Результативность работы
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующая в единое целое всю систему работы школы, является методическая служба. Роль методической службы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.
Цель методической работы МОУ “СОШ № 13”— оказание действенной помощи учителям и классным руководителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, повышение теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей и администрации школы.
Тема работы методической службы: Пути повышения эффективности образовательного процесса через внедрение инновационных форм, средств и методов педагогического воздействия.
Содержание методической работы в школе включает в себя следующие направления:
- изучение нормативно-правовых документов органов образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;
- изучение новых педагогических технологий;
- изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания, проблем управления образовательным процессом;
- диагностику профессиональных запросов учителей;
- подготовку учителей к аттестации;
- курсовую переподготовку;
- работу в городских и школьных творческих группах;
- подготовку к участию в научно-практических конференциях;
- организацию и проведение теоретических семинаров и методических дней;
- мониторинг учебных достижений;
- программа методическое обеспечение образовательного процесса;
- работу по оснащению кабинетов программными, методическими, диагностическими материалами;
- внеклассную работу по предметам;
- организацию исследовательской деятельности учителей и учащихся;
- изучение передового педагогического опыта коллег.
При планировании методической работы мы стремимся отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
Мы используем:
- тематические педагогические советы (4 раза в год);
- методические совещания (1 раз в полугодие);
- школьное методическое объединение (1 раз в четверть);
- работа учителей по самообразованию;
- методические дни (два раза в год в течение двух недель);
- предметные недели (1 раз в месяц);
- творческие группы по внедрению инновационных технологий;
- “круглые столы”;
- творческие отчеты школьных методических объединений (1 раз в год);
- открытые заседания методических объединений;
- теоретические семинары, семинары-практикумы;
- “Школа молодого учителя” (руководитель Голубенко Е.Ю. – 1 раз в месяц);
- методические выставки (1 раз в четверть в библиотеке школы или на школьном стенде);
- разработка методических рекомендаций в помощь учителю (1раз в год – заместители директора по УВР, НМР, ВР);
- конкурс “Учитель года”, “Ученик года”, “Портфолио”, “Предметных методических объединений”;
- научное общество учащихся, Научно-практическая конференция “Юный исследователь”;
- аттестация учителей;
- курсовая подготовка;
- педагогический мониторинг.
Во главе методической службы стоит научно-методический совет школы, который существует в течение двух лет
Научно-методический совет выполняет
координацию методической работы и отслеживание
выполнения программы развития. В состав
методического совета входят руководители МО и
представители администрации, психологическая
служба школы. Заседания научно-методического
совета проводятся один раз в месяц.
Методический совет ведет свою работу по
следующим направлениям:
- создание условий для роста педагогического и методического мастерства учителей;
- координация работы методических объединений учителей-предметников;
- организация психолого-педагогических семинаров;
- реализация задач методической работы, поставленных на конкретный учебный год;
- анализ качества обученности учащихся, определение пути коррекции;
- определение деятельности педагогического коллектива по повышению квалификации и аттестации педагогических кадров;
- проведение внутришкольных семинаров, педагогических чтений, конкурсов, творческих отчетов;
- утверждение адаптированных программ спецкурсов, факультативов;
Приоритетные вопросы, решаемые на заседаниях МС:
- изучение образовательных стандартов по предметам;
- новые подходы к методической службе школы;
- изучение особенностей базисного учебного плана с учетом построения многопрофильной адаптивной школы;
- организация подготовки к экзаменам;
- организация работы в рамках эксперимента.
В структуру методической службы входит педагогический совет, который осуществляет руководство методической и практической деятельностью педагогического коллектива и реализует поставленные задачи. Его целью является совершенствование форм, методов и содержания образования. Педагогический совет организуют директор школы, заместители директора по УВР, НМР и ВР, руководители ШМО, опытные учителя школы. Ежегодно проводятся по 4 заседания с различной тематикой.
