Почвы. Их разнообразие. Закономерности, размещение

Разделы: География


Задачи:

  1. Сформировать знания о почвообразующих факторах., структуре и составу почвы, показать значение почвы в природе и жизни людей; развивать нравственное отношение к земле.
  2. Показать значение работ Докучаева В.В. в изучении почв России.

Оборудование:

  • физическая и почвенная карта России.
  • атлас.
  • схемы в учебнике: рисунок 41, стр. 90; рис. 42, стр. 91.
  • настенные схемы-таблицы “Почвы России”,
  • образцы почв,
  • печатный раздаточный материал,
  • мультимедийная установка,
  • слайд-презентация. Приложение 1

Тип урока: урок формирования новых знаний

План урока

Этап урока Методы и приемы обучения Продолжительность по времени
I. Организационный момент Вступительное слово учителя 1 мин.
II. Введение в тему   2 мин.
III. Изучение нового материала:   30 мин.
1. Актуализация знаний учащихся Вводное слово учителя. Беседа.

Постановка задач урока.

Знакомство с понятием “Почва”

3 мин.
2. Знакомство с биографией Докучаева В.В Развитие ОУУН и обучение репродукции Изучение вклада ученых в развитие знаний о Земле, почве. 6 мин.
3. Гимнастика для глаз   2 мин.
4. Работа со схемой “Почвообразующие факторы” Работа со схемой. Беседа. 3 мин.
5. Знакомство со строением почвы Обучение репродукции. Работа со схемами, рисунками. Знакомство с новыми понятиями: “материнская порода”, “почвенный горизонт”, “почвенный профиль”, “гумусовый слой”, “горизонт вымывания” и “горизонт вмывания” 6 мин
6. Знакомство с типами почв России Сопоставление таблицы “Типы почв России с почвенной картой. Анализ карты. 10 мин.
IV. Закрепление . Рефлексия

V. Домашнее задание

VI. Окончание урока

Обобщение и выводы по уроку 4 мин

2 мин.

1 мин.

ХОД УРОКА

I. Организационная часть урока:

Здравствуйте! Прошу вас сесть. Вижу, все готовы к работе.

II. Введение в тему

Сегодня мы приступаем к изучению темы № 4 “Почвы и почвенные ресурсы”. Изучать тему будем 2 часа, по ходу изучения темы выполним практическую работу – урок №2, по желанию можно подготовить сообщения, тематика сообщений на стенде “Сегодня на уроке”. Эта тема важна для тех людей, кто связан с землей. Приведите примеры таких профессий (агроном, животновод, комбайнер, земледелец)

III. Изучение нового материала

1. Тема, цель, задачи, план урока, ключевые слова темы (слайд № 1, 2, 3)

2. Актуализация знаний учащихся

Слово “земля” в русском языке имеет много значений. Землей называют нашу планету, сельскохозяйственные угодья (слайд № 4). Отношение русского человека к земле всегда было свято, отразилось в поговорках, пословицах, песнях. Вспомните пословицы-поговорки русского народа. (Господь повелел от земли кормиться. Без хозяина земля круглая сирота.)

- слайд № 5 -- Первым исследователем почв в России был М.В. Ломоносов. В своем трактате “О слоях земных” он ставит вопрос: “Что есть почва?”.

- так “Что есть почва?”.

- стр. 88, & 15, - найдите и прочитайте определение почвы.

- раздаточный материал, 1 страница, выделенный шрифт – дано еще одно определение почвы. Найдите и прочитайте.

Знакомство с биографией Докучаева. - работа над реализацией главной задачи II четверти: “развитие ОУУН и обучение репродукции” (использование диагностико-технологического процесса обучения по В. Зайцеву).

Приложение 2

Тысячи лет человек пахал землю, засевал ее, собирал урожаи. А что знали о почве земледельцы? Что знали ученые? В России изучение почвы началось в XV веке с описания всех земель и велось в течение 200 лет – слайд № 6

- Раздаточный материал, стр. 1, пункт 1-2. читаем вполголоса, проговаривая каждое слово.

