Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника.
Л.В. Мардакаев в “Словаре по социальной педагогике” дает такое определение: “Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат”.
Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
Свою работу по социализации я начала с изучения семей – это позволит ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Составила социальный паспорт, куда включила типы семей:
Семья:
- полная – 7 семей;
- неполная – 4 семьи;
- с одним ребенком – 7 семей;
- с двумя и более – 4 семьи;
- многодетные – 1 семья;
- родители-инвалиды – 1 человек;
- дети-инвалиды – 1 человек;
- благополучные – 72%
- формально-благополучные – 28%
Состав семьи:
- межпоколенные (родители, дети, родители родителей) – 3 семьи;
- двухпоколенные (родители, дети) – 8 семей.
- Использовала различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседы, анкетирование, рисунки детей.
- При проведении анкетирования “Самоанализ социальных факторов жизни семьи” выяснила, что доход семьи:
- денег в основном хватает – 83%
- живем от зарплаты до зарплаты – 17%
Педагогический стиль:
- разумная требовательность к детям, атмосфера доверия и поддержки друг друга – 83%
- родительская любовь сопровождается сильной опекой одного из членов семьи – 17%
Уровень эмоциональной поддержки:
- атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви – 83%
- здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, “жизнь по привычке” - 17%
Ценность детей:
- дети для нас главная ценность – 50%
- дети, скорее всего элемент социального статуса “как у всех, так положено” - 17%
- дети – равнозначимая ценность наряду с супружеством – 17%
- дети – проблема, они доставляют много дополнительных забот, беспокойства – 17%
Педагогическая культура:
- читают педагогическую литературу, используют рекомендации учителя, воспитателя, слушают передачи по радио, телевидению – 17%
- используют жизненный опыт – 83%
Проблемы в воспитании:
- непослушание, раздражительность, плаксивость – 27%
- не испытывают проблем – 73%
При проведении анкетирования “Стили и методы воспитания в семье”, выяснилось, что 63% родителей считают, что необходимо воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию, хотя отмечают, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте, методом проб и ошибок; и только 37% создают все возможные условия для того, чтобы ребенок мог научиться развивать собственную инициативу, способность к анализу событий, учат не только осознавать свои ошибки, но и создают условия для их самостоятельного исправления.
Проведение такой диагностики выявило особенности семейного воспитания и позволило наметить план работы, используя индивидуальные формы: беседы, консультации; групповые: родительские собрания, заседания круглого стола. Упор делался на психолого-педагогическое просвещение родителей.
При работе с детьми по социализации поставила такую цель: создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.
В современных условиях все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляцию социального поведения ребенка.
Первый вопрос, который решался – это становление социальной позиции ребенка 6-7 лет, и вытекающая отсюда задача: формирование у учащихся 1 класса умения ориентироваться в новой социальной среде.
Для создания условий для более близкого знакомства детей и формирования представлений о школьных правилах были проведены классные часы: “Я – ученик”, “Давайте познакомимся”, “Права обязанности школьников”, “Как вести себя в школе”, “Наш класс на перемене”. Для стимулирования внутригруппового общения: тренинг общения “Я и мы”, социоигра “Найти пару”. Для развития межличностного общения в группе: игра “Закончи предложение”, час общения “Добрые слова о моей игрушке”, групповое пение “Улыбка”, “Дружба”. Для развития коммуникативных способностей: ролевые игры “Знакомство”, “Приветствие”, “разговор по телефону”; речевые игры “Учимся благодарить”, “Поздравление”. Для того, чтобы научить решать возникающие проблемы мирным способом: классный час “Мы дружные ребята”; обсуждение мультфильмов “Приключение кота Леопольда”, “Зима в Простоквашино”.
Для того, чтобы научить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых): упражнения “Догадайся о выборе”; разбор жизненных ситуаций “Я на улице”, “Общественный транспорт”. Для развития положительной самооценки, самоорганизованности: игра “Самореклама”, составление автопортрета “Это – я”.
Для развития воли и терпения в выполнении дела от начала до конца: классный час “Мои “хочу” и мои “надо”, игра “Да и нет, не говори”, групповое чтение К.Ушинский “Кончил дело – гуляй смело”.
Чтобы отследить развитие этих умений, был использован метод социометрии, а также наблюдение с последующей фиксацией данных о результативности воспитания в сводной таблице, в которой родители, сами дети и педагог оценивали внешнюю культуру личности (культура общения, культура поведения, культура внешнего вида) и внутреннюю (отзывчивость, дружелюбие, самостоятельность, любознательность, честность).
