Самостоянье человека - залог величия его.
А.С. Пушкин
Введение
Из опыта работы учителя начальных классов
Вспоминается далекий, в то же время и близкий 2000 год, когда получив диплом, я начала свою педагогическую деятельность, в качестве педагога-организатора.
С первых же дней меня поглотила атмосфера бескрайнего творчества, делового сотрудничества; атмосфера, богатая своими укоренившимися традициями, идеями, инновационными технологиями; атмосфера, основанная на принципах взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания. С тех пор прошло 7 лет. Думаю, что в качестве педагога-организатора мне удалось достичь неплохих результатов, ведь неслучайно именно в этой должности мне присвоена высшая квалификационная категория. Но главное, за что я благодарна этому периоду своей деятельности, бесконечно благодарна детям и коллегам – это то, что я утвердилась в правильности выбора своей профессии. Окончательно поняла, что мое предназначение в этой жизни – работать с детьми, создавая для их развития комфортно-психологические условия. А для этого в общении с ними нужно быть не «над», а рядом вместе с ними, сорадуясь и сопереживая, пропуская через свою душу ребячьи радости и огорчения, победы и неудачи.
Вот уже несколько лет я – учитель начальных классов. Моя педагогическая деятельность, как и ранее, реализуется не в вакуумном пространстве, не только в коллективе детей и родителей – она складывается в условиях реализации Программы развития всей гимназии, ориентированной на формирование личности с доминантой самосовершенствования, способной к саморазвитию, самоактуализации, самоопределению. С этих позиций главенствующей педагогической технологией определяется технология саморазвития личности (ТСРЛ), её можно обозначить как метатехнологию, поскольку она органически вбирает в себя и другие педагогические технологии, используемые педколлективом гимназии.
В начальном звене, в прогимназии, образовательный процесс выстраивается в условиях технологии РО (система Эльконина-Давыдова), ориентированной на реализацию субъект-субъектных отношений в образовательном процессе, проблемно-поисковые, исследовательские методы обучения и воспитания, на выработку качеств саморегуляции и самоактуализации развивающейся личности ребёнка.
Думается, что при сложившейся в настоящее время в нашем обществе обстановке безыдейности и безверия идея самосовершенствования как смысла жизни, соединённая с верой личности в самоё себя, может быть одной из основных в построении современной системы воспитания и образования.
Эту идею я давно определила как главенствующую в своей профессиональной деятельности. Она не может быть реализована без гуманно- личностного подхода к личности обучающихся, а это предполагает следующие значимые аспекты.
- личностная ориентация, ставящая в центр всей образовательной системы личность ребенка;
- индивидуальный подход, развитие индивидуальности ребенка;
- издание благоприятных условий для саморазвития и самосовершенствования, самовоспитания и самообразования;
- обеспечение социально-психологической защищенности ребенка;
- демократизм учебно-воспитательного процесса: субъект-субъектность отношений, равенство учителя и ученика, взрослого и ребёнка;
- признание конвенциальных прав ребенка: на ошибку, свободы выбора вида деятельности, добровольность участия и др.;
- сотрудничество (сотворчество, соуправление).
Эти аспекты определяют основную цель всей моей профессиональной деятельности: создание условий для развития всех важнейших сфер личности, формирование доминанты самосовершенствования.
Основная часть
Анализируя свою педагогическую деятельность, я выделяю в ней три основных направления:
- обучение
- воспитание
- самообразование.
Направление обучение.
Любой педагог, столкнувшись с развивающей системой В. В. Эльконина- Д.Б. Давыдова, должен усвоить для себя ее отличие от традиционного обучения.
Итак, учитель входит в класс. На столах у детей – учебники по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. По внешним признакам – учебники, раскрепощенные дети, демократичный учитель, групповая работа на уроке, так называемая рефлексия в конце урока – перед нами урок развивающего обучения.
Увы, далеко не всегда за внешней похожестью кроется реальная попытка учителя строить учебную деятельность детей – деятельность, в которой открываются новые способы действия или преобразуются старые, формируются подлинно научные понятия и понимание сути дела. Зачастую подлинный диалог подменяется псевдодиалогом, предметное действие детей подменяется разговорами, размывается проблема и, в конечном счете, после значительных временных потерь, учитель подводит детей к «открытию», которое так и не становится их собственным открытием.
В процессе работы я уяснила для себя:
1.Ученик является субъектом, а не объектом учебно-воспитательного процесса.
2. Обучение ставится впереди развития, помогает, стимулирует, происходит в зоне ближайшего развития ребенка;
3. Цель формирования способов умственных действий (СУД) имеет приоритет перед целью наполнения памяти ребенка информацией ЗУН;
4. Учебная деятельность ребенка является полноценной: включает этапы целеполагания, планирования, организации деятельности, реализации целей, анализа и оценки результатов;
5.Рефлексия является обязательной частью учебы ребенка;
6. Творческая деятельность обладает приоритетом над репродуктивной.
