Цель: обобщить и углубить знания по теме “Изомерия непредельных углеводородов”.
Задачи:
Образовательная
- обобщить знания обучающихся по теме;
- познакомить с дополнительным материалом по геометрической изомерии.
Развивающая
- развивать аналитическое умение обучающихся: сравнение, анализ, обобщение;
- развивать логическое мышление: внимание, зрительную память, умение слушать, делать выводы, умение повторять, выделять главное, анализировать.
Воспитательная
- воспитывать личностные качества - ответственность, самостоятельность,
Приёмы и методы обучения:
Беседа, самостоятельная работа.
Технологии:
- активизация и интенсификация деятельности школьников;
- развивающего обучения (З.В. Занков, - качество и объём выполняемой работы оценивается с точки зрения посильности, доступности знания ученика, с точки зрения субъективных возможностей ученика, так как темпы развития личности глубоко индивидуальны)
- технология на личностно-смысловой основе (личность учителя и умение воздействовать на ученика);
- технология на проблемной основе, когда ставится проблемная ситуация между знанием и незнанием;
Оборудование:
Периодическая таблица Д.И.Менделеева, тексты вопросов, тестов, задач.
Тип урока – обобщающий.
Ход урока
1. Организационный момент (1-2 минуты)
2. Вступительное слово учителя: сообщение цели, темы, задач урока. (1 минута) Урок состоит из нескольких блоков.
I блок.
Фронтальный опрос (10 минут).
Вопросы № 1-4 подготовлены учеником Шалаховым Б., ему слово (ученик выходит к доске, читает вопросы, спрашивает одноклассников, анализирует ответы)
Итак, какой сделаем вывод об условиях геометрической изомерии? Ответ:
1) наличие -связи или цикла;
2) наличие различных заместителей у атомов углерода с двойной связью.
Вопрос № 4 задаёт учитель.
Текст вопроса № 4 – это проблемный вопрос, на который можно ответить, изучив схему “порядок старшинства заместителей”.
Вопросы № 6, 7.
Решаются в форме вопрос-ответ.
Итак, сделаем вывод. Как определить форму геометрической изомерии? Ответ:
1)определить двойную связь или цикл;
2) определить старший заместитель у атомов углерода с двойной связью, согласно порядку старшинства заместителей.
Вопросы из данной темы встречаются в текстах ЕГЭ (А-14,…). Тексты ЕГЭ лежат на партах.
Решить:
I ряд - №61-8/10 А-14
ІІ ряд - №472-2/11 А-14
ІІІ ряд - №471-2/10 А-14
II блок.
Решение задач (10 минут).
Используется дифференцированный подход в составлении задач и технология развивающего обучения.
I ряд и II ряд – обучающиеся на “4” и “5”, предлагаемые задачи следует решить ВI – способом первым; ВII – способом вторым.
III ряд – V вариант – обучающиеся на “3” и “4”, им предлагается задание по теме “Изомерия непредельных углеводородов”.
VI вариант – для учащихся, которые будут сдавать ЕГЭ, им предлагается задача ЕГЭ В042 С-5 (2007г.)
Из каждого варианта один обучающийся вызывается к доске для записи решения своей задачи, на доске написано время для решения. Остальные обучающиеся этого же решают задачу. Тот, кто решил первым, проверяет решение задачи и ставит оценку за ответ.
4 минуты.
I-В: Решаем задачи через соотношение С: Н
4 минуты.
II-В: Используем формулу:
5 минут.
III-В: Используем формулу
:
Решаем математическим способом.
5 минут.
IV-В: Находим p, решаем через соотношение С:Н
7 минут.
V-В: Вспоминаем условия геометрической изомерии.
6 минут.
VI-В: Используем формулу:
III блок.
Самостоятельная работа (10 минут). Вариант 1, 2
IV блок.
Переход к теме следующего урока (5 минут).
Напишите структурные формулы и сравните строение молекул этана и этина?
- Что у них общего в строении и в чем различие?
- Какая молекула химически активнее и почему?
Ответ:
Этин Этан
Молекула этина более активнее, так как имеется -связь (-связь обладает меньшей прочностью и большей поляризуемостью, чем -связь, её электроны более доступны для атаки реагентов).
-связь – “горячая точка” молекулы.
- Какое положение теории А.М.Бутлерова находит отражение в данном рассуждении?
Ответ:
- Доказывается второе положение теории А.М. Бутлерова “Свойства органических веществ определяются …, т.е. химическим строением вещества”.
- Какая молекула химически активнее? (бутан, бутадиен-1,3)
Ответ: (бутадиен-1,3).
Итак, “Химические свойства алкенов”, это тема следующего урока. Посмотрите и перепишите схемы “Химические свойства”. (1 минута). Приложение 4.
Домашнее задание: прочитать
стр.87-89
стр.102-103
стр.112-113