Логические высказывания, операции и законы в теоретическом курсе информатики

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • закрепить ранее изученный материал по данной теме;

  • выявить значимость изученной темы в курсе информатики начальной школы;

  • развивать логическое мышление;

  • воспитывать интерес к изучаемой дисциплине, трудолюбие, умение работать в коллективе.

Оборудование: мел, доска, раздаточный материал, наглядные пособия, разработанное методическое пособие.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Постановка темы и цели урока.
  3. Устный опрос с использованием игры “Лото”.
  4. Применение полученных знаний в курсе информатики начальной школы.
  5. Закрепление изученного материала.
  6. - решение типовых задач в тетради и у доски;
    - индивидуальная работа по карточкам.

  7. Итоги урока и объяснение домашнего задания

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (3 мин).

Привести аудиторию в рабочее состояние

2. Постановка темы и цели урока (2 мин).

- Тема сегодняшнего урока - закрепления звучит следующим образом:
“Логические высказывания, операции и законы в теоретическом курсе информатики”.
Исходя из этого, цель занятия - систематизация и закрепление изученного материала, и определение его места в курсе информатики начальной школы.

3. Устный опрос с использованием игры “Лото” (20-25 мин).

Правила: заранее изготовлена баночка, имеющая 18 карточек с вопросами, на которые должны быть даны ответы студентами. Испытуемые по очереди достают карточки и сразу дают на них ответы. Для того чтобы студенты с интересом включались в работу, на каждой карточке стоит порядковый номер следующего отвечающего. Порядковые номера раздаются заранее. Таким образом, на этом этапе поработают все студенты, включая преподавателя (см. разработанные карточки, приложение 1).

4. Применение полученных знаний в курсе информатики начальной школы (15-20 мин)

Преподаватель проводит беседу со студентами на тему значимости изучения этой темы в курсе информатики педагогического колледжа, связывая это с будущей профессией студентов. Для этого приводит ряд задач из курса начальной школы по изучаемому направлению. Некоторые из них решает вместе со студентами, давая некоторые методические аспекты решения логических задач на начальном этапе изучения информатики. Итак,

“Логические рассуждения” в курсе информатики 3-го класса

Ответьте на вопросы и запишите ответы при помощи логических операций. Достаточно ли информации, чтобы сделать вывод об истинности данного составного высказывания?

Задача № 1

- Если в пустыне красный песок ИЛИ растет красный кустарник, то она заколдована красным волшебником.

В пустыне Нерин только желтый песок. В пустыне Орзун растет красный кустарник саксаул.

Задача № 2

- Если над лесом летают белые чайки И вдоль тропинок растут белые ромашки, то в лесу живет белый единорог.

В Эринском лесу вдоль тропинок растут только синие колокольчики, а над Борским лесом летают белые чайки.

Для пояснения решения задач следует заготовить большие латинские буквы и знаки логических операций” (см. приложение 2).

5. Закрепление изученного материала

- Решение типовых задач в тетради и у доски (5-7 мин).

Решают две типовые задачи два человека у доски, а остальные в тетради. На внутренней части доски заранее подготовлены решения этих задач. После того как все справились с решением предложенных задач, открываем доску и сверяем с ответом. Третья задача на упрощение логической формулы решается после первых двух.

- Индивидуальная работа по карточкам (5-6 чел) (10 мин).

По заранее заготовленным карточкам наиболее слабые студенты работают индивидуально.

Условия задач

Задача № 1. Построить таблицу истинности для структурной формулы, содержащей 2 переменные .

Ответ: -

- строк

- столбцов

Строим таблицу размером 5х9.

A

B

 

 

1

1

0

1

0

0

1

0

1

1

0

1

1

0

0

1

0

1

0

1

0

0

1

1

1

1

1

0

0

1

1

0

1

1

0

1

Задача № 2.

Определить истинность составного высказывания , где

А:= Лобачевский- основоположник логики
В:= Уравнение вида - тригонометрическое
С:= Принтер - это устройство вывода информации
Д:= Процессор - это “мозг” компьютера.

Ответ: А:=0, В:=0, С:=1, Д:=1. Исходя из истинностных значений высказываний, имеем следующее: = = = = =1. Таким образом, составное высказывание принимает значение “истина”.

Задача № 3. Определить истинность составного высказывания при условии, что .

Ответ:

Таким образом, данное высказывание ложно.

Задача № 4. Выделить в высказывании субъект, предикат и связку:

Времена года - это лето, осень, зима, весна.

Ответ:

“Времена года” - субъект; “это” - связка; “лето, осень, зима, весна” - предикат.

Задача № 5. Построить таблицу истинности и в ряд выписать получившиеся значения

Ответ: -
- строк
- столбцов

Строим таблицу размером 9х10.

A

B

C

X

1

1

1

1

0

0

0

1

0

0

1

1

0

1

0

1

1

0

0

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

0

0

1

1

1

0

1

0

0

1

1

0

1

0

1

0

0

0

0

1

0

0

1

1

1

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

1

1

1

0

0

0

1

0

1

1

0

1

0

Ответ: 00000010.

6. Итоги урока и объяснение домашнего задания (5 мин).

Дома необходимо выполнить тест на закрепление (см. приложение 3).