Коллективные формы обучения

Разделы: География, Начальная школа


 

Тема: «Вселенная или Космос».

Цель: 1. Дать первоначальное представление о мире, в котором мы живем.

Задачи:

  1. Осознание своего места во Вселенной.
  2. Познакомить с астрономическими терминами по данной теме.
  3. Актуализация опорных знаний.
  4. Развивать познавательный интерес.
  5. Воспитывать нравственные качества личности; предоставить
    возможность роста в процессе сотрудничества.

Оборудование:

1) Иллюстрации:

а) Вселенная;
б) Галактика Млечный Путь;
в)Солнечная система с кольцом астероидов

2) Схема географической оболочки Земли.

3) Схема строения Земли.

4) Портрет Ю.А. Гагарина.

5) Модели Солнечных систем, выполненные руками детей на уроках труда.

6) Словарь.

7) Историческая лента времени.

8) На каждом столе:

а) Справочный материал;
б) 4 карточки с разными текстами;
в) Маршрутный лист.

9) Магнитофонные записи:

а) Маленький принц. Муз. М. Таривердиева, Сл. Н. Добронравова;
б) Волшебный полет. Ансамбль «Спейс»;
в) Постановка «Маленький принц» по сказке А. Экзюпери.

Доска:

Когда над Землею летит космонавт,
Глядят ему вслед миллионы ребят.
Вечерней порою глядят в небеса,
Сияют, сияют ребячьи глаза.
И в них отражаются, ярко горят
Те звезды, к которым они полетят!

I. Звучит музыка. (Песня: «Маленький принц»)

  • Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О звездах, о космосе,
    о космонавтах и т.д.)
  • А нам это надо знать? А зачем?
  • Мы были с вами географами и познакомились с рельефом и ландшафтом, с
    горизонтом и строением Земли.

Мы были с вами топографами и путешествовали вместе с героями Сладкова, Сутеева, Гаршина по стране, составляя план местности.
А сегодня мы с вами будем космонавтами и отправимся в межпланетное пространство к планетам, звездам, галактикам, чтобы получше узнать мир, в котором мы живем.
У нас 4 экипажа. Сейчас я проверю готовность космонавтов к полету.

II. Экспресс-опрос. (Каждому экипажу по 3 вопроса).

  • Назовите первого космонавта?
  • Назовите планеты-соседи Земли?
  • Из чего состоит планета Земля?
  • Что такое «литосфера»?
  • Что такое горизонт?
  • Что такое рельеф?
  • Что окутывает землю?
  • Что такое ландшафт?
  • Можно ли дойти до горизонта?
  • Соберите схему географической оболочки Земли.
  • Назовите основные географические направления.
  • Как раньше называли астрономов?
  • Что такое телескоп?
  • Сутки — что это?
  • Солнце - это живая или неживая природа?
  • Какие две медведицы поселились в ночном небе?
  • Назовите самую близкую звезду к планете Земля.

- Молодцы! Справились с заданием. Знания о Земле у вас хорошие и мы можем двигаться дальше.
Каждому космонавту в полете нужно выполнить свою программу полета и отметить выполненное в маршрутном листе. У каждого экипажа 4 разных карточки.

I часть карточки - текст.
II часть карточки - инструкция по работе с текстом.
III часть - вопросы, ответы на которые вы найдете в тексте между строчек, т.е. чтобы ответить на эти вопросы надо хорошенько подумать.
- Можно пользоваться справочной литературой. Документальные фотографии помогут вам более наглядно и доступно понять астрономические понятия и явления.

Понятно? А теперь в путь! Королев (конструктор космических кораблей) при запуске ракеты с первым космонавтом уверенным голосом сказал Ю.А. Гагарину: «Поехали!»
- И так! На старт! Внимание! Считаем хором: «5,4,3,2,1! Пуск!»
Звучит музыка «Волшебный полет». Ансамбль «Спейс».

