полный аргументированный ответ на поставленный вопрос (время выполнения 7 минут). Критерии оценки указаны в заданиях.
Проверяем работы по системе взаимопроверки, оцениваем их по балльной системе, у каждого вопроса свой балл при сложении которых будет выставляться оценка, баллы за ответы и правильные ответы представлены на доске преподавателем.
3. Подача нового материала (на жизненном примере: проблема данных системы видеонаблюдения ГИБДД г. Ноябрьск), по ходу лекции студенты составляют конспект (Приложение №1):
Обучающимся предлагается ситуация, связанная с деятельностью правоохранительных органов (Приложение №3).
Учащиеся высказываются по проблеме взаимодействия с правоохранительными органами
Совместно с обучающимися делаем выводы по основным направлениям деятельности правоохранительных органов (выводы записываются в тетрадь).
Решение проблемной ситуации (увеличение числа преступлений в сфере информации и Интернет).
4. Самостоятельная работа:
1) Обучающимся предлагается схема-конспект и ряд вопросов (Приложение №2).
(Необходимо проработать предлагаемый конспект по указанным вопросам, ответить подробно и разобрать материал)
2) Работа по группам (соотнесение понятий и определений) (Приложение №4).
Заключительный этап.
1. Подведение итогов по усвоенному материалу
- Что нового узнали по этой теме (в комплексе)?
- Что было сложно для рассмотрения?
- Насколько актуальны для вас вопросы связанные с правоохранительными органами?
2. Подведение итогов работы группы.
Выставление отметок за работу на уроке с комментариями
3. Домашнее задание
Рассмотрите и составьте конспект по вопросу “Особенность прокурорского надзора”.