Обобщающий урок по математике в 6-м классе по теме "Десятичные дроби"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • повторение действий с десятичными дробями;
  • развитие математического кругозора, мышления, внимания, памяти;
  • воспитание познавательного интереса к предмету, творческой активности учащихся.

1-й этап

Мотивационно-ориентировачный: разъяснение деятельности учащихся.

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в страну десятичных дробей. Познакомимся с историей появления дробей, выполним графический диктант, и выполним различные задания на выполнение действия с десятичными дробями.

2-й этап

Актуализация опорных знаний

Из истории появления дробей. Выступление учащегося с показом презентации.

(Приложение 1.Present 160 kb)

Графический диктант (рисунок 1,2,3,4,5,6). С помощью геометрических фигур собрать заданный объект. Класс разбит на три группы по уровням сложности:. 1-й корабль, рыба;2-й машина, девочка; 3-й поезд, собака. Ответы: (рисунок 7, 8, 9, 10, 11, 12).

Использовать слайды со 2 по 13. (Приложение 2. Present 165 kb)

Выполнение заданий, контроль и оценка знаний

Путешествие.

Полученные объекты: транспорт (корабль, машина, поезд)- это наши средства передвижения. Одушевленные объекты: рыба собака, девочка - наши попутчики.

Итак, наше путешествие начинается. Отправляемся в плаванье на корабле. Корабль причалил к острову “Запятая”. Выполите задание 1. (Слайд 14)

1. Во сколько раз увеличится или уменьшится число от перенесения запятой?

620,9715

6209,715

62097,15

620971,5

У берега плавают рыбы, накормите их. Задание 2. (Слайд 15)

2. “Великан” среди микробов имеет размер 0,1 мм, а наибольший вирус имеет размер 0,0000016 мм. Во сколько раз вирус меньше микроба?

Экскурсия по острову на автомобиле. Остановка город “Сравнение”. Задание 3. (Слайд16)

3. Расположите в порядке возрастания числа 0,3 ; 2.06 ; 5,4 ; 1,48 ; 0,08 ; 0,29 ;5,39 ;2,1 ; 1,5.

Путешествие продолжается на поезде. Чтобы получить билет помогите собаке. Задание 4. ( Слайд 17)

4. Заполнить таблицу.

x 0,6 0,3 1,2
4      
0,2      
0,08      
       

Поезд отправляется. Чтобы во время добраться до места следования найдем скорость поезда. Задание 5. (Слайд18).

5. Выполни деление:

12,4:0,031=

1,836:20,4=

6:0,8=

9:0,36=

7,9:3,16=

8,01:9=

Итак, прибыли на станцию “Окошки”. Помочь девочке их открыть. Задание 6. (Слайд 19).

6. Игра “Открой окошки”

1,4+0,6=
  • -1,7=
  • x1,2=
  • :9=
  • +0,96=
  • -0,2=
  • x0,5=
  • :0,02=
2,6+0,4=
  • -2,8=
  • x1,8=
  • :12=
  • +0,97=
  • -0,1=
  • x0,5=
  • :0,15=

4-й этап

Подведение итогов.

Что понравилось?

Что нового узнали?

5-й этап

Творческое домашнее задание - сочинить сказку в стране “ Десятичные дроби”. Для примера прочитать сказку.

Сказка “Запятая-волшебница”

В некотором царстве, в некотором государстве, жили, были числа. Числа были разные натуральные и дробные и спорили друг с другом, кто из них важнее и нужнее. Однажды в государство “Чисел” забрела “Запятая”. Запятая была настоящей волшебницей. А как вы думаете, почему?

Она просто хотела, чтобы все числа жили вместе в дружном и крепком государстве, и не спорили кто важнее и нужнее.

И вот она решила превратить все натуральные числа в десятичные дроби. А как это ей удалось? Да очень просто. Стоило Запятой лишь встать после любого натурального числа, а рядом за собой поставить ноль, как тут же натуральное число превращалось в десятичную дробь.

Добралась она и до обыкновенных дробей. Все обыкновенные дроби, у которых знаменатель 10,100,1000 и т. д. можно записать в виде десятичной, записав впереди числителя ноль и запятую. Например, 48/100=0,48. А как быть, если знаменатель любое другое натуральное число? Здесь пришлось Запятой немного труднее. Был у нее для этого замечательный помощник- знак “Деления”. Он говорил: “Я еще не волшебник, я только учусь!” Он ловко и быстро делил числитель дроби на ее знаменатель, и она превращалась в десятичную дробь. 12/60=0,2. Но ведь числитель не всегда делиться на знаменатель без остатка? Да, например, 1/3=0,333…. Это бесконечные десятичные дроби. Такие дроби не очень удобно записывать. Но и тут Запятая нашла выход, применив свои “Волшебные скобки”, записав 0,333…=0,(3). Такие дроби называются десятичные чистые периодические дроби. Бывает так, что повторяется не одно число в периоде, а несколько. Особенно интересна дробь 1/81=0,012345679012345679=0,(012345679). Ее период содержит все цифры, по порядку начиная с нуля, нет только цифры 9.

Встречаются дроби, у которых период начинается не сразу после запятой, 3/14=214285714…=0,2(142857). Такие дроби называют смешанными периодическими дробями.

Итак, благодаря волшебнице Запятой все числа в государстве стали десятичными дробями и стали они дружно жить-поживать, добра наживать.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11

Рисунок 12