Задачи:
- Сформировать знания о почвообразующих факторах., структуре и составу почвы, показать значение почвы в природе и жизни людей; развивать нравственное отношение к земле.
- Показать значение работ Докучаева В.В. в изучении почв России.
Оборудование:
- физическая и почвенная карта России.
- атлас.
- схемы в учебнике: рисунок 41, стр. 90; рис. 42, стр. 91.
- настенные схемы-таблицы “Почвы России”,
- образцы почв,
- печатный раздаточный материал,
- мультимедийная установка,
- слайд-презентация. Приложение 1
Тип урока: урок формирования новых знаний
План урока
Этап урока | Методы и приемы обучения | Продолжительность по времени |
I. Организационный момент | Вступительное слово учителя | 1 мин. |
II. Введение в тему | 2 мин. | |
III. Изучение нового материала: | 30 мин. | |
1. Актуализация знаний учащихся | Вводное слово учителя. Беседа. Постановка задач урока. Знакомство с понятием “Почва” |
3 мин. |
2. Знакомство с биографией Докучаева В.В | Развитие ОУУН и обучение репродукции Изучение вклада ученых в развитие знаний о Земле, почве. | 6 мин. |
3. Гимнастика для глаз | 2 мин. | |
4. Работа со схемой “Почвообразующие факторы” | Работа со схемой. Беседа. | 3 мин. |
5. Знакомство со строением почвы | Обучение репродукции. Работа со схемами, рисунками. Знакомство с новыми понятиями: “материнская порода”, “почвенный горизонт”, “почвенный профиль”, “гумусовый слой”, “горизонт вымывания” и “горизонт вмывания” | 6 мин |
6. Знакомство с типами почв России | Сопоставление таблицы “Типы почв России с почвенной картой. Анализ карты. | 10 мин. |
IV. Закрепление . Рефлексия V. Домашнее задание VI. Окончание урока |
Обобщение и выводы по уроку | 4 мин 2 мин. 1 мин. |
ХОД УРОКА
I. Организационная часть урока:
Здравствуйте! Прошу вас сесть. Вижу, все готовы к работе.
II. Введение в тему
Сегодня мы приступаем к изучению темы № 4 “Почвы и почвенные ресурсы”. Изучать тему будем 2 часа, по ходу изучения темы выполним практическую работу – урок №2, по желанию можно подготовить сообщения, тематика сообщений на стенде “Сегодня на уроке”. Эта тема важна для тех людей, кто связан с землей. Приведите примеры таких профессий (агроном, животновод, комбайнер, земледелец)
III. Изучение нового материала
1. Тема, цель, задачи, план урока, ключевые слова темы (слайд № 1, 2, 3)
2. Актуализация знаний учащихся
Слово “земля” в русском языке имеет много значений. Землей называют нашу планету, сельскохозяйственные угодья (слайд № 4). Отношение русского человека к земле всегда было свято, отразилось в поговорках, пословицах, песнях. Вспомните пословицы-поговорки русского народа. (Господь повелел от земли кормиться. Без хозяина земля круглая сирота.)
- слайд № 5 -- Первым исследователем почв в России был М.В. Ломоносов. В своем трактате “О слоях земных” он ставит вопрос: “Что есть почва?”.
- так “Что есть почва?”.
- стр. 88, & 15, - найдите и прочитайте определение почвы.
- раздаточный материал, 1 страница, выделенный шрифт – дано еще одно определение почвы. Найдите и прочитайте.
Знакомство с биографией Докучаева. - работа над реализацией главной задачи II четверти: “развитие ОУУН и обучение репродукции” (использование диагностико-технологического процесса обучения по В. Зайцеву).
Тысячи лет человек пахал землю, засевал ее, собирал урожаи. А что знали о почве земледельцы? Что знали ученые? В России изучение почвы началось в XV веке с описания всех земель и велось в течение 200 лет – слайд № 6
- Раздаточный материал, стр. 1, пункт 1-2. читаем вполголоса, проговаривая каждое слово.
