Цель:
Оборудование: Презентация к уроку.
ХОД УРОКА
I. Учитель. Мы отправляемся в путешествие, для того, чтобы вспомнить изученные орфограммы.
В некоторых сказках герои находятся в затруднительном положении – стоят перед выбором: куда идти и с чего начать?
То же предстоит и нам.
…Направо мы пойдём –
С непроизносимыми согласными урок проведём.
Прямо пойдём –
В гости к парным согласным зайдём.
Налево пойдём –
К словам с безударной гласной придём.
Учитель. Выбор за вами! Постарайтесь убедить своих товарищей идти той дорогой, которую вы считаете нужной.
II. В гости к безударным гласным мы пришли…
Дуб зелёный над холмом,
А под дубом стоит дом.
В доме буковки живут,
Нас к себе они зовут.
Учитель просит прочитать эти строчки сильного ученика.
- Найдите все безударные гласные, которые спрятались в этих словах. (Безударные гласные записываются на доске и в тетрадях)
В слове зелёный – безударный гласный е. В слове холмом – безударный гласный о. В слове стоит – безударный гласный о.
- Все безударные гласные мы отыскали,
Которые в гости нас приглашали?
(Ещё безударная гласная есть в слове живут)
- Посмотрите: а все ли буквы вышли на встречу с нами?
(Ещё надо написать а, так как он тоже может быть безударным)
- Докажите.
(Трава, махать, глаза, старик, часы)
- Вот и все буковки у нас в тетрадке.
Или ещё не всё в порядке?
(Гласная я может быть безударной. Например, в словах мячи, пятачок, ряды, глядит, тянуть, тяжёлый, мясник)
- Всё теперь у нас в порядке.
Наши буковки в тетрадке.
Вспомните самую знаменитую песенку о ёлочке.
На слайде:
В лесу родилась ёлочка,
Зелёная иголочка.
- Видите, на каждой веточке задание?
Для вас, ребята – испытание.
1. На следующей строчке с маленькой буквы выпишите слова с безударной гласной в корне, а рядом напишите проверочное слово. (Дети работают самостоятельно, затем – проверка)
- А что нам надо помнить, чтобы написать правильно безударный звук? (Дети рассказывают правило)
2. Задание ёлочки: подбери однокоренные слова к слову “лес”.
- Какие слова называются однокоренными?
3. Задание: определи, сколько звуков и букв в слове “ёлочка”. (Дети работают с квадратиками). Дают характеристику каждому звуку в этом слове.
Вы всё рассказали про безударные гласные. Ёщё раз вспомним правило, как проверить гласную в слабой позиции? (Обобщение)
III. Теперь встаньте. Нам надо выбрать другую дорогу.
Мы с вами вперёд пойдём (шагают),
В новый городок придём.
А в какой – вам решать,
Какую дорогу выбирать.
Как скажу я слово “пять”,
Надо вам тогда решать,
Если прямо, то руки вперёд,
Если налево, то руки в стороны.
Итак, раз, два, три, четыре, пять!
(Дети идут по дороге, которое выбрало большинство)
Учитель. Мы в городке у парных согласных звуков.
Вы видите три домика. Заглянем в каждый поочерёдно.
- В этом доме живёт лягушка. А почему именно это животное?
(В слове лягушка есть парный согласный звук в корне и его надо проверить)
1. Задание лягушки.
Сказка – ложь, да в ней намёк –
Добрым молодцам урок.
- Как вы понимаете это выражение?
- Найдите слова с парны ми согласными в корне слова и подберите к ним проверочные слова. (Дети находят и подбирают проверочные слова)
- Каким правилом надо пользоваться, чтобы правильно написать парный согласный в корне слова?
2. Учитель. Во втором доме живёт мышка.
- Почему этот зверёк живёт в этом городе?
Задание мышки.
Загадка
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на просторе.
(колос – голос)
- Запишите эти слова и подберите к ним проверочные. (Дети работают самостоятельно)
- Молодцы! Каким образом вы подбирали проверочные слов?
Следующий житель этого городка – Баба-Яга.
Задание: Как называется мой замечательный домик? (Избушка на курьих ножках)
- Как вы думаете: почему это выражение появилось в этом городке?
- Подберите проверочные слова. Как вы это сделали?
- А как вы понимаете это выражение? Избушка на самом деле стоит на курьих ножках?
Учитель. В старину деревянные домики в топких, сырых местах ставили на пеньки с обрубленными корнями. Конечно, богатый, просторный дом на такие ножки не поставишь. Вот и стало это выражение синонимом ветхой, кривобокой избушки, в которой действительно может жить только Баба-Яга.
- Попробуйте составить предложение с этим выражением и запишите его в тетрадку.
- Ещё раз повторим правило написания парных согласных в корне слова. (Обобщение)
Физминутка.
Если в слове парный согласный звук в корне – руки вверх, если безударный гласный, то руки вперёд. Готовы? (Холмистый, гладкий, арбуз, вязать, часы, карапуз, звезда, сапожки)
IV. Итак, осталась последняя дорога в царство Непроизносимых согласных.
- Как вы думаете, почему я выбрала именно подводное царство для этой орфограммы?
- Задания для вас приготовили краб, скалярия и рыбка. Мы снова перед выбором! Когда я сосчитаю до 5 и вы поднимаете руки вверх, значит будем выполнять задание рыбки, если правая рука в сторону – задание скалярии, левая рука – задание краба.
Приготовились! 1, 2, 3, 4, 5!
Задание рыбки.
Вы должны отгадать и записать буквы, которые она вам загадала.
Парный согласный в слове ЛУК.
Безударный гласный в корне слова СТОЛОВАЯ.
Сонорный звук в слове КРОТ.
Безударный гласный в корне слова ЗВЕЗДОЧЁТ.
Сонорный звук в слове ЗУБНОЙ.
Буква, которая не имеет звука в слове КАМЕНЬ.
- Какое слово загадала вам рыбка? (Корень)
- А почему именно это слово? (Потому что все орфограммы, которые повторяем сегодня, находятся в корне слова)
- Давайте ещё раз вспомним эти орфограммы.
Задание скалярии.
- Вас ждёт серьёзное испытание. Внимательно прочитайте стихотворение. Я даю вам две минуты для запоминания. Затем вы записываете слова в тетрадь. Кто больше слов запишет, тот и победит. (Дети работают самостоятельно, затем проверка)
- Чтобы непроизносимые согласные не играли с нами в прятки, мы запишем их в тетрадки. (Дд Тт Лл Вв)
- Подберите проверочные слова. Как вы это делали? (Правило)
Задание краба.
- Краб – любознательный первоклассник, он не знает правил, поэтому написал предложение с ошибками. Давайте ему поможем!
Ужастно интерестно всё то, что неизвестно!
(Дети исправляют ошибки и записывают предложение правильно)
- Подскажите крабу, как не ошибиться в написании непроизносимых согласных в корне слова?
V. Вот и заканчивается наше путешествие. Какой вывод можно сделать? (Обобщение правил)
У хорошей сказки счастливая развязка.
- Как вы понимаете это выражение?
- В нашем путешествии всё хорошо закончилось. Мы многое повторили. Молодцы! (Материал рассчитан на 2 урока)