Урок русского языка "Что нам стоит дом построить!" с использованием мультимедийной презентации

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить детей с новой частью речи – именем существительным, признаками этой части речи.

Задачи для достижения цели:

  1. Провести чистописание, закрепив правило написания безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, закрепив написание заглавной и строчной буквы О, комментированное списывание предложения с доски, умение находить однокоренные слова; развивая логическое мышление.
  2. Поставить перед учащимися проблему и подвести их к самоопределению темы, самопостановке целей.
  3. Учить различать слова, отвечающие на вопросы: кто? и что?
  4. Ввести правило об имени существительном, учить применять его в коллективной и самостоятельной работе.
  5. Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
  6. Развивать организационные общеучебные умения, в том числе контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки, самостоятельно оценивать результат своих действий.
  7. Воспитывать в детях целеустремленность, оптимизм.

Оборудование:

  • тетрадь,
  • учебник,
  • опорная таблица (имя существительное),
  • компьютер,
  • слайды 6, 13, 15 вывешиваются на доску по ходу урока,
  • дидактический материал,
  • образец буквы О.

Ход урока

1. Эмоциальный настрой.

Учитель. Слайд 1.

- Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Тетрадь с наклоном положите,
Ручку правильно держите,
Сядьте прямо, не сгибайтесь,
Писать чисто принимайтесь!

Ученики. Слайд 2.

Пишу скоро и красиво,
Успеваю сделать все.
Все старанье приложу
И пятерку получу!

- Откройте тетради, запишите число, классная работа, направляет орфограф…

2.Чистописание.

Д__мишко, сл__ва, стр___йка

Ооа Ооб

Сто нам стоит дом построить!

- Проведем чистописаниею

а) Прочитайте слова на первой строчке орфоэпически. Догадайтесь, какую букву мы сегодня будем писать? (Оо).

- Из какого элемента она состоит?

- Как вы догадались, в каком слове она ударная? (Стройка)

Учитель записывает прописную букву в слово.

- Сформулируйте пропущенную орфограмму в оставшихся словах. (Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением).

- Как проверить безударный гласный звук?

Подберите проверочные слова, назовите нужную букву!

Учитель записывает пропущенную букву в слово.

- Спишите слова на следующей строчке по образцу, подчеркните пропущенную орфограмму.

б) Догадайтесь, по какому принципу написаны слова?

- Продолжите принцип в тетради.

- Прочитайте предложение про себя. Какое оно по интонации?

- Прочитайте его вслух с нужной интонацией.

- Спишем предложение с доски, направляет на грамотную запись…

- Давайте проверим, нет ли у нас ошибок в чистописании. Слайд 3.

- Кто заметил однокоренные слова? Докажи!

- Выделите корень.

- Что закрепили на этапе чистописания?

- Судя по предложению, чем будем заниматься на уроке?

3. Вступительная беседа. Слайд 4.

- Рассмотрите новый кадр диафильма.

- Кто наши гости? (Вова, Петя, Катя).

- Как вы думаете, кто принес нам новые вопросы и задание, которые не смогут решить сами и просят вас о помощи? (Петя и Вова).

- Как вы думаете, кто знает ответы на эти вопросы? (Катя)

- Верно, ребята!

- Катя принесла с собой советы, подсказки, справки из научных книг, она нам поможет.

4. Постановка проблемы. Введение в тему. Целеполагание.

- Вернемся к записанным нами словам: домишко, слова, стройка. Что у них общего, поразмышляйте? Перед нами проблема!

- Это трудный для нас вопрос. Обратимся к Кате за советом. Слайд 5.

- Читаем! Кто догадался?

(Все слова отвечают на один и тот же вопрос что?)

- Рассмотрите внимательно еще раз кадр диафильма. Слайд 4 повторяется.

- Чему так удивился Петя? (Табуретка ожила).

- На какой вопрос слово “табуретка” отвечает на кадре? (Кто?)

- А в жизни может такое произойти? (Нет)

- Какова же тема урока? (Слова, которые отвечают на вопрос кто? что? Слайд 6.

- Где приходятся знания? (В контрольных работах, тестах, на уроках, при выполнении домашних заданий).

