Цель урока: систематизация знаний по теме: “Природно-хозяйственные зоны”
Образовательные задачи урока:
- Провести “географическую реставрацию природно-хозяйственной зоны по одному из её элементов.
- Проверить уровень знаний учащихся природных зон и набора природных компонентов в природных зонах.
- Проверить знание и понимание основных закономерностей распределения природных зон.
- Проверить знание учащимися основных терминов и понятий по теме.
- Развивать умения описывать обьекты, используя нестандартный подход.
- Продолжать формировать интеллектуальные умения: анализировать, систематизировать, обобщать.
Развивающие:
- Развивать умения мыслить в новых, нестандартных ситуациях.
- Развивать гуманитарное мышление путём интеграции знаний, воссоздания целостного, пространственного образа.
- Развитие речи, создание словесных образов.
Воспитательная:
- Воспитание коммуникативной культуры через умение работать в группе , сообща находить решение проблем и задач урока.
Методы преподавания: поисковый метод(самостоятельное добывание знаний на основе предложенных источников информации, в том числе нестандартных , что повышает “ценность”, “рейтинг” урока.
Оборудование:
- физическая карта России,
- карта природных зон России,
- картины,
- фотографии,
- предметы, относящиеся к определённой природно-хозяйственной зоне. Это могут быть лёд, (в банке),
- клюква,
- лимон,
- банка консервированного дальневосточного лосося,
- этикетка от вологодского масла,
- колосок пшеницы,
- кусочек сахара,
- кедровые орешки,
- шишки ели,
- лиственницы,
- семечки подсолнуха,
- желудь,
- лишайник,
- лист клёна и т.д.
Деятельность учителя:
- Обьяснение целей и задач урока.
- Разьяснение , что необычное будет на уроке .
- Пояснение способа добывания информации из необходимого набора предметов.
- Организация поисковой деятельности учащихся.
- Коррекция работы и направление её в нужном направлении.
- Провести рефлексию урока.
Ход урока
- В начале урока обьявить учащимся , что сегодня будет необычная работа. По имеющимся предметам (лишь по одному только) надо воссоздать облик ландшафта и обьяснить особенности природных процессов и хозяйственной деятельности людей на этой территории.
- Пояснить учащимся, что означает термин “Реставрация” и как его применить в конкретной ситуации.
- Привести аналогию из жизни (восстановление облика животных , живших в различное время, по археологическим раскопкам и находкам предметов, описание быта человека и др.)
Предлагается алгоритм проведения “географической реставрации”
1. Определите, к какой природно-хозяйственной зоне относится данный предмет. Обоснуйте свой выбор.
2. Где располагается данная природно-хозяйственная зона? Почему?
Какие обьекты, процессы, явления являются её границами?
3. Что выделяет эту природную зону среди других?
4. Напишите 10 слов , характеризующих образ жизни людей на этой территории.
5. На карте найдите ближайшее место к своей территории , где можно увидеть эту зону , не изменённую деятельностью человека.
6. Составить “ синквейн” по этой природной зоне.
7. Провести “защиту” своей природно-хозяйственной зоны.