Доклад из опыта работы "Социализация младших школьников"

Разделы: Начальная школа, Социальная педагогика


Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника.

Л.В. Мардакаев в “Словаре по социальной педагогике” дает такое определение: “Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат”.

Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Свою работу по социализации я начала с изучения семей – это позволит ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Составила социальный паспорт, куда включила типы семей:

Семья:

  • полная – 7 семей;
  • неполная – 4 семьи;
  • с одним ребенком – 7 семей;
  • с двумя и более – 4 семьи;
  • многодетные – 1 семья;
  • родители-инвалиды – 1 человек;
  • дети-инвалиды – 1 человек;
  • благополучные – 72%
  • формально-благополучные – 28%

Состав семьи:

  • межпоколенные (родители, дети, родители родителей) – 3 семьи;
  • двухпоколенные (родители, дети) – 8 семей.
  • Использовала различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседы, анкетирование, рисунки детей.
  • При проведении анкетирования “Самоанализ социальных факторов жизни семьи” выяснила, что доход семьи:
  • денег в основном хватает – 83%
  • живем от зарплаты до зарплаты – 17%

Педагогический стиль:

  • разумная требовательность к детям, атмосфера доверия и поддержки друг друга – 83%
  • родительская любовь сопровождается сильной опекой одного из членов семьи – 17%

Уровень эмоциональной поддержки:

  • атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви – 83%
  • здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, “жизнь по привычке” - 17%

Ценность детей:

  • дети для нас главная ценность – 50%
  • дети, скорее всего элемент социального статуса “как у всех, так положено” - 17%
  • дети – равнозначимая ценность наряду с супружеством – 17%
  • дети – проблема, они доставляют много дополнительных забот, беспокойства – 17%

Педагогическая культура:

  • читают педагогическую литературу, используют рекомендации учителя, воспитателя, слушают передачи по радио, телевидению – 17%
  • используют жизненный опыт – 83%

Проблемы в воспитании:

  • непослушание, раздражительность, плаксивость – 27%
  • не испытывают проблем – 73%

При проведении анкетирования “Стили и методы воспитания в семье”, выяснилось, что 63% родителей считают, что необходимо воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию, хотя отмечают, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте, методом проб и ошибок; и только 37% создают все возможные условия для того, чтобы ребенок мог научиться развивать собственную инициативу, способность к анализу событий, учат не только осознавать свои ошибки, но и создают условия для их самостоятельного исправления.

Проведение такой диагностики выявило особенности семейного воспитания и позволило наметить план работы, используя индивидуальные формы: беседы, консультации; групповые: родительские собрания, заседания круглого стола. Упор делался на психолого-педагогическое просвещение родителей.

При работе с детьми по социализации поставила такую цель: создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.

В современных условиях все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляцию социального поведения ребенка.

Первый вопрос, который решался – это становление социальной позиции ребенка 6-7 лет, и вытекающая отсюда задача: формирование у учащихся 1 класса умения ориентироваться в новой социальной среде.

Для создания условий для более близкого знакомства детей и формирования представлений о школьных правилах были проведены классные часы: “Я – ученик”, “Давайте познакомимся”, “Права обязанности школьников”, “Как вести себя в школе”, “Наш класс на перемене”. Для стимулирования внутригруппового общения: тренинг общения “Я и мы”, социоигра “Найти пару”. Для развития межличностного общения в группе: игра “Закончи предложение”, час общения “Добрые слова о моей игрушке”, групповое пение “Улыбка”, “Дружба”. Для развития коммуникативных способностей: ролевые игры “Знакомство”, “Приветствие”, “разговор по телефону”; речевые игры “Учимся благодарить”, “Поздравление”. Для того, чтобы научить решать возникающие проблемы мирным способом: классный час “Мы дружные ребята”; обсуждение мультфильмов “Приключение кота Леопольда”, “Зима в Простоквашино”.

Для того, чтобы научить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых): упражнения “Догадайся о выборе”; разбор жизненных ситуаций “Я на улице”, “Общественный транспорт”. Для развития положительной самооценки, самоорганизованности: игра “Самореклама”, составление автопортрета “Это – я”.

Для развития воли и терпения в выполнении дела от начала до конца: классный час “Мои “хочу” и мои “надо”, игра “Да и нет, не говори”, групповое чтение К.Ушинский “Кончил дело – гуляй смело”.

