Цель – сформировать знания о горах как форме земной поверхности.
Задачи:
а) сформировать знания:
- о различиях гор по высоте,
- об изменениях гор во времени под влиянием внешних и внутренних сил,
- о значении гор для человека,
б) развивать практические умения работать с физической картой, шкалой высот; научить обозначать горы на контурной карте;
в) развивать коммуникативные навыки: умение высказывать свое мнение, делать тактичные замечания, задавать вопросы товарищу;
- развивать географическую культуру учащихся;
- развивать пользовательские навыки работы на компьютере: умение использовать средства навигации электронного учебника.
Оборудование:
- географический атлас 6 класса (у каждого ученика),
- физическая карта России,
- физическая карта мира,
- контурная карта и опорный конспект (у каждого ученика),
- электронный учебник “Начальный курс географии 6 класс”1С – Образовательная коллекция, рекомендован Министерством образования РФ,
- презентация урока в POWER POINT,
- песня В.Высоцкого “В суету городов…”
Ход урока
1. Проверка домашнего задания, актуализация знаний.
Опять сегодня с нами литосфера – каменная оболочка Земли. Много тайн и загадок хранит она. Некоторые нам уже известны. (слайд 1)
Вопрос:
- Что в теме “Литосфера вам особенно запомнилось и понравилось?
(беседа)
1) Очень много мы узнали на прошлом уроке, когда изучали равнины суши. Вспомним о них по плану: (слайд 2)
- Что такое равнина?
- Какие различают равнины по высоте?
- Под влиянием каких факторов изменяются равнины?
- Значение равнин.
(фронтальная беседа по плану)
-Приведите примеры крупнейших равнин Земли. (учащиеся показывают равнины на карте)
2) А теперь узнаем, насколько успешно вы работаете самостоятельно.
Задание: вставьте в текст пропущенные слова.
(Индивидуальная работа на опорных конспектах, задание №1)
3) Взаимопроверка и выставление оценок. Учащиеся меняются с соседом по парте конспектами с выполненными заданиями, проверяют работу и выставляют карандашом оценку. После этого с правильные ответы появляются на экране (слайды 3-7).Так учащиеся учатся оценивать свою работу и работу партнера.
Одно из пропущенных слов – “горы”, понятие изучается на этом уроке. Т.О. осуществляется переход к новой теме.
2. Изучение нового материала.
Вы правильно отметили, что главной формой рельефа Земли наравне с равнинами являются горы. “Горы суши” - тема сегодняшнего урока (слайд 8).Учащиеся записывают тему в тетрадь.
1) Цели и задачи сегодняшнего урока - … (слайд 9)
2) Совершим маленькое заочное путешествие по горам.
(Создание образа гор с помощью слайд-шоу (10-25) и музыки – звучит песня В.Высоцкого “В суету городов…”)
3) Каждую форму рельефа мы изучаем по плану.
Вопрос:
- Сравните планы изучения гор и равнин. (слайд 26)
(они одинаковы)
3). Задание:
Откройте страницу электронного учебника и ответьте на вопросы:
Что такое гора? Какие элементы гор выделяют? (слайд 27)
(Самостоятельная работа с электронным учебником и опорным конспектом). После выполнения задания текст из учебника появляется на экране, беседа:
- С чем вы можете сравнить гору? (холм, вулкан)
- В чем отличие горы от холма? Вулкана?
4) Задание: рассмотрите рисунок на экране, выслушайте информацию о различии гор по высоте и заполните схему в конспекте.
(рассказ учителя по рисунку из электронного учебника – он появляется постепенно – и заполнение учащимися схемы в опорном конспекте) (слайд 28)
Задание:
С помощью атласа приведите примеры гор, разных по высоте. Объясните свой выбор.
(фронтальная работа с атласом и настенной картой мира и России)
5) Давайте обозначим некоторые горы на контурной карте.
Практическая работа на контурной карте:
инструктаж:
- работаем коричневым карандашом;
- линию на карте проводим вдоль направления главного хребта;
- надписи делаем ручкой.
(учитель показывает на доске порядок выполнения работы)
6. Вы знаете, что горы – очень подвижные объекты нашей планеты. Они постоянно растут под влиянием внутренних сил. Предлагаю решить задачу. (слайд 29)
(Решение задачи в опорном конспекте: Кавказские горы начали подниматься около 15млн. лет назад. Рассчитайте, какова должна быть высота гор при скорости поднятия 1 мм в год. Ответ – высота Кавказа должна составлять 15 км).
Гор такой высоты на Земле вообще нет, а самая высокая точка Кавказа – гора Эльбрус имеет высоту 5642 м.
- Чем это можно объяснить?
Учащиеся высказывают разные предположения, затем вместе с учителем делают вывод:
горы изменяются под воздействием внешних и внутренних сил.
Академик В.А.Обручев так описывал этот процесс: (Слайд 30)
“Задача разрушительных сил – полное разрушение гор. Снести все эти зубчатые гребни, крутые утесы, стереть с лица Земли, выровнять до основания – вот к чему стремятся эти силы.… И рано или поздно… разрушители выполняют свою задачу, и красивые горы исчезают с лица Земли”.
7) Горы красивые.
- Какое еще значение, кроме эстетического, имеют горы? (слайд 31)
Прочитайте текст учебника на странице 56, пункт 5 и ответьте на этот вопрос:
(самостоятельная работа с учебником стр.56, п.5, фронтальная беседа)
8) – Ребята, вам нравятся горы? А ведь у нас в классе есть путешественники, которые уже побывали в горах!
(очень короткие выступления детей с использованием их фотографий, выведенных на экран, слайды 32-34)
3. Подведение итогов.
Мы много узнали сегодня о горах. Обобщим информацию по плану (выступления учащихся с места)
Спасибо за работу! (выставление оценок)
4. Домашнее задание. (слайд 35)
Подготовить характеристику гор по плану с помощью §20; ответить на вопрос 9 и вопрос 4 (по желанию).
Но оказывается, горы есть не только на суше, но и на дне океанов, и там они еще более красивые и загадочные. Их изучать мы будем на следующем уроке.