Цель:
- Определить факторы размещения отраслей машиностроения.
- Познакомить с новыми понятиями “специализация”, “кооперирование”, “комбинат”.
Оборудование:
- карта Машиностроения,
- мультимедиа,
- слайд-презентация Приложение 2,
- учебник, атласы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Вступление: возможно, получив специальность, вам предстоит работать на предприятиях машиностроения. Это очень почетно и ответственно. Хорошая зарплата с одной стороны и ответственность за качество продукции с другой стороны. Сегодня мы постараемся разобраться в вопросах машиностроения, необходимых каждому рабочему и инженеру машиностроительного комплекса.
2. Тема, цель, задачи, ключевые слова темы – слайд № 1 - 2 - 3
3. Работа в тетради – число, тему
II. Проверка ранее изученного материала
1. (ВСЕ) Слайд № 4 – внимательно проследите по слайду. Напишите названия отраслей машиностроительного комплекса. Кто запишет больше отраслей.
2. Слайд № 5. Задание 1. (задание для более подготовленных учеников)
Составьте схему и приведите примеры взаимосвязи машиностроения и других отраслей и комплексов. Для этого в пустые прямоугольники впишите названия продукции, поставляемой той отраслью которой идет стрелка. В качестве примера показана связь машиностроения с транспортным комплексом.
3. Работа по карточкам ( задания для учащихся, слабо успевающих по предмету)
4. (ОСТАЛЬНЫЕ) В парах расскажите ответы на вопросы 2, 3 – I вариант; 4, 9 - II вариант (домашнее задание) друг другу.
III. Изучение нового материала
Слайд № 6. Вступление: вопросы, которые мы сегодня постараемся выяснить:
Где удобнее размещать машиностроительные предприятия? Что при этом нужно учитывать, какие факторы размещения характерны для отраслей машиностроения?
Факторы размещения машиностроения: -- краткие записи в тетради.
На географию машиностроения влияет большое число разнообразных факторов. Это объясняется сложным составом машиностроения и огромным разнообразием его продукции.
- Слайд № 7 – Наукоемкость. современное машиностроение в своем развитии опирается на передовую науку, это прежде всего новые отрасли машиностроения. Назовите их , (электронное, атомное, космическое).
- Какие города служат развитием наукоемких отраслей машиностроения? (Москва, С.- Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, наукограды Подмосковья – Зеленоград, Жуковский, Обнинск, Королев.)
- Слайд № 8. – Металлоемкость – требует много металла. . Тяжелое машиностроение. Какие отрасли можно отнести? (металлургическое, энергетическое, горно – шахтное)
- Где могут размещаться предприятия этих отраслей машиностроения? (в районах металлургических баз – на Урале: Екатеринбург, Челябинск)
- Откроем карту Урала. – стр. , найдите центры металлоемкого машиностроения.
- Слайд № 9. – Трудоемкость. Это отрасли точного машиностроения.
- Отрасли трудоемкого машиностроения? (приборостроение, электротехническое, машиностроение, авиастроение и т.д.).
Рассмотрите карту слайда № 10 и сопоставьте ее с картой размещения центров трудоемкого машиностроения, сделайте вывод. Назовите центры этой отрасли машиностроения. (выпускают такую продукцию, для изготовления которой требуется наличие высококвалифицированных кадров – поэтому развиваются в крупных городах: Москва, Казань, Самара – где высокая концентрация населения)
Высокая трудоемкость присуща:
- Станкостроению – Москва,
- Авиационной промышленности – Казань, Самара.
- Производство приборов и электронной техники – Ульяновск, Новосибирск.
- Слайд № 11 - Транспортный фактор. Машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях. - стр. 142, правая колонка, 2-3 абзац – читаем/
Вопросы:
1. Подумайте, для каких отраслей этот фактор является важным? (судостроение, сельскохозяйственное машиностроение)
2. Какая отрасль связана с началом создания железнодорожной сети в Центральном районе? (локомотивостроение)
3. Какая отрасль получила развитие в 30-х годах в степной зоне России? (тракторостроение)
Задание: перескажите друг другу о машиностроении, главным фактором которого является транспортный.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ!!!
3. Практическая работа.
Определите по карте атласа главные районы размещения отраслей машиностроения
I. группа: трудоемких производств ( Москва, Калуга, Рязань, Воронеж, Таганрог, Саратов, Самара, Нижний Новгород, Ярославль, Краснодар, Казань, Ульяновск, С-Петербург, Иркутск, Астрахань)
II группа: металлоемких производств (Орск, Челябинск, Екатеринбург, Нижний Тагил, Пермь, Новосибирск, Барнаул, Красноярск)
- Найти центры этих отраслей.
- Сопоставить карты “Машиностроения”, “Плотность населения”, “Металлургия”.
III Сделать выводы о взаимосвязи центров трудоемкого и металлоемкого машиностроения.. (Трудоемкость и металлоемкость машиностроительных отраслей находятся между собой в зависимости. Их определенное сочетание влияет на размещение предприятий)
4. Специализация и кооперирование.
Машины состоят из множества деталей и агрегатов. Изготовить все их на одном предприятии невозможно. Проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных предприятиях. В машиностроительном комплексе применяется специализация – словарь, стр. 330.
- стр. 141, правая колонка.
- какие виды специализации выделяются? – слайд № 12.
Специализация:
- только одно предприятие России выпускает троллейбусы – Энгельс,
- магистральные тепловозы – Коломна,
- картофелеуборочные комбайны – Рязань.
- кооперирование – стр. 329, левая колонка.
- пример кооперирования – стр. 142, левая колонка, II абзац.
- Раздаточный материал – определите пропорции между машиностроением западной и восточной частей России определите причины. Приложение 1
IV. Закрепление изученного.
Кроссворд “География машиностроения” - слайд № 14.
Кроссворд “Машиностроительный комплекс”
Задания: (раздаточный материал)
- Фактор размещения новейших отраслей машиностроения (наукоемкость)
- Машиностроение выпускающее продукцию: часы, телевизоры, , самолеты, станки (трудоемкое)
- Производство определенной (однородной) продукции (специализация)
- Производственные связи между предприятиями машиностроения, выпускающими определенную продукцию.
V. Рефлексия:
Мы ответили на поставленные вопросы перед изучением темы.
- какой вопрос урока вам показался интересным?
- что вызвало затруднение?
- какие моменты урока вы бы исключили?
- что будем использовать дальше?
Домашнее задание: &31, вопросы самооценки 5,6. слайд № 15.