Чтобы отследить развитие этих умений, был использован метод социометрии, а также наблюдение с последующей фиксацией данных о результативности воспитания в сводной таблице, в которой родители, сами дети и педагог оценивали внешнюю культуру личности (культура общения, культура поведения, культура внешнего вида) и внутреннюю (отзывчивость, дружелюбие, самостоятельность, любознательность, честность).

Далее работа будет вестись по таким направлениям:

1.“Волевая регуляция поведения и деятельности” - для формирования и развития волевых качеств как социально значимых свойств личности.

2.“Социальная активность и ее особенности развития у младших школьников” - для развития поведенческих компонентов: отношение к значимой деятельности, взаимодействие со сверстниками, навыки самоконтроля, навыки поведения в трудных ситуациях; для развития мотивационно-личностного компонента – самооценки, учебной мотивации, саморегуляции.

Работа по социальному развитию проходила и в учебной деятельности.

На уроках окружающего мира акцентируется внимание на расширение у детей представлений о природе, нормах жизни – идет формирование знаний об объектах и явлениях окружающего мира и связях между ними; на ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине и других местах – идет обучение мерам безопасности при взаимодействии с окружающим миром, преодоление эстетически негативного отношения детей к некоторым объектам природы.

Эта работа ведется через дидактические игры, занимательные упражнения, рассказы, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, пословицы.

Уроки здоровья нацелены на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять здоровье, если он сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.

Как же сформировать это сознательное отношение?

Разобрала основные мотивации стиля здоровой жизни ребенка 7 – 10 лет и наметила пути, через которые будет формироваться сознательное отношение к здоровой жизни:

1. Самосохранение.

  • Через обучение детей санитарным навыкам можно дать им расширенное представление о мире микроорганизмов, об их вредном воздействии на здоровье человека.
  • Через ознакомление с правилами дорожного движения – воспитание в них навыков безопасного поведения на улице.

2. Подчинение этнокультурным требованиям.

Именно сейчас члены семьи, педагоги являются для ребенка примером осознанного подражания, и ребенок в 7-8 лет действия взрослых повторяет сознательно, пытается закрепить автоматизм некоторых действий.

3. Получение удовольствия от самосовершенствования.

Ощущение здоровья приносит человеку радость независимо от возраста.

Мы учим ребенка осознавать эту радость – он овладевает рефлексией (осознанием) эмоций. Например, чистая кожа рук куда приятнее, чем грязные пальцы; чистая, красивая одежда – тоже приятно.

Эти мотивации формирования стиля здоровой жизни доступны ребенку 7-8 лет.

На этих же уроках давались общие представления:

  • О понятии “личность” в теме “Знакомство с самим собой”.

Разобрали понятия: человеческое общество, семья – общество (маленькое), общественное “Я”, индивидуальное “Я”, биологическое “Я”. Из этих трех “Я” складывается единая человеческая личность. Каждый из нас - личность.

  • О здоровом образе жизни.

Разобрали, что значит заботиться о своем биологическом “Я” (дышать свежим воздухом, есть здоровую, свежую пищу, много двигаться, одеваться по погоде, беречь зрение и выполнять все рекомендации по лечению глаз) – вести здоровый образ жизни.

Для закрепления знаний учили пословицы, поговорки о чистоте; отгадывали загадки, слушали сказки “О микробах”, читали “Вредные советы” Г. Остера, проводили опыты, наблюдения (устройство глаза, органы слуха), игры “Полезно – вредно”, практикум “Чистка зубов”, разучивание стихов.

Начала вести работу по формированию социальных качеств.

Воспитанность человека характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе.

Задача – чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. Для этого надо установить самые важные общественно-значимые качества, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе.

Это такие социальные качества:

  • Товарищество.
  • Уважение к старшим.
  • Доброта.
  • Честность.
  • Трудолюбие.
  • Бережливость.
  • Дисциплинированность, соблюдение порядка.
  • Любознательность.
  • Любовь к прекрасному.
  • Стремление быть сильным, ловким.

Определение уровня развития данных социальных качеств и поможет определить уровень социального развития школьника.

Эти же показатели выступают в качестве параметров, по которым можно судить о воспитанности учащихся.

Эти социальные качества развивались через различные формы работы:

  • В учебной деятельности – интеллектуальные, ролевые игры, групповое чтение, обсуждение прочитанного, рисование, работа с пословицами, работа в группах.
  • Во внеурочной деятельности – подготовка и участие в праздниках, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений.

Вся работа по социализации поможет ребенку приобрести:

  • Четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
  • Научаться чувствовать и понимать других людей;
  • Произойдет приобщение к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека;
  • Увидят ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.