- Как назывались I карты, составленные Докучаевым в Нижегородской губернии? (почвенная и геологическая)

- Где демонстрировалась первая коллекция русских почв, составленная В.В. Докучаевым? (на Всемирной Парижской выставке)

- Автором каких трудов и книг является Докучаев? – расскажите в парах, дополняя рассказ друг друга. (“Способы образования речных долин”, “Русский чернозем”, “Материалы к оценке земель Нижегородской губернии”, “Наши степи прежде и теперь”)

- ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ!!!

- Мы работали со слайдами, читали дополнительный материал. Предлагаю провести гимнастику для глаз.

  • Откинулись на спинку стула, руки опустили вдоль туловища, плечи расслабили. Закрыли глаза. Резко открыли – повторить 3 раза.
  • Подняли взгляд вверх, опустили вниз, перевели взгляд влево – вправо – повторить 3 раза.
  • Закрыли глаза – открыли и смотрим на дату сегодняшнего дня, записанную на доске (считаю до 5) – повторить 3 раза.

4. Почвообразующие факторы - слайд № 7

Почвообразующие процессы – зарождение и эволюция почв под воздействием факторов почвообразования. Рассмотрим схему:

- пояснением к схеме – текст, раздаточный материал, стр. 1, пункт 3. – читаем вполголоса.

5. Строение почвы. Слайд - № 8

- рассмотрим механический состав почв – рис. 41.

- стр. 92 и текст – 3 абзац.

- перескажите соседу по парте (ученики 1 варианта)

- познакомимся со структурой почвы – работа под руководством учителя по настенной таблице.

– читаем текст, стр. 94, 2 абзац.

- перескажите соседу по парте (ученики 2 варианта)

- от чего зависит плодородие почвы? Стр. 93. 4 абзац

- перескажите соседу по парте (ученики 1 варианта)

- почвенный горизонт. – рис. 42, стр. 91.

Вывод! - Почвенные горизонты – слои почвы, формирующиеся в результате естественного разрушения материнской породы в процессе почвообразования.

- рассмотрим почвенный профиль – рис. 43, стр92.. Читаем 1 абзац, стр. 92 .

6. Типы почв России:

- название почве дали по названию гумусового горизонта – рис. 44

Почвенные карты – отображают размещение почв (типов, подтипов, видов), механического состава почв и почвообразующих пород.

- работа в парах с таблицей “Типы почв России” и “Почвенная карта России” - стр. 94, рис. 45. Найдите все типы почв, данные в таблице.

- как размещаются основные типы почв по территории России? (Географическое расположение почв на равнинах подчинено общим законам широтной зональности, а в горах – высотной поясности.)

Приложение 3

IV. Закрепление. Рефлексия

  1. Какова роль Докучаева в изучении почв России?
  2. Какую роль в почвообразовании играют живые организмы?
  3. Что нового вы узнали на уроке?
  4. Оцените свою работу на уроке, оценку поставьте в дневник, если соответствует вашему настроению сегодня. Если нет, то подготовьте творческое домашнее задание по теме урока.

V. Домашнее задание – слайд № 9

& 15 – 16.

- Спасибо за работу! Жду продолжения нашего сотрудничества! Прошу подойти учащихся, оценивших свою работу на уроке и выставивших оценки в дневник. Урок окончен. Приберите свое рабочее место. До свидания.

Учебник: И.И. Баринова. География России. Природа. 8 класс. М.: Дрофа, 2005 г.

Программно-методическое обеспечение урока:

  1. Программа для общеобразовательных учреждений. География. М.: Дрофа, 2006 г.
  2. Баринова И.И,. Ром В.Я. География России. Методическое пособие. 8 – 9 класс.М.: Дрофа, 2000 г.
  3. Даль В. Пословицы и поговорки русского народа. М.: ЭКСМО – Пресс, 2002 г.
  4. Душина И.И. Поурочное планирование 8 – 9 класс. МИПКРО, 2001 г.
  5. Ермошкина А.Е.. Уроки географии. 8 класс. М.: Просвещение, 1993 г.
  6. Малиновская С.А.. География России. 8 класс. Поурочные планы. Волгоград. Учитель – АСТ, 2004 г.