Цель: познакомить детей с новой частью речи – именем существительным, признаками этой части речи.
Задачи для достижения цели:
- Провести чистописание, закрепив правило написания безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, закрепив написание заглавной и строчной буквы О, комментированное списывание предложения с доски, умение находить однокоренные слова; развивая логическое мышление.
- Поставить перед учащимися проблему и подвести их к самоопределению темы, самопостановке целей.
- Учить различать слова, отвечающие на вопросы: кто? и что?
- Ввести правило об имени существительном, учить применять его в коллективной и самостоятельной работе.
- Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
- Развивать организационные общеучебные умения, в том числе контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки, самостоятельно оценивать результат своих действий.
- Воспитывать в детях целеустремленность, оптимизм.
Оборудование:
- тетрадь,
- учебник,
- опорная таблица (имя существительное),
- компьютер,
- слайды 6, 13, 15 вывешиваются на доску по ходу урока,
- дидактический материал,
- образец буквы О.
Ход урока
1. Эмоциальный настрой.
Учитель. Слайд 1.
- Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!Тетрадь с наклоном положите,
Ручку правильно держите,
Сядьте прямо, не сгибайтесь,
Писать чисто принимайтесь!
Ученики. Слайд 2.
Пишу скоро и красиво,
Успеваю сделать все.
Все старанье приложу
И пятерку получу!
- Откройте тетради, запишите число, классная работа, направляет орфограф…
2.Чистописание.
Д__мишко, сл__ва, стр___йка
Ооа Ооб
Сто нам стоит дом построить!
- Проведем чистописаниею
а) Прочитайте слова на первой строчке орфоэпически. Догадайтесь, какую букву мы сегодня будем писать? (Оо).
- Из какого элемента она состоит?
- Как вы догадались, в каком слове она ударная? (Стройка)
Учитель записывает прописную букву в слово.
- Сформулируйте пропущенную орфограмму в оставшихся словах. (Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением).
- Как проверить безударный гласный звук?
Подберите проверочные слова, назовите нужную букву!
Учитель записывает пропущенную букву в слово.
- Спишите слова на следующей строчке по образцу, подчеркните пропущенную орфограмму.
б) Догадайтесь, по какому принципу написаны слова?
- Продолжите принцип в тетради.
- Прочитайте предложение про себя. Какое оно по интонации?
- Прочитайте его вслух с нужной интонацией.
- Спишем предложение с доски, направляет на грамотную запись…
- Давайте проверим, нет ли у нас ошибок в чистописании. Слайд 3.
- Кто заметил однокоренные слова? Докажи!
- Выделите корень.
- Что закрепили на этапе чистописания?
- Судя по предложению, чем будем заниматься на уроке?
3. Вступительная беседа. Слайд 4.
- Рассмотрите новый кадр диафильма.
- Кто наши гости? (Вова, Петя, Катя).
- Как вы думаете, кто принес нам новые вопросы и задание, которые не смогут решить сами и просят вас о помощи? (Петя и Вова).
- Как вы думаете, кто знает ответы на эти вопросы? (Катя)
- Верно, ребята!
- Катя принесла с собой советы, подсказки, справки из научных книг, она нам поможет.
4. Постановка проблемы. Введение в тему. Целеполагание.
- Вернемся к записанным нами словам: домишко, слова, стройка. Что у них общего, поразмышляйте? Перед нами проблема!
- Это трудный для нас вопрос. Обратимся к Кате за советом. Слайд 5.
- Читаем! Кто догадался?
(Все слова отвечают на один и тот же вопрос что?)
- Рассмотрите внимательно еще раз кадр диафильма. Слайд 4 повторяется.
- Чему так удивился Петя? (Табуретка ожила).
- На какой вопрос слово “табуретка” отвечает на кадре? (Кто?)
- А в жизни может такое произойти? (Нет)
- Какова же тема урока? (Слова, которые отвечают на вопрос кто? что? Слайд 6.
- Где приходятся знания? (В контрольных работах, тестах, на уроках, при выполнении домашних заданий).
- Кто какую цель ставит для себя по теме урока?
