Обобщающий урок на тему "Изомерия непредельных углеводородов"

Разделы: Химия


Цель: обобщить и углубить знания по теме “Изомерия непредельных углеводородов”.

Задачи:

Образовательная

  • обобщить знания обучающихся по теме;
  • познакомить с дополнительным материалом по геометрической изомерии.

Развивающая

  • развивать аналитическое умение обучающихся: сравнение, анализ, обобщение;
  • развивать логическое мышление: внимание, зрительную память, умение слушать, делать выводы, умение повторять, выделять главное, анализировать.

Воспитательная

  • воспитывать личностные качества - ответственность, самостоятельность,

Приёмы и методы обучения:

Беседа, самостоятельная работа.

Технологии:

  • активизация и интенсификация деятельности школьников;
  • развивающего обучения (З.В. Занков, - качество и объём выполняемой работы оценивается с точки зрения посильности, доступности знания ученика, с точки зрения субъективных возможностей ученика, так как темпы развития личности глубоко индивидуальны)
  • технология на личностно-смысловой основе (личность учителя и умение воздействовать на ученика);
  • технология на проблемной основе, когда ставится проблемная ситуация между знанием и незнанием;

Оборудование:

Периодическая таблица Д.И.Менделеева, тексты вопросов, тестов, задач.

Тип урока – обобщающий.

Ход урока

1. Организационный момент (1-2 минуты)

2. Вступительное слово учителя: сообщение цели, темы, задач урока. (1 минута) Урок состоит из нескольких блоков.

I блок.

Фронтальный опрос (10 минут).

Вопросы № 1-4 подготовлены учеником Шалаховым Б., ему слово (ученик выходит к доске, читает вопросы, спрашивает одноклассников, анализирует ответы)

Приложение 1.

Итак, какой сделаем вывод об условиях геометрической изомерии? Ответ:

1) наличие img1.gif (106 bytes)-связи или цикла;

2) наличие различных заместителей у атомов углерода с двойной связью.

Вопрос № 4 задаёт учитель.

Текст вопроса № 4 – это проблемный вопрос, на который можно ответить, изучив схему “порядок старшинства заместителей”.

Вопросы № 6, 7.

Решаются в форме вопрос-ответ.

Итак, сделаем вывод. Как определить форму геометрической изомерии? Ответ:

1)определить двойную связь или цикл;

2) определить старший заместитель у атомов углерода с двойной связью, согласно порядку старшинства заместителей.

Вопросы из данной темы встречаются в текстах ЕГЭ (А-14,…). Тексты ЕГЭ лежат на партах.

Решить:

I ряд - №61-8/10   А-14

ІІ ряд - №472-2/11   А-14

ІІІ ряд - №471-2/10   А-14

II блок.

Решение задач (10 минут).

Используется дифференцированный подход в составлении задач и технология развивающего обучения.

(Приложение 2)

I ряд и II ряд – обучающиеся на “4” и “5”, предлагаемые задачи следует решить ВI – способом первым; ВII – способом вторым.

III ряд – V вариант – обучающиеся на “3” и “4”, им предлагается задание по теме “Изомерия непредельных углеводородов”.

VI вариант – для учащихся, которые будут сдавать ЕГЭ, им предлагается задача ЕГЭ В042 С-5 (2007г.)

Из каждого варианта один обучающийся вызывается к доске для записи решения своей задачи, на доске написано время для решения. Остальные обучающиеся этого же решают задачу. Тот, кто решил первым, проверяет решение задачи и ставит оценку за ответ.

4 минуты.

I-В: Решаем задачи через соотношение С: Н

4 минуты.

II-В: Используем формулу:

5 минут.

III-В: Используем формулу

:

Решаем математическим способом.

5 минут.

IV-В: Находим p, решаем через соотношение С:Н

7 минут.

V-В: Вспоминаем условия геометрической изомерии.

6 минут.

VI-В: Используем формулу:

III блок.

Самостоятельная работа (10 минут). Вариант 1, 2

Приложение 3

IV блок.

Переход к теме следующего урока (5 минут).

Напишите структурные формулы и сравните строение молекул этана и этина?

- Что у них общего в строении и в чем различие?

- Какая молекула химически активнее и почему?

Ответ:

Этин Этан

Молекула этина более активнее, так как имеется -связь (-связь обладает меньшей прочностью и большей поляризуемостью, чем -связь, её электроны более доступны для атаки реагентов).

img1.gif (106 bytes)-связь – “горячая точка” молекулы.

- Какое положение теории А.М.Бутлерова находит отражение в данном рассуждении?

Ответ:

- Доказывается второе положение теории А.М. Бутлерова “Свойства органических веществ определяются …, т.е. химическим строением вещества”.

- Какая молекула химически активнее? (бутан, бутадиен-1,3)

Ответ: (бутадиен-1,3).

Итак, “Химические свойства алкенов”, это тема следующего урока. Посмотрите и перепишите схемы “Химические свойства”. (1 минута). Приложение 4.

Домашнее задание: прочитать

стр.87-89

стр.102-103

стр.112-113