III. Работа в экипажах.

(Объяснение к работе по карточкам. Прием: «Взаимообмен заданиями»
Группа состоит из трех человек.
В группе путевой лист, в который записывают фамилии учеников (космонавтов). Каждый участник экипажа получает свою карточку. Самостоятельно прорабатывает ее по предлагаемым вопросам.
Затем отмечает в путевом листе выполненные задания точкой. После садится в пару. Меняются карточками. Текст (по вопросам из 2 части) прорабатывают самостоятельно, а затем в паре проверяют друг друга и отвечают на вопросы из 3 части.
По окончании работы в паре ставят вместо точки «плюс» и расходятся в пары.
Первичный контроль всего экипажа проводится в группе).

Через 10 минут самостоятельной работы:

- В режиме работы космонавтов есть время, отведенное для отдыха.
Мы сейчас тоже сделаем перерыв.
Илья проведет физминутку, которую он сам придумал специально для нашего полета на слова известной всем считалочки.

(Наклоны туловища влево, вправо, прямо)

- Раз - Меркурий.
Два - Венера.
Три - Земля.
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер.
Шесть - Сатурн.
А еще Уран, Нептун. (Приседания.)
И, конечно же, Плутон.
Наше Солнце - чемпион! (Повороты головы влево, вправо.) Раз, два, три, четыре, пять (Легкие прыжки на месте.) Начинаем все опять. (Хлопки за спиной и над головой)

- Отдохнули? А теперь продолжаем работу.

IV. Итог работы экипажей.

а) Проверка путевых листов.
б) Выполнение научной работы по своим «наблюдениям» в космосе.

- Чтобы рассказать, кто где живет, мы указываем точный адрес: страну, город, улицу, номер дома, номер квартиры.

А сейчас по полученным в космосе знаниям каждый экипаж должен за 3 минуты написать свой космический адрес в бескрайних просторах Вселенной. (Каждый экипаж выполняет работу фломастерами на альбомном листе и прикрепляет результат магнитами на доску.)
Проверка работ.

- Все экипажи справились с заданием верно:
Космос или Вселенная, Галактика («Млечный Путь»), Солнечная система, Планета Земля.

Так выглядит современное представление о строении мира. А доказал это в 1543 г. великий польский ученый Николай Коперник.
- Откройте ленту времени и определите в каком веке было сделано это
открытие?

в)Пресс-конференция. (3-5 мин.)

  1. Что такое пресс-конференция?
  2. Для чего они проводятся?
  3. Сейчас каждый экипаж выберет на пресс-конференцию одного члена своей команды. Итак, члены экипажей (называю по именам) проводят пресс- конференцию. А мы с вами станем на это время журналистами. Журналисту, задавшему самый интересный вопрос, заготовлен сюрприз.
    (Дети задают вопросы по текстам и свои вопросы по данной теме.)

г) - А какие небесные тела вы еще знаете? (Метеоры, метеориты, хвостатые кометы, астероиды, спутники и т.д.)

- Включаю запись постановки «Маленький прннц» А. Экзюпери III ч, со слов «Не скоро я понял, откуда он явился...» до «...Например: астероид 3251!»

Показываю пояс астероидов между орбитами Марса и Юпитера.
Дети делятся впечатлениями.

(Кто-то сделал для себя открытие о планете Маленького принца, кто-то слышал, что астероиды опасны для нашей планеты и т.д. Точка в конце урока не поставлена, на следующем уроке будет о чем говорить.)

- Вот на какой маленькой планете нашел свое место в жизни сказочный Маленький принц. (Книгу мы читали во 2 классе.)
А кто помнит его первое правило?(Вешаю плакат)

«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».

- Каждый из нас маленькая частичка огромного мира, очень хочется, чтобы каждый из нас нашел свое место в Безграничной Вселенной, чтобы каждай из вас испытывал чувство радости и счастья от того, что кто-то в тебе нуждается, что кому-то в мире ты очень нужен. Помните секрет Лиса: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.»

VI. Итог урока.

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Какой вид работы вам больше всего понравился и почему?

VII. Домашнее задание:

- Придумай другую Вселенную или планету, другой мир, мир в которое живут другие неземные существа.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3