Цели урока: развивать мыслительные операции, практические умения, социализировать.
Учебно-организационные умения: вникать в смысл целей и задач, организовывать свой труд.
Учебно-информационные умения: работать с учебником
Учебно-коммуникативные умения: слушать, управлять своим вниманием, развивать монологическую речь.
Учебно-интеллектуальные умения: сравнивать, обобщать, делать выводы из жизненного опыта.
Форма организации учебного пространства: коллективная, групповая.
Методы обучения: исследовательский.
Проблемно-поисковый подход.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование и приборы демонстрационные: фотографии осциллограмм, рисунки и плакаты “устройство голосового аппарата у людей и животных”, осциллограф, камертон, звуковой генератор, динамик, прибор для дем. ультразвука, гитара, колокольчик, линейка в тисках, магнитофон с записями различной музыки по стилю.
Демонстрации: Осциллограммы звуковых волн, звуковые волны разных диапазонов, источники звука.
Лабораторный эксперимент: купонная резинка, линейка.
Оформление доски: блок-конспект урока, плакаты.
Ход урока
Время | Этап урока | Что делают | результат | ||
название | цель | учитель | ученики | ||
2мин. | Начальный | Постановка целей урока: обучающая, воспитывающая, развивающая. | 1. Дает указания о структуре урока: повторение вопросов зачёта, постановка задач урока постановка опытов, лабораторного эксперимента, слушание выступлений | 1. Слушают учителя | Интерес к проблеме, мотив к познанию. |
5мин | Основной | Повторить основные понятия | 2. Сегодня мы будем изучать один из видов механических волн- звук, для этого необходимо повторить основные знания, связанные с этим понятием. | 2. Попарно повторяют вопросы зачёта, связанные с понятием волна: Что такое волна? Виды волн, свойства бегущей волны? Примеры волн, длина волны, скорость волны. Условие упругих волн. | Актуализация изученного ранее. Созданы условия для восприятия новых понятий. |
4мин | Постановка проблемы | 3. Что же такое звук? Акустика: физиологическая, музыкальная, физическая, архитектурная. Д\э источники звука. Линейка в тисках, струна. Фронтальный эксперимент: щипком растянуть резинку и отпустить. Что происходит? Почему не у всех получилось? Что для этого необходимо? Как заставить звучать линейку? |
3. Выполняют опыт. Делают вывод о том что источником звука является колеблющееся в упругой среде тело. | Интерес к проблеме. Применение накопленного опыта. |
|
20 МИН | Изучить новый материал. Подводим к пониманию звука , как продольной упругой волны. |
3. Проводим эксперимент с помощью ЗГШ
для определения диапазона звука. Даёт определение ультра и инфразвукам .Из второй книги Я.И. Перельмана “Занимательная физика” зачитываем “Беззвучные звуки” Рекомендуем эти книги. 4. Д/э Осциллограмма звуковых колебаний одной частоты (кратко объяснение принципа работы осциллографа). 5. Д\э Осциллограмма звуковых колебаний различных частот. |
3. Слушают. Делают вывод о том , что звук
– это колебания от 20Гц до 20к Гц. Сообщения об источниках ультразвуковых и инфразвуковых волн в живой и неживой природе и их влиянии на самочувствие человека. 4. Делают вывод, уточняющий природу и определение звука как механической волны. 5.Делают вывод, о зависимости частоты колебаний источника и тона звука. Слушают сообщения учащихся о музыкальных звуках, тембре. Один из учащихся рассказывает о камертоне. |
Валеологический подход и социализация личности | |
6. Д/э Зависимость громкости звука от
параметров колебаний в звуковой волне. 7.Пояснение: через примеры зависимость громкости как субъективного фактора от длительности звука, индивидуальных особенностях слушателя и наиболее “громких” частотах 8. Даёт указание найти в параграфе 36 название единиц измерения уровня громкости и громкости звука. Приводит пример уровня громкости звука от 15 дб до150 дб. |
6. Учащиеся дают ответ, что громкость
звука прямо пропорциональна амплитуде колебаний
в звуковой волне. 7. Приводят примеры из жизни о самочувствии после прослушивания громких звуков, после долгого полёта и т. п. Делают вывод о влиянии на человека звука и о способах уменьшения вредного влияния на самочувствие. 8. Находят определение, вполголоса читают. Сообщение о ПДН громкости звука. |
Социализация и валеология | |||
4 мин. | Итоговый | Свести воедино полученные сведения | 9. Вызывает одного из учеников по блоку –схеме написанному на доске рассказать о звуке и его характеристиках | 9. Один из учеников делает обобщение изученного , при необходимости его ответ дополняется другими учащимися. | Суммируются полученные знания |
8 мин. | Закрепление | Применить новые знания. | 10. Прочитайте упражнение № 30 и ответьте на поставленные вопросы с 1 по 3. | 10. Отвечают на вопросы. Приводят свои примеры. | Накопление опыта для использования в жизни |
2 мин. | Домашнее задание | 11. Комментирует домашнее задание и оценки. | 11. Записывают домашнее задание.§34, 35, 36. прид. Зад упр 30 * доп. Задание подготовить сообщение по теме “Распространение звука”, “Опыт по определению скорости звука” | Развиваются навыки дисциплины и дополнительная мотивация к выполнению интегрированного задания. |