Тема: Правописание предлогов и приставок в именах существительных.
Цель: Развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.
Задачи:
- ознакомление с отличительными признаками приставок и предлогов;
- формирование навыков правильного написания предлогов и приставок;
- развитие умения распознавать предлоги и приставки, писать приставки со словами слитно и графически верно.
Оборудование:
- индивидуальные карточки – таблицы
учебник
иллюстрации к сказкам
рабочая тетрадь
Ход урока
1. Минутка чистописания.
На доске:
В За Над По На О
в за над по на о
- Что записано на доске?
- Да, это могут быть и приставки, и предлоги.
- На минутке чистописания мы повторим написание этих букв, их соединения.
- Скажите, каким соединением записана эта пара?
- Напишите правильно у себя в тетрадях эти две строчки.
- Итак, о чем мы будем сегодня говорить? (о приставках и предлогах)
2. Формирование мотивационной сферы.
- Перед вами таблица. Давайте вспомним, что такое предлог и приставка.
- Найдите символы их обозначения и продолжите только в прямоугольничках высказывания. (последняя строчка закрыта)
|
||
это |
|
|
служит |
|
|
пишется |
|
|
вставить вопрос или слово |
|
|
- Приставка – это… Запишите.
- Предлог – это …
- Проверяем. Что вы записали?
3. Формирование новых знаний.
- Откройте учебник на стр. 102 упр. 220.( учебник Н.В.Нечаевой)
- Иллюстрация к какой сказке нарисована?
- Какой эпизод показан, изображен на рисунке?
- А как заканчивается сказка?
- Прочитайте отрывок из этой сказки, раскройте скобки, объясните написания. Читают про себя, 2 человека по предложениям.
- Скажите, для чего служат предлоги, приставки? Прочитайте задание к упражнению.
- А как вы различили предлог, приставку?
• 220. Как ты различаешь предлог и приставку? Запиши отрывок из сказки «У страха глаза велики», раскрывая скобки. В формах слова яблонька выдели окончание.
(В)огороде яблонька росла, а (под)яблонькой зайка сидел. (На)летел (на)яблоньку ветерок, яблонька (за)качалась, яблочко хлоп -и зайке (по)пало (в)лоб.
трудность в том, что у имени существительного могут быть и приставка, и предлог. Между предлогом и существительным можно вставить другую часть речи - прилагательное или местоимение.
- Вот сегодня мы и узнаем эту трудность: как различить предлог и приставку.
- Прочитайте слова с предлогами и выделите окончания.
- Для чего служат предлоги?
- Какой частью речи являются слова с предлогами? Как пишутся слова с предлогами?
На доске учитель открывает заранее приготовленные слова из упражнения.
в огороде налетел
под яблонькой закачалась
на яблоньку попало
в лоб
- Попытайтесь доказать, что это предлоги, а не приставки.
- Я вам немножко помогу. Попробуйте вставить между предлогом и словом какое-нибудь другое слово.
- Прочитайте слова с приставками.
- Какой частью речи являются слова, в состав которых входят приставки?
- Попытайтесь вставить слово между приставкой и корнем? Получилось?
- Как различить предлог и приставку?
- Давайте посмотрим, что нам об этом говорят в «сведениях о языке».
Чтение правила. Что нового еще узнали ?
- С какими частями речи употребляется предлог?
- Оказывается, у глаголов не бывает предлогов. У них приставки. Для чего служат приставки?
- Как же пишется предлог, приставка?
- Как различить предлог и приставку?
- Найдите эту строчку в таблице. Куда вставить вопрос или слово? Между какими частями?
- Действительно, предлоги и приставки в русском языке очень похожи друг на друга. Это и неудивительно: большинство русских приставок – это бывшие предлоги.
Даже когда – то, давным – давно, жили в одном городе Морфологии Предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз так сильно поссорились с Существительными, предлогами и глаголами, что те очень обиделись на задир. Когда с Предлогами рядом ставили Существительные, то Существительные так далеко отодвигались от них, что между ними умещались Прилагательные или другие слова. Предлоги поссорились с обидчивыми словами.
Постепенно они совсем отдалились. Так предлоги стали отдельными словами, которые с другими словами пишутся раздельно.
Пишутся они раздельно с Существительными и Местоимениями. Но вот с глаголами они так и не подружились. И не становятся рядом с предлогами.
4. Физминутка.
5. Формирование знаний, умений, навыков. Творческая работа.
Вспомните, какие коми народные сказки мы с вами читали, где встречается зайчик? («Лиса и заяц», «Лиса и зайчата» и др.)
Появляются на доске иллюстрации.
- Составьте предложения по картинкам, используя предлоги и приставки. Запишите предложения, выделите орфограммы.
- Что является частью слова? Частью речи?
Применение знаний в нестандартной ситуации.
Работа в тетради. С.19 № 31
упр. 31. Прочитай. Расположи предложения по порядку.
по |
O Вышел ясной ноч_ю гулять ослик. |
Выдели приставки и обведи предлоги, обозначь части речи, к которым они относятся.
Работа с деформированным текстом.
Запись в тетрадь. Проверка.
- Дома подумайте, чем могла закончиться эта история. Найдите произведение этого автора и прочитайте.
6. Итог. Рефлексия.
- Какое маленькое открытие сделали на уроке?
- Откройте тетрадь, с.18. упр.29. Ответив на вопросы, закончи высказывания.
Для чего служит приставка, для чего служит предлог?
Приставка служит для _________________________________________
___________________________________________________________
Предлог служит для ___________________________________________
___________________________________________________________
Как пишутся части слова и как – части речи?
Части слова пишутся___________________________________
Части речи пишутся____________________________________
- Подведем итог.
- Продолжите:
частью слова является _______;
предлог – это _______________.
7. Домашнее задание: упр. 221.