Интегрированный урок (физика + биология + экология) по теме "Источники звука. Звуковые колебания. Высота. Громкость звука"

Разделы: Физика, Биология, Экология


Цели урока: развивать мыслительные операции, практические умения, социализировать.

Учебно-организационные умения: вникать в смысл целей и задач, организовывать свой труд.

Учебно-информационные умения: работать с учебником

Учебно-коммуникативные умения: слушать, управлять своим вниманием, развивать монологическую речь.

Учебно-интеллектуальные умения: сравнивать, обобщать, делать выводы из жизненного опыта.

Форма организации учебного пространства: коллективная, групповая.

Методы обучения: исследовательский.
Проблемно-поисковый подход.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование и приборы демонстрационные: фотографии осциллограмм, рисунки и плакаты “устройство голосового аппарата у людей и животных”, осциллограф, камертон, звуковой генератор, динамик, прибор для дем. ультразвука, гитара, колокольчик, линейка в тисках, магнитофон с записями различной музыки по стилю.

Демонстрации: Осциллограммы звуковых волн, звуковые волны разных диапазонов, источники звука.

Лабораторный эксперимент: купонная резинка, линейка.

Оформление доски: блок-конспект урока, плакаты.

Ход урока

Время Этап урока Что делают результат
название цель учитель ученики  
2мин. Начальный Постановка целей урока: обучающая, воспитывающая, развивающая. 1. Дает указания о структуре урока: повторение вопросов зачёта, постановка задач урока постановка опытов, лабораторного эксперимента, слушание выступлений 1. Слушают учителя Интерес к проблеме, мотив к познанию.
5мин  Основной  Повторить основные понятия 2. Сегодня мы будем изучать один из видов механических волн- звук, для этого необходимо повторить основные знания, связанные с этим понятием. 2. Попарно повторяют вопросы зачёта, связанные с понятием волна: Что такое волна? Виды волн, свойства бегущей волны? Примеры волн, длина волны, скорость волны. Условие упругих волн. Актуализация изученного ранее.

Созданы условия для восприятия новых понятий.

4мин   Постановка проблемы 3. Что же такое звук?

Акустика: физиологическая, музыкальная, физическая, архитектурная.

Д\э источники звука. Линейка в тисках, струна.

Фронтальный эксперимент: щипком растянуть резинку и отпустить. Что происходит? Почему не у всех получилось? Что для этого необходимо? Как заставить звучать линейку?

3. Выполняют опыт. Делают вывод о том что источником звука является колеблющееся в упругой среде тело. Интерес к проблеме.

Применение накопленного опыта.

 20 МИН Изучить новый материал.

Подводим к пониманию звука , как продольной упругой волны.

3. Проводим эксперимент с помощью ЗГШ для определения диапазона звука.

Даёт определение ультра и инфразвукам .Из второй книги Я.И. Перельмана “Занимательная физика” зачитываем “Беззвучные звуки”

Рекомендуем эти книги.

4. Д/э Осциллограмма звуковых колебаний одной частоты (кратко объяснение принципа работы осциллографа).

5. Д\э Осциллограмма звуковых колебаний различных частот.

3. Слушают. Делают вывод о том , что звук – это колебания от 20Гц до 20к Гц.

Сообщения об источниках ультразвуковых и инфразвуковых волн в живой и неживой природе и их влиянии на самочувствие человека.

4. Делают вывод, уточняющий природу и определение звука как механической волны.

5.Делают вывод, о зависимости частоты колебаний источника и тона звука.

Слушают сообщения учащихся о музыкальных звуках, тембре. Один из учащихся рассказывает о камертоне.

Валеологический подход и социализация личности
      6. Д/э Зависимость громкости звука от параметров колебаний в звуковой волне.

7.Пояснение: через примеры зависимость громкости как субъективного фактора от длительности звука, индивидуальных особенностях слушателя и наиболее “громких” частотах

8. Даёт указание найти в параграфе 36 название единиц измерения уровня громкости и громкости звука.

Приводит пример уровня громкости звука от 15 дб до150 дб.

6. Учащиеся дают ответ, что громкость звука прямо пропорциональна амплитуде колебаний в звуковой волне.

7. Приводят примеры из жизни о самочувствии после прослушивания громких звуков, после долгого полёта и т. п. Делают вывод о влиянии на человека звука и о способах уменьшения вредного влияния на самочувствие.

8. Находят определение, вполголоса читают. Сообщение о ПДН громкости звука.

Социализация и валеология
4 мин. Итоговый Свести воедино полученные сведения 9. Вызывает одного из учеников по блоку –схеме написанному на доске рассказать о звуке и его характеристиках 9. Один из учеников делает обобщение изученного , при необходимости его ответ дополняется другими учащимися. Суммируются полученные знания
8 мин. Закрепление Применить новые знания.  10. Прочитайте упражнение № 30 и ответьте на поставленные вопросы с 1 по 3. 10. Отвечают на вопросы. Приводят свои примеры. Накопление опыта для использования в жизни
2 мин. Домашнее задание   11. Комментирует домашнее задание и оценки. 11. Записывают домашнее задание.§34, 35, 36. прид. Зад упр 30 * доп. Задание подготовить сообщение по теме “Распространение звука”, “Опыт по определению скорости звука” Развиваются навыки дисциплины и дополнительная мотивация к выполнению интегрированного задания.