На опыте коллег, на собственном опыте я увидела, что система РО сосредоточена на том, чтобы дети учились творчески, активно добывали знания, приобретали умения слышать и слушать, осмысленно относиться к своей работе и активно использовать полученные знания. Учебный процесс – это открытие каждым ребенком конкретного знания, а не «натаскивание »его на решение задач. Поэтому с этой целью большое внимание уделяется созданию на каждом уроке условий для осмысления учащимися социальной, практической, личностной значимости изучаемого материала.
В этом году у меня первый класс. С чего я начала свою работу с этим классом?
Самое первое знакомство состоялось в феврале на празднике «Первоклашка», на который были приглашены воспитанники подготовительных групп детских садов. После праздника проведено родительское собрание, на котором было рассказано о системе РО, знакомство с деятельностью гимназии. С марта до середины мая по субботам для будущих первоклассников проводились подготовительные курсы «Введение в школьную жизнь». Цель курсов – адаптация детей к условиям учебной деятельности. Каждая встреча состояла из двух занятий по 25 минут каждое. На занятиях дети выполняли логические задачи, играли, учились оценивать работу друг друга, учились работать в группе, анализировали свою деятельность. Параллельно проводилась работа с родителями – заполнение анкет, социальных паспортов, индивидуальные беседы. Важное значение имеет сотрудничество с психологом. Через наблюдение, тестирование психолог определяет уровень подготовленности учащихся к школе. Вся документация собиралась в отдельную папку по классному руководству, а работы учащихся вкладывались в их портфолио.
1 сентября – волнующий день для всех: и для первоклассников, и для их родителей, и для учителя. С этого дня дан старт великого пути, дано великое начало действию, которое должно:
- раскрыть в каждом ребёнке неповторимую личность,
- развивать умение и желание учиться
- формировать у ребенка новый тип мышления – теоретический
- воспитывать интерес к познанию, к поиску новых источников информации
- проявлять такие личностные качества, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами.
Одна из целей развивающего обучения – формирование у детей основ теоретического мышления. Теоретическое мышление – это способность человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью. Не надо думать, что эта способность присуща только отдельным выдающимся людям. Это есть естественная, жизненно важная, практически необходимая форма сознания человека. Для достижения этой цели изменены содержание и методы начального обучения.
В основе учебного процесса РО лежит так называемая "учебная задача", то есть задача, вынуждающая ученика искать (анализировать, применять) общий способ решения всех задач данного типа. В процессе решения таких задач ученик обобщает существенные особенности объектов, а также свои действия и действия других детей с этими объектами. Тем самым он учится мыслить теоретически. Например, на уроке математики детям надо определить, что больше по высоте: дверь классной комнаты или окно. Задачу нельзя решить непосредственно практически, так как дверь не поднесешь к окну. Нужно искать другое решение. Сначала надо придумать, как вообще можно решить задачу подобного типа. Тогда естественно появляются идеи мерки, сравнения чисел по величине.
Моя задача – создать такие психолого-педагогические условия, что бы возникло словно бы естественным образом, само собой, обсуждение разных вариантов решений учебной задачи – правильных и неправильных. Формирование умственных действий происходит посредством перехода от предметно-преобразующих действий к умственным через графические и знакомые модели. Поэтому при сравнении предметов по массе, по объему и другим признакам учащиеся сначала выполняю практические действия (они сами переливают, взвешивают, прикладывают, налаживают), а лишь затем объясняют суть наблюдаемых явлений, используя схемы и формулы для результата сравнения.
В развитии интеллектуальных способностей младшего школьника особую роль играет мышление.
Мышление – это активный поиск связей и отношений между разными событиями, явлениями, предметами. В возрасте 7–10 лет дети осваивают следующие виды мышления:
- наглядно-действенное (операции с предметами);
- наглядно-образное (операции со словами, числами);
- логическое или абстрактное (операции со знаками).
Для развития мышления младших школьников на уроках математики, русского языка, чтения, ознакомления с окружающим миром я часто использую компьютер и проектор для демонстрации презентаций, поскольку информационно-коммуникационных технологий во многом способствует повышению эффективности и результативности. Это доказано и с научной точки зрения.
Экспериментально учеными установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение. Все это в большой степени обеспечивают информационные технологии. Использование информационных технологий является хорошим дополнением к основному уроку в РО.
Параллельно работе с коллективом учащихся я веду работу с родителями. На мой взгляд, роль родителей должна заключаться в том, чтобы помочь ребенку осознать, почему он затрудняется при выполнении какого-либо задания, чего ему не хватает для того, чтобы успешно справиться. Лучшая помощь со стороны родителей – это искренний интерес к делам ребенка, к его удачам и неудачам, желание разобраться вместе с ребенком в появившихся трудностях, желание вместе с ребенком окунуться в поисковую деятельность для нахождения ответа на проблемный вопрос. И радует то, что родители часто обращаются за советом, консультацией, приходят на уроки.