Исходя из анализа работы школы, данных мониторинга качества образования и социального заказа была сформулирована единая методическая тема, над которая связана с экспериментальной работой школы: "Пути повышения эффективности образовательного процесса через инновационные формы, средства и методы педагогического процесса".
Работа над методической темой четко просматривалась как в деятельности педагогического совета, так и в работе научно-методического совета. Научно-методический совет осуществляет свою работу через работу школьных методических объединений, которых в школе семь:
1. МО учителей гуманитарного цикла — руководитель Копыткова В.Л.
2. МО учителей информационно-математического цикла — руководитель Семенова С.К.
3. МО учителей общественных наук и естественно-научного цикла — руководитель Фаустова О.С.
4. МО учителей иностранных и родных языков — руководитель Крикун С.Н.
5. МО учителей начальных классов — руководитель Овчарук В.К.
6. Творческая группа “Технолог” - руководитель Николаева С.А.
Каждое методическое объединение работает над методической темой, тесно связанной с темой школы. На заседаниях рассматриваются следующие вопросы:
- работа с образовательными стандартами и их выполнение;
- изучение нормативных документов;
- вопросы методики преподавания предмета;
- анализ ЗУН учащихся по итогам проведенных срезов и контрольных работ;
- отчеты учителей по самообразованию;
- вопросы преемственности в обучении и воспитании учащихся;
- работа с сильными и слабыми учащимися;
- подготовка учащихся к школьным и городским олимпиадам;
- исследовательская деятельность учителей и учащихся;
- вопросы по теме МО и др.
Основное внимание в методической работе уделяется оказанию действенной помощи каждому учителю. Для того, чтобы эта помощь была реальной, работа строится на диагностической основе с учетом результатов анализа работы за прошедшие годы и выявленных недостатков.
Диагностика систематизирует методическую работу. Каждый учитель в течение 5 лет самостоятельно работает над своей проблемной темой, которая созвучна теме МО и школы, оформляет все материалы в папке по самообразованию, где сосредотачивается теоретический и практический материал по теме, разработки уроков и внеклассных мероприятий, творческие работы учащихся.
Результаты работы учителя периодически заслушиваются на заседаниях МО, семинарах-практикумах, педагогических советах. Итог этой работы — это творческие отчеты учителей, обобщение ППО во время аттестации.
За время нашей работы практиковались различные подходы к работе с учителями по повышению их теоретического и методического уровня:
- весь коллектив принимал участие в проведении теоретических семинаров и практикумов (их готовили зам. директора по УВР);
- семинары по проблемным темам МО (руководители ШМО);
- творческие отчеты МО;
- открытые заседания МО.
При этом коллектив разбивался на 3 группы:
1. Группа высокого педагогического мастерства;
2. Группа совершенствования мастерства;
3. Группа становления педагогического мастерства;
Учителя, входящие в группу высокого педагогического мастерства, работают на доверии и самоконтроле. Это учителя высшей и первой квалификационной категорий. Они главные помощники зам. директора в организации методической работы в школе. Педагоги этого уровня — главные проводники новых методик, технологий. Они дают “мастер-классы” для учителей школы.
Группу совершенствования педагогического мастерства составляют педагоги, на которых школа возлагает большие надежды. Это преемники старшего поколения, учителя первой, второй квалификационных категорий:
Особое внимание уделяется группе становления педагогического мастерства, молодым педагогам. Для них каждый год работает “Школа молодого учителя” (руководитель Голубенко Е.Ю.)
Последний подход нам представляется более эффективным, т.к. в данном случае осуществляется адресная помощь каждому учителю.
Ежегодно в школе организуются творческие группы учителей. Проблемы, над которыми они работают, выбираются исходя из задач педагогического коллектива.
Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Был выработан основной подход к выбору педагогических технологий для использования в педагогической деятельности каждого учителя: выбираемые технологии должны иметь качественную характеристику, совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения и воспитания.
В ходе анализа проведенных внутри школы исследований были сделаны следующие выводы:
- 100% учителей владеют информацией о современных педагогических технологиях;
- 74% учителей используют в своей работе инновационные технологии;
- Проблемное обучение используют в своей работе учителя истории, иностранного языка, русского языка и литературы.
