Тема: «Поверхностное натяжение жидкости».
Цели урока:
- развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований;
- формировать умение самостоятельно выполнять опыты, проводить наблюдения и измерения, осуществлять запись, математическую обработку результатов эксперимента, формулировать вывод;
- использовать приобретенные знания для решения практических задач.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Выполнение экспериментальных заданий.
1. Обнаружение силы поверхностного натяжения жидкости.
Оборудование: стакан с водой, кусочек пластилина, петля проволочная.
Порядок выполнения работы:
1. Скатайте из кусочка пластилина шарик диаметром 2-3 мм. Осторожно положите его на поверхность воды при помощи проволочной петли. Рассмотрите форму поверхности воды около шарика.
2. Погрузите шарик в воду. Почему в этом случае шарик тонет?
3. Опустите проволочную петлю в стакан с водой, а затем осторожно выньте ее из воды. В петле образовалась пленка. Осторожно изменяйте площадь поверхности плёнки. Для этого раздвигайте и сближайте концы проволочной петли. Какая сила удерживает воду в петле?
2. Выяснение зависимости силы поверхностного натяжения жидкости от температуры и наличия примесей в жидкости.
Оборудование: стакан с холодной водой, стакан с горячей водой, пробирка с тальком, кусочек мыла, кусочек пластилина, петля проволочная.
Порядок выполнения работы:
1. Скатайте из кусочка пластилина шарик диаметром 2-3 мм. Положите его с помощью проволочной петли сначала на поверхность холодной воды, а затем – горячей.
Сравните результаты опытов и объясните их.
Ответьте на вопросы:
- Зависит ли коэффициент поверхностного натяжения воды от температуры?
- По какому признаку об этом можно судить?
2. Посыпьте тальком поверхность холодной воды в стакане. Для этого закройте отверстие в пробирке кусочком марли и просейте тальк над водой.
3. Коснитесь поверхности воды кусочком мыла, а затем посыпьте сначала сахар, потом соль. Что при этом наблюдается?
Ответьте на вопросы:
- Как изменился коэффициент поверхностного натяжения воды при растворении мыла?
- Как изменился коэффициент поверхностного натяжения воды при растворении сахара?
- Как изменился коэффициент поверхностного натяжения воды при растворении соли?
3. Наблюдение зависимости высоты поднятия жидкости от толщины воздушного клина.
Оборудование: пластинки стеклянные – 2 шт., стакан с водой, кусочек пластилина.
Порядок выполнения работы:
1. Соедините две стеклянные пластины друг с другом так, чтобы между ними образовался воздушный клин (см. рисунок). Для этого между пластинами с края поместите кусочек пластилина. 2. Отпустите пластинки в стакан на глубину 0,5 – 1 см. наблюдайте за поднятием воды между пластинами. 3. Зарисуйте в тетради форму поверхности воды между пластинами. |
Ответьте на вопросы:
- Что можно сказать о зависимости высоты поднятия воды от толщины воздушного клина?
- Какая сила поднимает воду между пластинами?
4. Вычисление среднего диаметра капилляра в теле.
Оборудование: стакан с водой, полоска промокательной бумаги, полоска ткани, линейка, таблица «Коэффициент поверхностного натяжения жидкости».
Порядок выполнения работы:
1. На промокательной бумаге и на ткани на расстоянии 0,5 – 1 см от одного из концов сделайте отметку. Одновременно промокательную бумагу и ткань опустите в воду до отметки. Наблюдайте за поднятием воды в обеих полосках.
2. Как только поднятие воды прекратится, выньте обе полоски. В какой полоске диаметр капилляров больше?
3. Выполните необходимые измерения и вычислите средний диаметр капилляров в обеих полосках.
4. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу.
Материал |
Высота столба жидкости над отметкой |
Диаметр капилляра (в мм) |
Промокательная бумага |
|
|
Ткань |
|
|
5. Сформулируйте вывод.
III. Контрольные вопросы и задания.
Рис. 1
1 уровень:
- Почему расплавленный жир плавает на поверхности воды в виде кружков?
