Использование развивающих тренажеров на занятиях с детьми с особыми образовательными потребностями

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Дети с особыми потребностями в обучении различны по структуре дефекта, по характеру, уровню интеллектуальной деятельности, по личностным проявлениям, но у всех детей с интеллектуальным недоразвитием есть и общие, типичные особенности. К их числу относятся нарушение нормального развития высших психических функций: активного восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно–логического мышления, обобщающей и регулирующей стороны речи. Для этих детей также характерны разнообразные дефекты сенсомоторного развития, нарушения оптико-пространственного восприятия.

Развитие сенсорной и моторной сферы учащихся начальных классов коррекционной школы должно занимать одно из центральных мест в работе с ними.

Сенсорное воспитание является основой становления всех видов детской деятельности, оно обеспечивает освоение систем сенсорных эталонов. Другой важной задачей сенсорного воспитания является своевременное и правильное соединение сенсорного опыта ребенка со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает, со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, свойств и отношений, делает эти образы более четкими, систематизированными и обобщенными.

Развитие мышления связано с речью. В процессе действий с предметами у ребенка появляется мотив для собственных высказываний: фиксации выполненного действия, рассуждений, умозаключений. Словесное обобщение ребенком собственных действий ведет к возникновению и совершенствованию полноценных образов и оперированию ими.

В свою очередь, развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук (в виду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга; возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. <Рисунок 1-5>

Рис. 1–5

Особенность работы с детьми с интеллектуальным недоразвитием заключается в том, что у них не возникает активный познавательный интерес к предметам и явлениям окружающего мира, ориентировочно – исследовательская деятельность не развивается без специально организованных условий воспитания. Если обучение детей с особыми образовательными потребностями не восполняет онтогенетически детерминированный путь развития способов ориентировки, то механическое усвоение конкретных знаний не создает условий для подлинного развития ребенка. Это, в свою очередь, приводит к возникновению у детей безразличного отношения к окружающему миру, отсутствию познавательной активности, формированию пассивной позиции к восприятию всего окружающего.

Содержание коррекционно-воспитательной работы по формированию мышления направлено на развитие ориентировочной деятельности, на укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом, образом.

В процессе занятий по сенсорному воспитанию, формированию мышления у детей создаются образы восприятия и представления об окружающей действительности; происходит усвоение слов, обозначающих свойства и качества предметов; усваиваются последовательности событий. Весь приобретенный социальный и эмоциональный опыт закрепляется и обобщается в слове, а сама речь получает адекватную содержательную основу.

Для обогащения сенсорного опыта и компенсации пробелов в нем, а также для развития тонкой моторики на занятиях с учащимися начальных классов Турунтаевской с(к)ош-и VIII вида были созданы следующие тренажеры:

Пробочные тренажеры (“Клоун” <Рисунок6>, четырехгорловинный тренажер – “Снеговики”, “Паровозик”, “Машины” <Рисунок7>);

Рис. 6

Рис. 7

Шнуровки (сюжетные – “Ежик” <Рисунок8>, “Грибок” <Рисунок9>, “Дерево” <Рисунок10 >; одежда и обувь, пуговицы <Рисунок11>);

Рис. 8–11

Коврики “Математический тренажер”, “Домик у дороги”, “Рыбаки”, “Лужок”.

При работе со всеми тренажерами решаются следующие задачи:

Создание эмоционально положительного настроения.

Развитие интереса и побуждение к действиям.

Знакомство с сенсорными эталонами, закрепление знаний о них.

Формирование умения выполнять действия с предметами: прикрутить, открутить; заплести, привязать; прилепить, отлепить; вставить, вынуть; повесить на крючок, пристегнуть к пуговице.

Формирование навыка совместного выполнения задания и навыков культурного общения; развитие умения понимать и правильно выполнять задания.

Формирование и активизация словаря детей:

- развитие умения рассматривать картинку, называть изображенные на ней предметы, их качества и действия;

- развитие умения правильно произносить звуки, согласовывать слова в предложении;

- формирование умения составлять мини-рассказ.

Развитие восприятия, наглядно-действенного и образного мышления, внимания, памяти, воображения.

Развитие умения понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов (один, много, ни одного); учить сопоставлять количество и цифровое его выражение.

Использование развивающих тренажеров определяется контекстом занятий и согласуется с направлениями коррекционно-воспитательной работы школы.

Остановимся подробнее на сенсомоторных ковриках:

Рис. 12

“Математический тренажер” <Рисунок12> учит сопоставлять количество предметов (в данном случае, животных) и цифровое его выражение. Также при работе с ним идет закрепление устного счета прямого и обратного, сравнения предметных множеств (больше, меньше, равно).

При работе с ковриком “Домик у дороги” <Рисунок13> идет повторение формы и цвета предметов (солнышко круглое желтое, а домик прямоугольный; деревья зеленые, забор разноцветный). Активизируется словарь детей при обсуждении сезонных явлений (цветение деревьев весной и созревание плодов летом и осенью), строения дома (есть стены и крыша, дверь, труба, окно). Идет активная работа пальцев рук: развивается умение заплетать косички и завязывать бантик, приклеивать на “липучку” (и отклеивать) детали дома, яблоки и груши на деревья: вставлять и вынимать счетные палочки из забора.

Рис. 13

Примерные вопросы и задания:

- Какое время года на нашем коврике? Почему вы так решили?

- Могут ли на одном дереве расти яблоки и груши (разные фрукты)?

- Чего не хватает домику? (окно и труба крепятся на “липучку”, их можно снять)

- Как узнать, есть ли кто в домике? (дверь открывается и крепится на “липучку”, за дверью пришита аппликация – котенок)

- Давай построим забор у домика, только сначала мы используем палочки желтого цвета, затем – синего, красного, серого (пусть палочки разных цветов чередуются по одной, по две и т.д.)

- Заплети косички солнышку и завяжи бантики, чтобы оно светило ещё ярче.

- Каких фруктов на деревьях больше (меньше) – яблок или груш?

Коврик “Рыбаки” <Рисунок14> можно использовать на занятиях по ОБЖ (правила безопасности у воды). На занятиях с экологическим содержанием (трава на берегу крепится на “липучку” и может “завянуть”, если долго нет дождей; рыбы в озере может не быть, если вода загрязнена) можно повторять устный счет (количество крючков на леске и рыбок в ведре) и сопоставлять количества крючков и рыбок. Также развивается мелкая моторика при навешивании рыбок на крючки (сложность заключается в том, что петельки у рыбок сделаны из тонкой нитки, что затрудняет их навешивание). Коврик “Лужок” <Рисунок15> также можно использовать на занятиях с экологическим содержанием (бабочки могут не прилететь на лужок, если на нем не цветут цветы: бабочки крепятся на “липучку”, цветы пристегиваются на пуговицы).

Рис. 14

Рис. 15

Безусловно, возможности ребенка с недоразвитием интеллекта ограничены. Тем не менее, при систематическом, целенаправленном, комплексном взаимодействии учителей, воспитателей и самого ребенка положительная динамика реальна.