"Казачьему роду — нет переводу". Создание образа современной казачки. Творческий проект

Разделы: Технология


 

"Нельзя жить Иванами, не помнящими родства"

1.  Выбор и обоснование проекта

Одной из форм приобщения детей к народной культуре является знакомство с ней в процессе обучения. При этом совершается активное, творческое усвоение многих казалось бы уже давно отмерших и застывших реалий традиционной культуры, многих полезных и нетривиальных истин из «бабушкиного сундучка». Не только того, что некогда считалось красивым и полезным, «худым» или добрым, то есть  накопленных многими поколениями знаний об окружающем нас мире, представлении об этике и морали, но и сведений о народном быте, утвари, одежде, народных праздниках, обычаях, обрядах.
Отчего мы испытываем ностальгию по старине. Может быть , оттого, что в нашей жизни всё – от архитектуры до предметов быта – неизбежно подчиняется стандарту, облегчающему наше существование , но и обезличивающему. Немного сохранилось нынче домов, где старинный   «бабушкин» комод или хрупкая фарфоровая чашка хранят семейное предание.
Чем больше  я увлекалась исследованием, тем больше меня волновала роль нашей станицы в казачестве, история моей семьи. Мы с ребятами – одноклассниками попытались поговорить о своей родословной. По существу, познания ребят о корнях своей фамилии обрывались уже на третьем колене. 
А ведь фамильная гордость, интерес к истокам собственной родословной – всё это ветви одного дерева, имя которому – патриотизм.
Чтобы  больше узнать о своей малой Родине – станице Подгорной, мне пришлось обратиться в библиотеку.

В старых альбомах я нашла старинные фотографии своих прапрадедушек и прапрабабушек. Меня заинтересовали их наряды и я решила использовать элементы старинного казачьего  костюма  в пошиве современной одежды.
То есть мой костюм будет как времён связующая нить.

Теперь моя цель – узнать подробнее всё об одежде казаков. 
Прабабушка  достала из своего сундука и показала мне семейные реликвии – рушники, вышитые её руками и обвязанные кружевом – подзором – как его раньше называли.

Да, недаром раньше говорили : «У казачек руки золотые». Но этих знаний мне недостаточно  и я вновь обращаюсь к исторической литературе.

История казачьего костюма

Казачий женский костюм прошлого резко отличался от других женских костюмов России, потому что в основе своей был тюркским. Казачки носили шаровары. Носили также юбку плахту мужского покроя сорочку и кафтан - казакин или чапан. Голову покрывали несколькими платками. Кружева же, как и вышивка, штука магическая. В древности это были знаки, которые защищали грудь, руки и голову. Магические знаки - оберег от злых духов. Поэтому, когда одежда изнашивалась, кружева срезали и хранили отдельно. Поскольку они имели особую ценность, их часто пришивали на новую.
На смену старинному костюму пришла одежда, схожая с той, которую носили соседи казаков – русские, украинцы, жители Кавказа. Так, в костюме гребенской казачки неотъемлемой частью является башлык. Он приспособлен для повседневной жизни. Казачки в нём даже детей носили за спиной.
Смысл «запаска» - юбка из двух полотнищ ткани, которые «запахивались».
Особенно казачьего женского костюма были головные накидки. Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой.
Казачки носили кружевные платки.    

Составим схему обдумывания

2. Разработка вариантов

Модельеры часто обращаются к фольклорному стилю.
После всех исследований  я выяснила, что в старинной казачьей одежде использовались такие элементы, как отделка оборками, вышивкой, бисером, лентами, кружевом. Теперь я попытаюсь соединить полученные сведения с современностью и выбрать для себя, что же я буду шить . Моё изделие  должно быть со временным , но в то же время  продолжать традиции моих предков – казаков. (Приложение)

Фасон №1  Летний сарафан , на плечах завязываются бретельки, отделан кружевом и вышивкой.
Фасон № 2  Нарядное платье,  отрезное по линии талии , отделано оборками
Фасон № 3 Сарафан на бретельках, отрезной по линии талии,  отделан вышивкой.
Фасон № 4  Платье, отрезное по линии талии. Сверху его дополняет жилет красного цвета.
Фасон № 5 Костюм , состоящий из блузки и юбки, которые отделаны оборками.
Фасон № 6  Костюм , состоящий из блузки с короткими рукавами в форме фонарика и юбки, отделанной широкой оборкой по линии бёдер.
Фасон № 7 Костюм, состоящий из рубахи отделанной кружевом, и брюк.

Рассмотрев все предложенные варианты, я выбираю фасон № 8

Фасон №  8

Костюм включает в себя белую блузку  с модным глубоким вырезом со шнуровкой  и юбку с клиньями, похожими  на остриё сабли казака.   Цвет юбки я хочу салатный, так как он очень модный и в то же время напоминает цвет степи казачьей. Блузку я украшу вышивкой и кружевом, а низ юбки – каймой более тёмного цвета, но в той же цветовой гамме.

Теперь нужно подобрать к блузке рисунок для вышивки  и схему кружева для обвязки рукавов.

3. Технологическая часть

    1. Изготовление выкроек.
    2. Раскрой блузки и юбки.
    3. Подготовка к примерке. Исправление дефектов.
    4. Проведение примерки.
    5. Пошив.
    6. Окончательная обработка. ВТО

4. Рекламный проспект

предоставляет услуги по пошиву одежды в фольклорном стиле.

Прикоснитесь к национальным традициям и вы будете ещё трепетнее и бережнее относиться к творениям наших предков.
 В этом залог того, что ваши потомки должным образом оценят содеянное вами, то есть
 мы сохраним собственное национальное лицо !

5. Заключение. Оценка проделанной работы

Без духовно крепкой и здоровой молодёжи у казачества нет будущего. Особенное значение этот вопрос имеет в настоящее время, когда много молодёжи брошено на произвол улиц, детям некуда прислониться, в стране, где размыты идеалы, возрождение казачества , не просто возвращение к памяти предков, но настоящее серьёзное дело служению Родине – вечная непреходящая ценность и смысл в человеческой жизни.

Во многих странах и сейчас сохранилось уважительное отношение людей к своей национальной культуре. На Украине, например, можно часто встретить людей в национальных костюмах. В Казахстане люди с гордостью, не стесняясь , ходят в стёганых халатах, меховых шапках или фетровых шляпах., в сапогах даже летом.
К сожалению, в России не принято ходить в национальной одежде. Её можно увидеть только в музее, на картинке или во время выступления фольклорных ансамблей.
Но если мы будем вносить в современную одежду хоть некоторые элементы национального костюма, у нас будет чуткое и внимательное отношение к прошлому. А это имеет не только познавательное значение, но и воспитывает нравственные качества личности.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…»                      (Д.С.Лихачёв)
Я очень рада, что в своём костюме мне, на мой взгляд,  удалось создать образ современной казачки. Кроме того во время работы над проектом я узнала многое из истории своих предков, своего рода. И теперь мне есть что передать своим детям и внукам.
И ещё… Я обязательно поздравлю– 4 декабря всех женщин в нашей семье с Днём Казачки. Теперь я горжусь тем, что я  КАЗАЧКА!