Форма проведения: групповая дискуссия.
Участники дискуссии: члены ПМПк, воспитатели и педагоги-специалисты детского дома, председатель и секретарь районной комиссии по делам несовершеннолетних, инспектор ПДН, инспектор по охране прав несовершеннолетних Харабалинского района.
Цели:
- выявление типов “трудных” детей и факторов, провоцирующих их появление;
- определение перечня мероприятий по коррекционно-педагогической работе с “трудными” детьми;
- согласование возможности координации усилий различных государственных учреждений (органов, комиссий) по социально-педагогической поддержке детей, имеющих склонность к выбору девиантного типа социализации.
Наше заседание мы посвящаем сегодня “трудным детям”. Скажите, пожалуйста, каких детей подразумеваем мы, когда относим их к категории “трудных”?
(приглашаю к ответу участников дискусии)
Детей, чье воспитание вызывает особые трудности, различные педагоги и психологи называют по-разному: “педагогически запущенными”, “социально запущенными”, “социально незащищенными”, с “отклоняющимся поведением”, “трудновоспитуемыми”, “дезадаптированными”, с “девиантным поведением”, с “делинквентным поведением”, с “асоциальным поведением”, с “антиобщественным поведением”. Общим для них является то, что все они имеют различные формы психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского дома, школы, села и т.д.
Проблема “трудных” детей и подростков особо актуальна для нашего учреждения. Часто мы слышим претензии от учителей, представителей общественности в адрес наших воспитанников: они не хотят учиться, пропускают и иногда срывают уроки, дерзят, сквернословят, хулиганят, воруют, дерутся и т.д. Мы попросили наших психологов выяснить, какие формы отклонения от нормального поведения присущи нашим воспитанникам, в чём заключается их “трудность”.
(выступление психолога)
Параллельно с психологами своё микроисследование среди воспитанников и воспитателей проводила социальный педагог.
(выступление социального педагога, анализ 1-4 вопросов в анкетах для педагогов и 1-3 вопросов в анкетах детей)
Какие факторы (возрастные, социальные, демографические) влияют на появление “трудных” детей?
(ответы участников дискуссии , комментарии ответов на вопрос 5 анкеты для воспитателей, вопрос 4 анкеты для воспитанников социальным педагогом )
- удовлетворение примитивных потребностей или стремление любой ценой добиться определенного положения подростка в микрогруппе;
- стремление продемонстрировать товарищам свою смелость, решительность;
- диспропорция между физическим развитием и некоторыми сторонами психического созревания (акселерация в физическом и половом развитии);
- сформировавшиеся в раннем детстве и младшем школьном возрасте особенности личности (недостаточная способность к обучению, слабая воля, отсутствие самоконтроля, свойства темперамента, отклонение в функционировании ЦНС, тревожность, застенчивость и др.);
- “уживчивость” высокой самооценки рядом с неуверенностью в собственных силах и способностях (например, в учебе); высокой критичности по отношению к окружающим с абсолютной некритичностью к самому себе;
- сопротивляемость педагогическим воздействиям;
- недооценка или неправильная педагогическая оценка воспитанника его педагогом (подчеркивание “безнадежности” ребенка , отсутствие уважения к личности ребенка) неправильная реакция на возможные неизбежные ошибки подростка в поведении (критика в адрес родителей );
- однообразие и длительное применение одних и тех же воспитательных приёмов и средств;
- игнорирование воспитателем такой возрастной особенности подростка , как чувство взрослости;
- недостатки семейного воспитания (конфликтные семьи, асоциальные семьи, криминально-аморальные семьи); недостаток родительской любви, родительская жестокость, непоследовательность в воспитании;
- приобретенный статус “детдомовца”;
- низкий уровень моральных знаний и нравственных представлений подростка (моральные нормы лишь знаемы подростками, но не становятся реально действующими);
- господствующая система норм и ценностей общества, когда личные достоинства человека измеряются количеством имеющихся у него денег;
- широкое внедрение криминализированных норм в общественное сознание (в основном через СМИ: изобилие программ с криминальными историями, демонстрацией ярких атрибутов преступности );
- миграция населения и связанное с этим проявление интолерантности к людям “не своего круга”.
Какие из вышеперечисленных причин, факторов могут быть ослаблены благодаря вмешательству воспитателей, педагогов, общественных организаций?
(ответы участников дискуссии, комментарии социального педагога ответов на оставшиеся вопросы анкет)
Каковы пути решения проблемы реабилитации и профилактики появления “трудных” детей, от чего зависит эффективность их перевоспитания? Какие формы работы могут успешно применяться в работе с ними?
(обсуждение ответов на поставленные вопросы)
- единство педагогических влияний. Когда нет согласия между всеми сторонами, участвующими в перевоспитании (воспитатели, педагоги-специалисты, учителя школы, психологи, родители и другие родственники), нет единства требований в детском коллективе, перевоспитание невозможно;
- наличие сплоченного детского коллектива, с которым трудный подросток связан системой личностных отношений. Высокая результативность коррекции поведения трудновоспитуемых зависит не только от педагога, но и от всего детского коллектива, уйти из поля зрения которого невозможно;
- наличие деятельности, в которой трудный подросток может утвердить себя с положительной стороны как в глазах сверстников, взрослых, так и в своих собственных;
- педагогический оптимизм, проектирование
положительного развития детского коллектива и
каждого ребенка в нем. Для этого необходимо
учитывать:
- тот не имеет шансов на успех, на счастье творческого труда с детьми, кто не любит детей и свою работу;
- меньше замечаний и раздражающих интонаций, больше приемов, побуждающих к самоанализу, самооценке.
