Цели:
- знакомство с новой корневой орфограммой «непроизносимые согласные»;
- дальнейшее развитие умения детей сравнивать, наблюдать, делать выводы, обобщать;
- формирование интереса к родному языку;
- побуждение детей к чтению коми литературы;
- воспитание умения сотрудничать на уроке.
Оборудование:
- изображение «горы знаний»;
- карточки со звуками, словами, словосочетаниями;
- наборное поле с ответами;
- разрезные карточки-пазлы для каждого ученика
1. Актуализация знаний учащихся.
Я предлагаю вам пойти
Со мною в путь дорогу,
А до вершин горы дойти
Осталось нам немного.
Сегодня снова на пути
Открытия нас ждут,
А знанья, дружба, память, ум
К победе приведут.
(изображена гора знаний, по которой будем подниматься в течение урока)
2. Постановка проблемной ситуации и ее разрешение.
- Дети, вы сегодня готовы совершить открытия? Приступим к работе.
На доске слова:
река, наездник, мосты;
солнце, корабль, дорога;
плот, круг, радостный.
- Какое задание вы хотели бы выполнить с этими словами? (мнения учащихся)
- Прочитайте слова. В каждой строчке найдите «третье лишнее» слово. Почему?
- Что общего в способе проверки безударного гласного и парного согласного? (звук ставим в сильную позицию). Какие знания вам помогли? Слова постепенно вывешиваются на доску (наездник, солнце, радостный).
Продолжаем уверенно подниматься по « горе знаний».
- Давайте вернемся к нашим «лишним» словам. Прочитайте слова так, как они написаны.
наездник
солнце
радостный
- Откройте тетради. Запишите число. Правильно спишите эти слова.
3. Физминутка.
- Произнесите эти слова (хором).
- Вы произнесли эти слова так, как они пишутся. Но по нормам литературного произношения эти слова звучат немного иначе. Попробуйте произнести ( по одному). Произнесите теперь друг другу. Что заметили? (звук не произносится).
Интересно получается, звуки не произносятся, а буквы пишутся. Какой вывод можно сделать о количестве звуков и букв? Вы в этом убедились на примерах.
- Дайте общее название буквам, которые не произносятся. (непроизносимые)
Давайте определимся с темой урока.
НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ (открываем запись)
- Какая задача стоит перед нами? (научимся находить слова с непроизносимой согласной, писать эти слова, развивать речь…)
- Докажите, что слова записаны правильно?
- Какой звук не произносится в этом слове (наездник)? ([д]). Проверим.
- Что можно сказать? Поставим звук в сильную позицию. Какое условие соблюдаем при подборе слова?
- Четко произносим этот согласный звук. Он в сильной позиции.
Аналогично, с другими словами.
- В слове солнце я считаю, что количество букв больше , чем звуков. Вы согласны с моим утверждением? ( запись на доске: б.> зв., б=зв., б.<зв.)
Как приветствуют военных? Какой там непроизносимый согласный?
Постепенно на доске появляется запись:
[ д ]
[ в ]
[ т ]
[ л ]
- Вот эти звуки бывают непроизносимыми согласными.
- Молодцы. Опять поднимаемся к горе знаний.
- Итак, вы смогли доказать правильность написания непроизносимых согласных ?
- Давайте посмотрим, что нам говорит об этом учебник с.86.
- Да, иногда согласные играют с нами в прятки.
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
- А что для этого надо сделать?
- Что еще нового узнали из правила?
4. Домашнее задание.
- А дома вы поразмышляйте, что общего в звуко-буквенном составе данных групп слов в упражнении 194.
5. Физминутка.
6. Первичное закрепление. Словарно-орфографическая работа.
- Но в русском языке есть небольшая группа слов с непроизносимыми согласными, которые не проверяются. Эти слова нужно запомнить. Найдите в учебнике и прочитайте их как пишутся.
Закройте глазки, представьте, как пишутся эти слова. Я записываю…(в уме)
Какое слово я не написала? Молодцы. Вы каждый определите глазками, на каком уровне вы находитесь на «горе знаний».
- Вы хотите поиграть?
Перед вами наборное поле с ответами. У вас должна получиться иллюстрация. Но она получится в том случае, если вы правильно определите на карточках в словах пропущенные буквы и положите на нужный прямоугольник.
хвас.ливая |
доброе |
почу.ствовал |
яркое |
с.астливый |
Здра.ствуйте, |
поез.ка |
хлес.нул |
грус.ное |
|
||
т |
д |
в |
л |
ч |
в |
д |
т |
т |
7. Творческая работа.
- Иллюстрацию какой сказки вы видите? (Коми народная сказка «Лиса и заяц». Приложение 1) .
- Если у вас получилось, значит, все правильно определили букву непроизносимого согласного. - Вспомним содержание сказки.
- Что дает нам чтение сказок? (удовольствие, доносит опыт тех, кто до нас жил, фантазировал, учит различать, что такое хорошо, что такое плохо…)
- Я желаю вам еще открыть для себя коми сказки.
- Перед вами некоторые словосочетания, с которыми вы работали. Внимательно посмотрите на слова с непроизносимыми согласными и разделите их на две группы. По какому признаку?
ХВАСТЛИВАЯ ЛИСА
СЧАСТЛИВЫЙ ЗАЯЦ
УБЕЖАТЬ В ЛЕС
ПОПЛЫТЬ НА ПЛОТ ПО ВЫЧЕГДА
- Итак, главные герои этой сказки…(лиса и заяц).
- Предложите задание со словосочетаниями.
- Измените формы слов так, чтобы получились предложения. Запишите, отметьте орфограммы.
8. Итог. Рефлексия.
- Итак, какое открытие мы сделали?
- Оказывается, есть слова, в которых согласные не произносятся, но пишутся. И мы учились проверять такие слова.
- Открытие совершили. Но это только начало. Как вы думаете, все получилось? (мнения учеников).
- Давайте посмотрим, насколько близко каждый из вас подобрался к вершине горы. Оцените сами себя.
Спасибо за урок.