- Почему чернилами нельзя писать на жирной бумаге?
- Почему мокрое платье становится узко?
- На каком физическом явлении основано употребление полотенец?
- С какой силой действует мыльная пленка на проволоку (рис. 1), если длина проволоки 3 см? Какую работу надо совершить, чтобы переместить проволоку на 2 см?
- На какую высоту поднимется спирт в трубке радиусом 0,5 мм?
2 уровень:
Рис. 2
- Для получения свинцовой дроби расплавленный свинец сквозь узкие отверстия льют с некоторой высоты. Во время падения свинец принимает форму шариков. Почему?
- Почему две капельки ртути, приведенные соприкосновение, сливаются в одну?
- Если на поверхность воды положить нитку и с одной стороны от нее капнуть эфиром, то нитка будет перемещаться. Почему это происходит и в какую сторону она перемещается?
- Почему бывает трудно налить жидкость в пузырек с узким горлышком?
- Почему волоски кисточки в воде расходятся, а вынутые из воды слипаются?
- В тонкой стеклянной трубке, лежащей горизонтально (рис. 2), находится столбик воды. Какое явление будет иметь место, если один конец трубки подогревать?
- Положите на поверхность воды спичку и коснитесь воды кусочком мыла по одну сторону вблизи спички.
Объяснить наблюдаемое явление. Найти силу, приводящую спичку в движение, если длина спички 4 см.
- Найти массу воды, поднявшейся по капиллярной трубке диаметром 0,5 мм.
3 уровень
Рис. 3
- Почему уменьшаются размеры мыльного пузыря, если перестать дуть в трубку, на конце которой держится пузырь?
- У какой воды больше поверхностное натяжение: у чистой или у мыльной? Почему мыльная вода дает такие прочные пузыри, каких из чистой воды получить нельзя?
- Бумажная рамка (рис. 3) плавает на поверхности воды. Что произойдет, если внутрь рамки капнуть мыльным раствором?
- Какую жидкость можно лить в стакан выше краев?
- Должны ли смазочные материалы смачивать трущиеся металлы?
- Влияет ли величина диаметра стеклянной трубки барометра на точность его показаний?
- Из капельницы накапали равные массы сначала холодной воды, затем горячей воды. Как и во сколько раз изменился коэффициент поверхностного натяжения воды, если в первом случае образовалось 40, а во втором 48 капель? Плотность воды считать оба раза одинаковой.
- В капиллярной трубке радиусом 0,5 мм жидкость поднялась на 11 мм. Найти плотность данной жидкости, если ее коэффициент поверхностного натяжения 22 мН/м.
Коэффициент поверхностного натяжения некоторых веществ при температуре 200 С
Вещество |
Поверхностное натяжение |
Азотная кислота 70% |
59,4 |
Анилин |
42,9 |
Ацетон |
23,7 |
Бензол |
29,0 |
Вода |
72,8 |
Глицерин |
59,4 |
Нефть |
26 |
Ртуть |
465 |
Серная кислота 85% |
57,4 |
Спирт этиловый |
22,8 |
Уксусная кислота |
27,8 |
Эфир этиловый |
16,9 |
Раствор мыла в воде |
40 |
ЛИТЕРАТУРА
- Буров В. А., Иванов А. И., Свиридов В. И. Фронтальные экспериментальные задания по физике. 9 класс/ Под ред. В. А. Бурова. – М.: Просвещение, 1986.
- Рымкевич А. П. Сборник задач по физике 9-11 кл. общеобразовательных учреждений. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 1996.
- Саенко П. Г., Данюшенков В. С., Коршунова О. В., Шаронова Н. В., Левитан Е. П., Кабардин О. Ф., Орлов В. А. ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Физика 10-11 классы. М.: «Просвещение», 2007.
- Сборник задач по физике: Для 9-11 кл. общеобразовательных учреждений/ Сост. Г. Н. Степанова. – М.: Просвещение, 1995.
- Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике в средней школе. Пособие для учителей. Изд. 4-е, перераб. И доп. М., «Просвещение», 1972.