- Как назывались I карты, составленные Докучаевым в Нижегородской губернии? (почвенная и геологическая)
- Где демонстрировалась первая коллекция русских почв, составленная В.В. Докучаевым? (на Всемирной Парижской выставке)
- Автором каких трудов и книг является Докучаев? – расскажите в парах, дополняя рассказ друг друга. (“Способы образования речных долин”, “Русский чернозем”, “Материалы к оценке земель Нижегородской губернии”, “Наши степи прежде и теперь”)
- ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ!!!
- Мы работали со слайдами, читали дополнительный материал. Предлагаю провести гимнастику для глаз.
- Откинулись на спинку стула, руки опустили вдоль туловища, плечи расслабили. Закрыли глаза. Резко открыли – повторить 3 раза.
- Подняли взгляд вверх, опустили вниз, перевели взгляд влево – вправо – повторить 3 раза.
- Закрыли глаза – открыли и смотрим на дату сегодняшнего дня, записанную на доске (считаю до 5) – повторить 3 раза.
4. Почвообразующие факторы - слайд № 7
Почвообразующие процессы – зарождение и эволюция почв под воздействием факторов почвообразования. Рассмотрим схему:
- пояснением к схеме – текст, раздаточный материал, стр. 1, пункт 3. – читаем вполголоса.
5. Строение почвы. Слайд - № 8
- рассмотрим механический состав почв – рис. 41.
- стр. 92 и текст – 3 абзац.
- перескажите соседу по парте (ученики 1 варианта)
- познакомимся со структурой почвы – работа под руководством учителя по настенной таблице.
– читаем текст, стр. 94, 2 абзац.
- перескажите соседу по парте (ученики 2 варианта)
- от чего зависит плодородие почвы? Стр. 93. 4 абзац
- перескажите соседу по парте (ученики 1 варианта)
- почвенный горизонт. – рис. 42, стр. 91.
Вывод! - Почвенные горизонты – слои почвы, формирующиеся в результате естественного разрушения материнской породы в процессе почвообразования.
- рассмотрим почвенный профиль – рис. 43, стр92.. Читаем 1 абзац, стр. 92 .
6. Типы почв России:
- название почве дали по названию гумусового горизонта – рис. 44
Почвенные карты – отображают размещение почв (типов, подтипов, видов), механического состава почв и почвообразующих пород.
- работа в парах с таблицей “Типы почв России” и “Почвенная карта России” - стр. 94, рис. 45. Найдите все типы почв, данные в таблице.
- как размещаются основные типы почв по территории России? (Географическое расположение почв на равнинах подчинено общим законам широтной зональности, а в горах – высотной поясности.)
IV. Закрепление. Рефлексия
- Какова роль Докучаева в изучении почв России?
- Какую роль в почвообразовании играют живые организмы?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Оцените свою работу на уроке, оценку поставьте в дневник, если соответствует вашему настроению сегодня. Если нет, то подготовьте творческое домашнее задание по теме урока.
V. Домашнее задание – слайд № 9
& 15 – 16.
- Спасибо за работу! Жду продолжения нашего сотрудничества! Прошу подойти учащихся, оценивших свою работу на уроке и выставивших оценки в дневник. Урок окончен. Приберите свое рабочее место. До свидания.
Учебник: И.И. Баринова. География России. Природа. 8 класс. М.: Дрофа, 2005 г.
Программно-методическое обеспечение урока:
- Программа для общеобразовательных учреждений. География. М.: Дрофа, 2006 г.
- Баринова И.И,. Ром В.Я. География России. Методическое пособие. 8 – 9 класс.М.: Дрофа, 2000 г.
- Даль В. Пословицы и поговорки русского народа. М.: ЭКСМО – Пресс, 2002 г.
- Душина И.И. Поурочное планирование 8 – 9 класс. МИПКРО, 2001 г.
- Ермошкина А.Е.. Уроки географии. 8 класс. М.: Просвещение, 1993 г.
- Малиновская С.А.. География России. 8 класс. Поурочные планы. Волгоград. Учитель – АСТ, 2004 г.