Предполагаемые ответы:
- Запомнить все новое на уроке.
- Учиться различать слова, отвечающие на вопрос кто? и что?
- Писать без ошибок.
- Быть внимательным и т.д.
5. Совместное “открытие” новых знаний.
- Что обозначают слова, которые мы записали с вами в тетради? (Предмет). Обратимся за помощью.
- Прочитаем справку Кати из научной книги по новой теме. Слайд 7.
В случае затруднения повторить вопрос.
- У нас в гостях новая для вас часть речи, именно для нее мы построим дом и таким образом познакомимся с ней.
- Итак, крыша дома уже готова! Слайд 8.
- Кто хозяин дома?
6. Физминутка “Деревце”.
- Давайте немного отдохнем и посадим деревце около будущего дома. Какой дом без дерева!
- Встали, спинку выровняли, сделали вдох и выдох, плавно подняли руки вверх, соединили ладони, пальцы вместе. Потянитесь вверх всем телом и представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается здоровьем, силой, бодростью. Опуститесь, опустите руки, расслабьтесь.
7. Продолжение работы.
- Что вы узнали о существительном как части речи?
(Эта часть речи отвечает…)
- Первый этаж построен. Слайд 9.
8. Первичное закрепление. Коллективная работа.
- Откроем учебник на странице 36. Закрепим имеющиеся знания, выполнив упражнение № 49. Обозначьте номер в тетради.
- Прочитайте задание и скажите, что от нас требуется?
- Прочитайте слова.
- Для чего дан образец под словами? (Для правильного оформления).
- Сверимся с Катиным мнением! Слайд 10.
- В чем будем писать вопросы к словам? (В скобках)
- Прочитайте образец! Образец спишем, продолжаем дальше, направляет…
- Чему же мы подучились сейчас?
9. “Открытие” нового знания.
- Перед нами новый слайд. Слайд 11.
- Кого вы видите? (Животных и людей. В случае перечисления разбить на две группы)
- Это слова какой части речи? Докажите!
- А можно ли к этим словам задать вопрос что??
- Почему?
- На какие же две группы можно разбить имена существительные?
- Прочитаем справку Кати из научной книги! Слайд 12.
- Мы построили второй этаж дома. Добавим крышу, дом готов! Слайд 13.
- Поднимите руки, если он вам нравится и вы запомнили новые сведения!
10. Закрепления изученного. Игра “Найди ошибки”.
а) – Проверим это на деле.
Поможем Вове разобраться в ошибках. Слайд 14.
- Оформим два столбика по образцу
кто? что?
- Прочитайте слова, отвечающие на вопрос кто?
- Прочитайте слова, отвечающие на вопрос что?
- Распределите и запишите слова в столбики правильно, исправив Вовины ошибки.
(Самостоятельная работа учащихся).
б) Проверяем! Слайд 15.
- Проверьте опасные места, подчеркнув их!
11. Работа в парах
- I ряд запишет словарные слова, отвечающие на вопрос что?
- II ряд – слова, отвечающие на вопрос кто?
Проверка.
12. Рефлексия. Слайд 16.
- Откроем дневник.
- Кто не допустил ошибки по новой теме, поднимите руки? Ваш сигнал зеленый, вы можете помочь остальным, пушистик вами доволен, а я ставлю вам оценку 5.
- Кто допустил одну ошибку? Ваш сигнал – желтый, пушистик вас поддерживает, моя оценка - 4.
- Кто допустил две ошибки, запутался? Ваш сигнал пока красный, пушистик расстроен, моя оценка – 3. Обращайтесь за помощью к лидерам и у вас все получится!
13. Домашнее задание с комментированием.
Домашнее задание будет упражнение 34 на странице 18 из дидактических материалов.
(Читаю и объясняю задание).
14. Итог урока. Слайд 13 повторяется.
- Почему же к чистописанию я выбрала именно эти слова? Какой части речи мы построили дом?
- Что узнали о ней? Нам легко удалось построить дом на уроке.
- Я желаю, чтобы и в жизни каждому из вас дом построить было также легко!