На мой взгляд, успешность учителя в профессиональной деятельности невозможна без хорошо налаженной системы мониторинга. Так как отметочная система в начальных классах отсутствует, то мною ведутся мониторинговые карты успеваемости, индивидуальных достижений учащихся, мониторинг участия во внеурочной деятельности по предметам, участия в олимпиадах, конкурсах; формируется портфолио каждого учащегося.
Направление воспитания.
Как и многие педагоги, я твердо убеждена в том, что урок проводится ради ребенка, существует для него и что ребенок должен не просто присутствовать на уроке, а жить в нем.
Задачи воспитания всегда тесно переплетаются с задачами обучения на каждом уроке. Начиная с первого класса, работаю над созданием классного коллектива, над культурой поведения, общения. Происходящие в обществе перемены вынуждают искать новые и переосмысливать старые методы обучения и воспитания. Чтобы весь учебно-воспитательный процесс перешел на качественный новый уровень, я в повседневной работе придерживаюсь следующих принципов:
- верь в своего ученика;
- понимай и принимай его таким, какой он сеть;
- уважай ученика, но будь требователен к нему;
- искренне радуйся его удачам и огорчайся ошибкам;
- стремись к созданию оптимально положительных условий для реализации интересов, способностей учащихся.
Выше уже упоминалось об отсутствии отметок. Поэтому на каждом уроке я работу над оценочной самостоятельностью учащегося, которая формирует у ребенка критерии самооценки и взаимооценки. Оценочная самостоятельность формирует понимание того, как устроены критерии, по которым его учебные достижения оценивает коллектив. Оценочная самостоятельность позволяет сформировать у детей отношения взаимопонимания и взаимоуважения, воспитать культуру деловых отношений.
Я считаю, что создание активной жизненной среды, в которой развивается ребенок, формирование союза единомышленников – учителей, учащихся и их родителей, соответствие учебно-воспитательной деятельности интересам и потребностям учащихся позволяют ученикам самоутверждаться и самореализоваться.
Для этого я использую компетентностный подход, с помощью которого возможно раскрытие и реализация потенциальных способностей каждого индивида, включившегося в общественно-значимую деятельность. Для жизни человека компетентности важнее, чем просто запас знаний. Поэтому в своей работе я ориентируюсь на переход от формирования статической знаниевой модели личности к динамической качественной компетентностной. В воспитании уделяю внимание на следующие ключевые суперкомпететности:
- коммуникативная – умение выступать с целью быть понятым;
- автономизационная – умения саморазвития и самопрезентации – способность к самоопределению, самообразованию;
- социальная – умение жить и работать вместе с другими людьми;
- продуктивная – способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность;
- нравственная – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.
Человек – это цель и результат, и главный критерий оценки качества воспитания. Поэтому приоритетными целями воспитания для себя определила – формирование высокого уровня самосознания, самодисциплины, самостоятельности, независимости суждений, сочетающихся с уважением к мнению других людей, способности ориентироваться в мире духовных ценностей. Для этого я устраиваю для детей встречи с разными людьми, экскурсии, игровые тренинги, семейные праздники.
Направление самообразования
Никогда нельзя останавливаться на достигнутом. Только движение вперед дает толчок для развития чего-то нового, полезного в первую очередь для детей. |
Решить задачи РО под силу только человеку, который сам становится субъектом учебной деятельности, мастером педагогического труда, способного через свою профессию познать самого себя, то есть способного к самоизменению через собственную интеллектуальную деятельность. Потому надо уделять серьезное внимание самообразованию и саморазвитию, которое происходит через:
- изучение передового педагогического опыта
- участие в семинарах,
- участие в профессиональных конкурсах
- разработку авторских программ
- повышение квалификации через курсы
- обобщение и распространение опыта, через публикацию материалов.
- применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной среде.
Развивающее обучение само является развивающим и может существовать лишь в творческой атмосфере развития: развивающаяся школа и развивающийся учитель – вот необходимые условия, без соблюдения которых система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова остается прекрасной утопией, идеальным образом, но не реальной целью.
Эта работа представляет собой сотрудничество учителей, желающих освоить систему развивающего обучения, и методистов соответствующей квалификации. В этих условиях учителя и методисты получают возможность выполнять совместную работу на всех стадиях учебного процесса: при проектировании уроков, их проведении, анализе и оценке. Опыт показывает, что только в таких условиях учитель, как правило, овладевает новым типом педагогической деятельности, содержанием и методами развивающего обучения, оказываясь затем способным осуществлять его самостоятельно.