- Кто какую цель ставит для себя по теме урока?

Предполагаемые ответы:

  1. Запомнить все новое на уроке.
  2. Учиться различать слова, отвечающие на вопрос кто? и что?
  3. Писать без ошибок.
  4. Быть внимательным и т.д.

5. Совместное “открытие” новых знаний.

- Что обозначают слова, которые мы записали с вами в тетради? (Предмет). Обратимся за помощью.

- Прочитаем справку Кати из научной книги по новой теме. Слайд 7.

В случае затруднения повторить вопрос.

- У нас в гостях новая для вас часть речи, именно для нее мы построим дом и таким образом познакомимся с ней.

- Итак, крыша дома уже готова! Слайд 8.

- Кто хозяин дома?

6. Физминутка “Деревце”.

- Давайте немного отдохнем и посадим деревце около будущего дома. Какой дом без дерева!

- Встали, спинку выровняли, сделали вдох и выдох, плавно подняли руки вверх, соединили ладони, пальцы вместе. Потянитесь вверх всем телом и представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается здоровьем, силой, бодростью. Опуститесь, опустите руки, расслабьтесь.

7. Продолжение работы.

- Что вы узнали о существительном как части речи?

(Эта часть речи отвечает…)

- Первый этаж построен. Слайд 9.

8. Первичное закрепление. Коллективная работа.

- Откроем учебник на странице 36. Закрепим имеющиеся знания, выполнив упражнение № 49. Обозначьте номер в тетради.

- Прочитайте задание и скажите, что от нас требуется?

- Прочитайте слова.

- Для чего дан образец под словами? (Для правильного оформления).

- Сверимся с Катиным мнением! Слайд 10.

- В чем будем писать вопросы к словам? (В скобках)

- Прочитайте образец! Образец спишем, продолжаем дальше, направляет…

- Чему же мы подучились сейчас?

9. “Открытие” нового знания.

- Перед нами новый слайд. Слайд 11.

- Кого вы видите? (Животных и людей. В случае перечисления разбить на две группы)

- Это слова какой части речи? Докажите!

- А можно ли к этим словам задать вопрос что??

- Почему?

- На какие же две группы можно разбить имена существительные?

- Прочитаем справку Кати из научной книги! Слайд 12.

- Мы построили второй этаж дома. Добавим крышу, дом готов! Слайд 13.

- Поднимите руки, если он вам нравится и вы запомнили новые сведения!

10. Закрепления изученного. Игра “Найди ошибки”.

а) – Проверим это на деле.

Поможем Вове разобраться в ошибках. Слайд 14.

- Оформим два столбика по образцу

кто? что?

- Прочитайте слова, отвечающие на вопрос кто?

- Прочитайте слова, отвечающие на вопрос что?

- Распределите и запишите слова в столбики правильно, исправив Вовины ошибки.

(Самостоятельная работа учащихся).

б) Проверяем! Слайд 15.

- Проверьте опасные места, подчеркнув их!

11. Работа в парах

- I ряд запишет словарные слова, отвечающие на вопрос что?

- II ряд – слова, отвечающие на вопрос кто?

Проверка.

12. Рефлексия. Слайд 16.

- Откроем дневник.

- Кто не допустил ошибки по новой теме, поднимите руки? Ваш сигнал зеленый, вы можете помочь остальным, пушистик вами доволен, а я ставлю вам оценку 5.

- Кто допустил одну ошибку? Ваш сигнал – желтый, пушистик вас поддерживает, моя оценка - 4.

- Кто допустил две ошибки, запутался? Ваш сигнал пока красный, пушистик расстроен, моя оценка – 3. Обращайтесь за помощью к лидерам и у вас все получится!

13. Домашнее задание с комментированием.

Домашнее задание будет упражнение 34 на странице 18 из дидактических материалов.

(Читаю и объясняю задание).

14. Итог урока. Слайд 13 повторяется.

- Почему же к чистописанию я выбрала именно эти слова? Какой части речи мы построили дом?

- Что узнали о ней? Нам легко удалось построить дом на уроке.

- Я желаю, чтобы и в жизни каждому из вас дом построить было также легко!