Далее работа будет вестись по таким направлениям:
1.“Волевая регуляция поведения и деятельности” - для формирования и развития волевых качеств как социально значимых свойств личности.
2.“Социальная активность и ее особенности развития у младших школьников” - для развития поведенческих компонентов: отношение к значимой деятельности, взаимодействие со сверстниками, навыки самоконтроля, навыки поведения в трудных ситуациях; для развития мотивационно-личностного компонента – самооценки, учебной мотивации, саморегуляции.
Работа по социальному развитию проходила и в учебной деятельности.
На уроках окружающего мира акцентируется внимание на расширение у детей представлений о природе, нормах жизни – идет формирование знаний об объектах и явлениях окружающего мира и связях между ними; на ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине и других местах – идет обучение мерам безопасности при взаимодействии с окружающим миром, преодоление эстетически негативного отношения детей к некоторым объектам природы.
Эта работа ведется через дидактические игры, занимательные упражнения, рассказы, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, пословицы.
Уроки здоровья нацелены на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять здоровье, если он сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.
Как же сформировать это сознательное отношение?
Разобрала основные мотивации стиля здоровой жизни ребенка 7 – 10 лет и наметила пути, через которые будет формироваться сознательное отношение к здоровой жизни:
1. Самосохранение.
- Через обучение детей санитарным навыкам можно дать им расширенное представление о мире микроорганизмов, об их вредном воздействии на здоровье человека.
- Через ознакомление с правилами дорожного движения – воспитание в них навыков безопасного поведения на улице.
2. Подчинение этнокультурным требованиям.
Именно сейчас члены семьи, педагоги являются для ребенка примером осознанного подражания, и ребенок в 7-8 лет действия взрослых повторяет сознательно, пытается закрепить автоматизм некоторых действий.
3. Получение удовольствия от самосовершенствования.
Ощущение здоровья приносит человеку радость независимо от возраста.
Мы учим ребенка осознавать эту радость – он овладевает рефлексией (осознанием) эмоций. Например, чистая кожа рук куда приятнее, чем грязные пальцы; чистая, красивая одежда – тоже приятно.
Эти мотивации формирования стиля здоровой жизни доступны ребенку 7-8 лет.
На этих же уроках давались общие представления:
- О понятии “личность” в теме “Знакомство с самим собой”.
Разобрали понятия: человеческое общество, семья – общество (маленькое), общественное “Я”, индивидуальное “Я”, биологическое “Я”. Из этих трех “Я” складывается единая человеческая личность. Каждый из нас - личность.
- О здоровом образе жизни.
Разобрали, что значит заботиться о своем биологическом “Я” (дышать свежим воздухом, есть здоровую, свежую пищу, много двигаться, одеваться по погоде, беречь зрение и выполнять все рекомендации по лечению глаз) – вести здоровый образ жизни.
Для закрепления знаний учили пословицы, поговорки о чистоте; отгадывали загадки, слушали сказки “О микробах”, читали “Вредные советы” Г. Остера, проводили опыты, наблюдения (устройство глаза, органы слуха), игры “Полезно – вредно”, практикум “Чистка зубов”, разучивание стихов.
Начала вести работу по формированию социальных качеств.
Воспитанность человека характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе.
Задача – чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. Для этого надо установить самые важные общественно-значимые качества, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе.
Это такие социальные качества:
- Товарищество.
- Уважение к старшим.
- Доброта.
- Честность.
- Трудолюбие.
- Бережливость.
- Дисциплинированность, соблюдение порядка.
- Любознательность.
- Любовь к прекрасному.
- Стремление быть сильным, ловким.
Определение уровня развития данных социальных качеств и поможет определить уровень социального развития школьника.
Эти же показатели выступают в качестве параметров, по которым можно судить о воспитанности учащихся.
Эти социальные качества развивались через различные формы работы:
- В учебной деятельности – интеллектуальные, ролевые игры, групповое чтение, обсуждение прочитанного, рисование, работа с пословицами, работа в группах.
- Во внеурочной деятельности – подготовка и участие в праздниках, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений.
Вся работа по социализации поможет ребенку приобрести:
- Четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
- Научаться чувствовать и понимать других людей;
- Произойдет приобщение к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека;
- Увидят ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.