- Развивающее обучение – учителя истории, начальных классов.
- Опорные конспекты – учителя истории, химии.
- Модульно-блочные технологии – учителя химии, истории.
- Проектная методика – учителя истории, иностранного языка, технологии. Интегральная технология – учителя истории, начальных классов.
- Технология УДЕ – учителя истории, математики.
- КСО – учителя истории, русского языка и литературы, учителя иностранных языков.
- Деятельностный подход – учителя истории, начальных классов,
- Информационные технологии – все учителя.
Достичь успехов в организации методической службы школы помогла организация ее на диагностической основе. Начиная эту работу с создания диагностических карт, сегодня мы имеем мониторинг всего учебно-воспитательного процесса, стопроцентный опрос всех учащихся и учителей, который дает возможность управлять качеством образования. Администрация имеет банк данных - рейтинг учителя, предмета, получает информацию от родителей и имеет возможность выполнять социальный заказ и создавать локальный социум в школе. В результате подобной работы методическая служба школы выходит на новый профессиональный уровень в системе “учитель-ученик-родитель”.
Педагогический коллектив активно включён в экспериментальную работу по модернизации образовательного процесса. Огромный творческий потенциал педагогического коллектива позволил организовать экспериментальную работу по двум направлениям: безотметочное обучение в начальной школе и создание модели подростковой школы
Муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 13” является методическим центром для других образовательных учреждений; экспериментальной, инновационной; социокультурным центром микрорайона.
Опыт работы педагогического коллектива и отдельных учителей распространяется на муниципальном, областном и федеральном уровнях и представлен следующими формами методической работы.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ:
В фестивале “Открытый урок” представили свои лучшие разработки – 19 человек, 24 работы:
- административная работа – 1 мероприятие;
- открытые уроки – 12 уроков
- внеклассные мероприятия – 6 мероприятий
- педагогические технологии – 2 мероприятия
- “Портфолио” - 3 человека
Повышают свой научно-методический уровень на дистанционных курсах – 6 человек;
Дистанционные олимпиады для учителей – 18 человек;
ОБЛАСТНОЙ УРОВЕНЬ:
Участие в конкурсе общеобразовательных учреждений Иркутской области, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках реализации Приоритетного Национального проекта “Образование”
Участие в конкурсе общеобразовательных учреждений Иркутской области, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках реализации Приоритетного Национального проекта “Образование” в номинации “Учитель, внедряющий инновационные технологии”
Участие в IV областной конференции “Образование и здоровье” - 1 человек
Повышение информационной компетентности педагогов на курсах:
- “Интернет-технологии для учителя-предметника и администраторов” - 3 человека;
- “Информационные технологии в обучении” - 1 человек;
Учащиеся под руководством педагогов занимаются научно-исследовательской работой
и представили свои работы на Евразийском Форуме в городе Слюдянка и “Байкальское кольцо”.
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ:
Участие в городском образовательном форуме “Образование города Братска – 2006” в четырех номинациях:
- “Школа успеха”;
- “Опыт работы классного руководителя по созданию воспитательной системы в классе”;
- “Лучший учитель, внедряющий инновационные технологии”;
- “Лучшая организация методической работы в образовательном учреждении”.