- нельзя воспитывать на крике, приказе и оскорблении. Главный показатель качества воспитания – “непуганные дети”. Недостатки детей должны вызывать у педагогов не озлобление, а озабоченность;
- педагог обязан быть щедрым на похвалу и скупым на порицание. Порицание должно звучать оптимистично, включать в себя элементы личного огорчения педагога и его веры в будущие успехи воспитанника;
- надо верить в воспитанника. Особенно же следует доверять коллективу. Лучше ошибиться в доверии, чем оскорбить детей недоверием;
- индивидуальный подход к трудному ребенку.
- проявление доброты и внимания, заботы;
- проявление огорчения;
- соблюдение закона неприкосновенности личности (не “ты плохой”, а “ты сделал плохо”, не “ты жестокий”, а “ты жестоко поступил”);
- “авансирование личности” - предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере не заслуживает;
- убеждение и личный пример, моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;;
- целенаправленная работа по нравственному просвещению (часы этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.);
- актуализация всех источников нравственного опыта воспитанников (учебная, общественно полезная, отношения между воспитанниками в группе и с одноклассниками в школе, с воспитателями и учителями);
- постоянно действующий “Совет по профилактике правонарушений”.
Мы с Вами назвали множество приемов, методов и форм работы с “трудными” подростками. Большинство из них мы применяем в своей повседневной деятельности. И каков результат? У нас стало меньше таких воспитанников? Трудные есть и были всегда.
Воспитанникам, чьё поведение вызывало тревогу воспитателей, чье поведение выходило за рамки допустимого и граничило с нарушением правил общежития, нарушением закона, всегда уделялось больше внимания. Они составляют так называемую “группу риска”, состоят на нашем внутридомовом учёте. Так на внутридомовой учет с 2001 года Советом по профилактике правонарушений было поставлено30 воспитанников, 17 из которых уже выпустились из детского дома. По имеющимся у нас данным 2 ребят нормально трудятся и не имеют особых проблем (Ш.В., Н.Д.), 5 – более или менее успешно обучаются в ПУ (Г.С., У.Б., К.С., П. Г.,В.Х.), о 2-х мы не имеем сведений (С.Ф., П.М), не желает нормально жить и учиться М.Е., продолжает бродяжничать, вести аморальный образ жизни; стали тунеядцами и алкоголиками 3 воспитанника (К.С., М.М., Т.М.), 4 – имеют судимость (К.А. – условно, Г.Р., П.П., М.В. отбывают наказание в местах лишения свободы). 13 человек из стоящих на внутридомовом учете и сегодня проживают или числятся в детском доме. Из них 4 – сняты с учета (Н.В., Я.В., Т.Т., С.С.), 2 – в длительных бегах (К.А., К.А.), 1 - осужден и отбывает наказание в местах лишения свободы (Е.Б.). С 2003 года достойное место в этом списке занимают Р.Роман и Е.И. В этом году список пополнили братья Т., Л.С. и И.Л.
(Слово предоставляется воспитателям для описания конкретных трудностей и проблем в поведении воспитанников и конкретные ситуации, требующие вмешательства или разрешения - П.С.Н. ( Р.Р.), Р.Н.А. ( Е.И.), С.Л.Я. ( И.Л. )
Для этих ребят характерным становится повтор одних и тех же проступков, несмотря на то, что ни один проступок не остался незамеченным. Возможно были применены неэффективные меры воздействия?
Каково мнение наших гостей на этот счет? Как мы можем взаимодействовать с организациями, представители которых у нас сегодня присутствуют, в целях координации усилий по социально-педагогической поддержке детей, имеющих склонность к выбору девиантных форм поведения?
(выступление представителей школы, органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, инспектора ПДН).
Само собою подразумевается, что комиссия по делам несовершеннолетних в отношении воспитанников детского дома, склонных к правонарушениям, должна обращаться к администрации детского дома, являющейся законным опекуном , как к ответчику.
Нельзя ли изменить это отношение и встать на позицию партнера и помощника?
Итак, давайте вернемся к теме нашей дискуссии. “Трудные” дети – это все-таки вина или беда детского дома?
В чём конкретно заключается наша вина?
(обобщаются негативные замечания, высказанные в адрес педагогов детского дома)
А в чём наша беда?
(обобщаются объективные факторы трудновоспитуемости подростков)
И как стремиться к их преодолению?
(высказываются предложения, которые могут лечь в основу решения консилиума)
Разнообразить методы, приемы и формы работы с “трудными” воспитанниками. Отходить от применения форм наказания трудом, заменяя их мерами психологического, нравственного воздействия.
Работу с “трудными” воспитанниками вести индивидуально с учётом их личностных особенностей.
Обеспечить включение воспитанников в реальную полезную деятельность, предоставляющую возможность проявить и утвердить себя на уровне взрослых.
Психологам детского дома (совместно с школьной психологической службой ) активизировать свою деятельность в вопросах диагностики, выявлении и коррекции сложных случаев неуспеваемости и девиантного поведения детей разных возрастных групп.
Улучшить взаимодействие педагогов детского дома с общественными организациями в воспитании “трудных” подростков, практиковать совместные заседания Совета по профилактике правонарушений детского дома с инспектором ПДН и районной комиссией по делам несовершеннолетних.