Педагогический коллектив активно включен в экспериментальную деятельность по двум темам:
- “Безотметочное обучение в начальной школе”;
- “Разновозрастное обучение учащихся второй ступени в общеобразовательной школе”;
Ежегодно учителя школы являются активными участниками городских педагогических чтений – 10 человек;
На городском конкурсе методических разработок педагогами представлено 10 работ;
Педагоги являются участниками круглого стола, проводимого на базе городского педагогического колледжа № 1. Семь тезисов выступлений представлены в научно-методических сборниках;
На базе БГУ приняли участие в конференции “Экология и здоровье человека” - 1 человек;
Члены школьного научно-исследовательского общества “Юный исследователь” под руководством педагогов школы представили 18 работ на конференциях: “Шаг в будущее”, “Аксиомы биологии”, “Проблемы современного подростка”, “Отчизны верные сыны”, “Природа: проблемы, поиски, решения”;
Повысили квалификационный уровень на базе ИПКРО, БГУ, базовых школ города Братска все педагоги, а многие по нескольким темам;
Педагоги школы ежегодно принимают участие в городском конкурсе “Учитель года”;
Педагоги успешно обобщают свой опыт работы. Дано тринадцать “Мастер – классов”, 7 семинаров-практикумов для заместителей директоров и учителей школ округа.
На утверждение в ГИМНЦ представлено 16 авторских экспериментальных программ в рамках городского эксперимента по следующим учебным дисциплинам: Математика; Русский язык; Литература; География; Биология; Химия; Физика; Иностранный язык(углубленное изучение, общеобразовательная школа); История; Обществознание; Физическая культура; Черчение; Музыка; Основы безопасности жизнедеятельности; Трудовое обучение;
ШКОЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ:
Работа школьной методической службы направлена на повышение образовательного уровня педагогов, через внедрения новых информационных технологий и совершенствовании педагогического мастерства учителей с использованием теоретических и практических форм работы.
Создание адаптированных программ спецкурсов и факультативов:
- Культуроведение;
- Страноведение;
- Историко-культурное наследие Иркутской области;
- Решение задач по физике;
- Решение задач по химии;
- Юный эколог;
- Учимся писать сочинение;
- Обработка древесины;
- Диалог с друзьями на английском языке;
- Единый государственный экзамен: физика;
- Единый государственный экзамен: химия;
- Единый государственный экзамен: русский язык;
- Единый государственный экзамен: математика;
- По итогам учебного года выпускаются методические сборники разработок открытых уроков по всем учебным дисциплинам.
В рамках эксперимента внедряются индивидуальные рабочие тетради по темам погружения - 9 тетрадей
Каждый год создается банк педагогических идей (мастер-класс, обобщение опыта, выступления на районных методических объединениях, круглый стол).
Проходит школьный конкурс “Учитель года”, “Портфолио”, “Конкурс Предметных МО”;
Результативность работы педагогического коллектива можно представить в обобщенном виде в форме банка:
Год | Тема | Ф.И.О. учителя |
|
Мастер-классы | |
Районные методические объединения | ||
Мастер-классы | ||
Семинары, семинары-практикумы | ||
Обобщение опыта работы | ||
Курсы для учителей города | ||
Методическая неделя | ||
Российский фестиваль педагогических идей “Открытый урок” | ||
Педагогические чтения | ||
Научно-практические конференции |
Вывод:
- Признать работу методической службы МОУ “СОШ № 13” удовлетворительной;
- Цели и задачи методической службы тесно связаны с темой работы школы;
- Методическая работа представлена в основных блоках, таких как, управленческий, экспериментальный, научно-исследовательский, диагностический, презентация результатов деятельности, профессиональное самообразование педагогического коллектива;
- Поставленные перед методической службой задачи, реализуются через разнообразные формы методической работы;
- В целях координации действий и более квалифицированного планирования в школе действует научно-методический совет, 6 методических объединений, 3 временные творческие группы. Наиболее активно функционируют методические объединения учителей начальных классов и иностранного языка;
- 48% педагогических работников на конец учебного года имеют высшую и I квалификационные категории, 86% педагогов имеют квалификацию;
- 100% педагогических работников прошли курсовую подготовку за последние три года;
- Успешное участие в мероприятиях федерального, регионального и муниципального уровня, стимулируют педагогического творчества;
- Продолжается освоение новых педагогических технологии в учебном процессе, более 70% педагогов успешно их применяют;
- Созданы условия для использования ИКТ в учебном процессе;
- Приобретён опыт организации и проведения ЕГЭ по русскому языку и математике, английскому языку;
- Продолжается экспериментальная работа по двум темам.